Цель: продолжать формировать и закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов, задачи геометрического характера, развивать логическое мышление, умение анализировать, воспитывать умение оценивать свой труд, взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам, познавательный интерес.
Формы проведения урока:
Учебный диалог, фронтальная работа, групповая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика – это магия цифр и чисел. Это число в древности было окружено особенным почетом. Еще в Древнем Риме было известно это число планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Это число считалось священным и магическим. Возможно, это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает мир через столько же «отверстий» в голове.
Рим и Киев были построены на стольких холмах.
Это число широко используется в сказках и мифах древнего мира. Оно символизирует тайну. Какое же это число? (Число 7)
Существует такое устойчивое выражение «За семью печатями». Вот сегодня мы с вами и узнаем, что спрятано за семью печатями.
II. Объявление темы урока.
Время первой печати.
Сняв эту печать, мы узнаем тему нашего урока. Под этой печатью геометрическое задание.
Рисунок 1
Вам нужно назвать все четырехугольники и треугольники.
Учащиеся называют фигуру, а учитель открывает карточки, на которых записаны математические термины.
Четырехугольники: АВСD, АКЕD, АКСD, КВСЕ, АКСЕ, МВСО.
Треугольники: КВС, КСЕ, АКЕ, АЕD, КМО.
У Ч И М С Я |
множение исло нтеграл ножитель умма рд |
пряма |
И Г Р А Я |
кс ипотенуза адиус лгебра |
- Итак, какова тема нашего урока?
- Что общего во всех этих словах? Что их объединяет?
(Это математические термины). Некоторые из них вы уже знаете (умножение, число, множитель, сумма, икс, радиус, прямая), слышали про алгебру и ярд.
В 1101 году указом английского короля Генриха I установлено, что мера длины ярд является расстоянием от кончика носа его Величества короля до конца среднего пальца вытянутой руки.
Про интеграл и гипотенузу узнаете в старших классах.
III. Работа над темой урока.
1. Работа над задачей.
Время второй печати.
Чтобы узнать, что за второй печатью, нужно разгадать ребус.
Д А / Ч И
- Итак, за следующей печатью задачи.
Время третьей печати.
Открываем учебники.
(Чтение задания и условия задач)
- Проанализировать задачи.
- Решаем самостоятельно:
1 вариант – первую задачу,
2 вариант – вторую задачу.
Два человека от каждого варианта у доски.
- Сравните решения этих задач.
(Это обратные задачи).
(1. В один магазин привезли 18 одинаковых бидонов молока, а в другой – 12 таких же бидонов. В первый магазин привезли на 228 л молока больше, чем во второй. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?
1) 18 – 12 = 6 (б.) – на столько больше.
2) 228 : 6 = 38 (л) – в одном бидоне.
3) 38 ∙ 18 = 684 (л) – привезли в первый магазин.
4) 38 ∙ 12 = 456 (л) – привезли во второй магазин.
2. В один магазин привезли в одинаковых бидонах 684 л молока, а в другой – 456 л молока в таких бидонах. В первый магазин привезли на 6 бидонов молока больше, чем во второй. Сколько бидонов молока привезли в каждый магазин?
1) 684 – 456 = 228 (л) – на столько больше.
2) 228 : 6 = 38 (л) – в одном бидоне.
3) 684 : 38 = 18 (б.) – привезли в первый магазин.
4) 456 : 38 = 12 (б.) – привезли во второй магазин.)
Физкультминутка.
Старинные меры длины.
Аршин – 71 см – длина шага взрослого человека
(шаг вперед и шаг назад).
Сажень – маховая – 1,76 м – расстояние между средними пальцами двух вытянутых в стороны рук
(руки в стороны)
- косая – 2,48 м – расстояние от носка левой ноги до среднего пальца поднятой вверх и чуть в сторону правой руки
(ноги на ширину плеч, рука поднята вверх).
Ярд – 91 см – от кончика носа до среднего пальца вытянутой руки
(два ярда со сменой рук).
Локоть – 44 см
(движения от локтя до пальцев).
Фут – 30 см – ступня взрослого
(два фута вперед и два фута назад).
Пядь - малая – 17 см – расстояние между большим и указательным пальцами,
- большая – 27см – расстояние между большим пальцем и мизинцем
(упражнения для пальцев).
Дюйм – 2,5см – первая фаланга большого пальца
(пальцы в кулак, большой палец вверх, движения первой фалангой большого пальца).
2. Устный счет.
Время четвертой печати.
Найдите сумму всех чисел от 1 до 100.
1 + 2 + 3 + … + 97 + 98 + 99 + 100 = ?
Как вы будете выполнять это задание? Каким правилом вы воспользуетесь? (Группировка слагаемых)
(1 + 100) + (2 + 99) + (3 + 98) + … + (52 + 49) + (51 + 50) = 101 ∙ 50 = =5050
Точно также вычислял сумму немецкий мальчик Карл Гаусс, который впоследствии стал великим математиком. (Показать портрет)
Время пятой печати.
Чтобы узнать в какой стране родился К.Гаусс, нужно расположить буквы в порядке возрастания четных чисел.
Т |
212915 |
Д |
817947 |
Р |
187372 |
Н |
875000 |
Л |
999999 |
Г |
90004 |
М |
188350 |
Я |
900005 |
К |
295787 |
Ф |
91111 |
А |
345112 |
Е |
177138 |
И |
883006 |
С |
892003 |
Я |
891004 |
90004 – Г
177138 – Е
187372 – Р
188350 – М
345112 – А
875000 – Н
883006 – И
891004 – Я
3. Умножение многозначных чисел.
Время шестой печати.
Если вы правильно умножите эти многозначные числа, то из слогов сложится имя еще одного великого математика.
(Показать портрет)
4. Составление и решение уравнения.
Время седьмой печати.
Если будет правильно составлено и решено уравнение, вы узнаете страну, в которой жил Рене Декарт.
Сумма трех чисел 800, первое число 300,оно в 4 раза больше второго числа. Найди третье число.
300 + 300 : 4 + х = 800
300 + 75 + х = 800
375 + х = 800
х = 800 – 375
х = 425
Страна – Франция.
IV. Итог урока.
Мы с вами открыли все семь печатей. Посчитайте, сколько печатей у вас.
Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали на уроке?
Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
Спасибо за работу.