Урок математики в 4-м классе "За семью печатями" (закрепление пройденного материала)

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжать формировать и закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов, задачи геометрического характера, развивать логическое мышление, умение анализировать, воспитывать умение оценивать свой труд, взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам, познавательный интерес.

Формы проведения урока:

Учебный диалог, фронтальная работа, групповая работа.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Математика – это магия цифр и чисел. Это число в древности было окружено особенным почетом. Еще в  Древнем Риме было известно это число планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Это число считалось священным и магическим. Возможно, это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает мир через столько же «отверстий» в голове.

Рим и Киев были построены на стольких холмах.

Это число широко используется в сказках и мифах древнего мира. Оно символизирует тайну. Какое же это число? (Число 7)

Существует такое устойчивое выражение «За семью печатями». Вот сегодня мы с вами и узнаем, что спрятано за семью печатями.

II. Объявление темы урока.

Время первой печати.

Сняв эту печать, мы узнаем тему нашего урока. Под этой печатью геометрическое задание.

Рисунок1

Рисунок 1

Вам нужно назвать все четырехугольники и треугольники.

Учащиеся называют фигуру, а учитель открывает карточки, на которых записаны математические термины.

Четырехугольники: АВСD, АКЕD, АКСD, КВСЕ, АКСЕ, МВСО.

Треугольники: КВС, КСЕ, АКЕ, АЕD, КМО.

У

Ч

И

М

С

Я

множение

исло

нтеграл

ножитель

умма

рд

 

 

 

 

пряма

И

Г

Р

А

Я

кс

ипотенуза

адиус

лгебра

- Итак, какова тема нашего урока?

- Что общего во всех этих словах? Что их объединяет?

(Это математические термины). Некоторые из них вы уже знаете (умножение, число, множитель, сумма, икс, радиус, прямая), слышали про алгебру и ярд.

В 1101 году указом английского короля Генриха I установлено, что мера длины ярд является расстоянием от кончика носа его Величества короля до конца среднего пальца вытянутой руки.

Про интеграл и гипотенузу узнаете в старших классах.

III. Работа над темой урока.

1. Работа над задачей.

Время второй печати.

Чтобы узнать, что за второй печатью, нужно разгадать ребус.

Д А / Ч И      

- Итак, за следующей печатью задачи.

Время третьей печати.

Открываем учебники.

(Чтение задания и условия задач)

- Проанализировать задачи.

- Решаем самостоятельно:

1 вариант – первую задачу,

2 вариант – вторую задачу.

Два человека от каждого варианта у доски.

- Сравните решения этих задач.

(Это обратные задачи).

(1. В один магазин привезли 18 одинаковых бидонов молока, а в другой – 12 таких же бидонов. В первый магазин привезли на 228 л молока больше, чем во второй. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?

1) 18 – 12 = 6 (б.) – на столько больше.

2) 228 : 6 = 38 (л) – в одном бидоне.

3) 38 ∙ 18 = 684 (л) – привезли в первый магазин.

4) 38 ∙ 12 = 456 (л) – привезли во второй магазин.

2. В один магазин привезли в одинаковых бидонах 684 л молока, а в другой – 456 л молока в таких бидонах. В первый магазин привезли на 6 бидонов молока больше, чем во второй. Сколько бидонов молока привезли в каждый магазин?

1) 684 – 456 = 228 (л) – на столько больше.

2) 228 : 6 = 38 (л) – в одном бидоне.

3) 684 : 38 = 18 (б.) – привезли в первый магазин.

4) 456 : 38 = 12 (б.) – привезли во второй магазин.)

Физкультминутка.

Старинные меры длины.

Аршин – 71 см – длина шага взрослого человека

(шаг вперед и шаг назад).

Сажень – маховая – 1,76 м – расстояние между средними пальцами двух вытянутых в стороны рук

(руки в стороны)

- косая – 2,48 м – расстояние от носка левой ноги до среднего пальца поднятой вверх и чуть в сторону правой руки

(ноги на ширину плеч, рука поднята вверх).

Ярд – 91 см – от кончика носа до среднего пальца вытянутой руки

(два ярда со сменой рук).

Локоть – 44 см

(движения от локтя до пальцев).

Фут – 30 см – ступня взрослого

(два фута вперед и два фута назад).

Пядь - малая – 17 см – расстояние между большим и указательным пальцами,

- большая – 27см – расстояние между большим пальцем и мизинцем

(упражнения для пальцев).

Дюйм – 2,5см – первая фаланга большого пальца

(пальцы в кулак, большой палец вверх, движения первой фалангой большого пальца).

2. Устный счет.

Время четвертой печати.

Найдите сумму всех чисел от 1 до 100.

1 + 2 + 3 + … + 97 + 98 + 99 + 100 = ?

Как вы будете выполнять это задание? Каким правилом вы воспользуетесь? (Группировка слагаемых)

(1 + 100) + (2 + 99) + (3 + 98) + …  + (52 + 49) + (51 + 50) = 101 ∙ 50 =  =5050

Точно также вычислял сумму немецкий мальчик Карл Гаусс, который впоследствии стал великим математиком. (Показать портрет)

Время пятой печати.

Чтобы узнать в какой стране родился К.Гаусс, нужно расположить буквы в порядке возрастания четных чисел.

Т

212915

Д

817947

Р

187372

Н

875000

Л

999999

Г

90004

М

188350

Я

900005

К

295787

Ф

91111

А

345112

Е

177138

И

883006

С

892003

Я

891004

90004 – Г

177138 – Е

187372 – Р

188350 – М

345112 – А

875000 – Н

883006 – И

891004 – Я

3. Умножение многозначных чисел.

Время шестой печати.

Если вы правильно умножите эти многозначные числа, то из слогов сложится имя еще одного великого математика.

Таблица1

 (Показать портрет)

4. Составление и решение уравнения.

Время седьмой печати.

Если будет правильно составлено и решено уравнение, вы узнаете страну, в которой жил Рене Декарт.

Сумма трех чисел 800, первое число 300,оно в 4 раза больше второго числа. Найди третье число.

300 + 300 : 4 + х = 800

300 + 75 + х = 800

375 + х = 800

х = 800 – 375

х = 425

Страна – Франция.

IV. Итог урока.

Мы с вами открыли все семь печатей. Посчитайте, сколько печатей у вас.

Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали на уроке?

Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

Спасибо за работу.