Цели:
- ввести понятие «звук речи»;
- учить определять количество звуков в словах;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- продолжить работу по развитию речи.
Оборудование:
- карточки для схемы «Речь»;
- карточки для обозначения звуков;
- сотовый телефон;
- «Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др., I часть;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
- Речь.
- Какой может быть наша речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- А из чего состоят слова?
во время ответов на вопросы на доске появляется схема: РЕЧЬ
устная письменная
предложения
слова
слоги
- Мы с вами делали ещё одно открытие про слова: какие они бывают?
- Вот, например, ДРУЧКА – это настоящее слово или нет? Почему?
(ненастоящее, потому что ничего не обозначает)
- А вот слово РУЧКА какое? Почему?
(настоящее, потому что обозначает вещь, которой пишем)
- Скажите ручка и слово ручка – это одно и то же или нет?
(учитель показывает ручку и убирает её, чтобы дети объяснили разницу)
- Можете ли выделить слоги в слове ручка? Давайте выделим.
(хором делят слово на слоги)
- Сколько слогов получилось?
физминутка
III. Изучение нового.
- Введение понятия «звуки».
- Итак, значит, ручка – это вещь, предмет. А из чего она состоит?
(учитель показывает части ручки, разобрав её: стержень и корпус)
- Такие части есть в этой вещи – ручке. А как вы думаете, в слове ручка тоже есть стержень и корпус?!
- Из чего же состоят слова?
(рассуждения учащихся, напомнить о видах речи, что нас интересует из чего состоят слова устной речи, т.е. те, которые мы произносим )
- Сделаем вывод: слова устной речи состоят из звуков.
физминутка
а) упражнения в определении количества звуков
- Давайте мы с вами попробуем отыскать и назвать те звуки, из которых сложилось слово ручка.
(коллективно: вначале учитель произносит протяжно и членораздельно каждый звук, а потом ещё раз вместе с детьми, одновременно с этим, учитель крепит на доске квадратики, обозначающие звуки в слове – 5 квадратиков)
- Посмотрите, вот так, при помощи квадратиков, мы с вами будем обозначать звуки нашей речи.
- А теперь проверим, правильно ли мы составили звуковую схему слова ручка.
(прочитывают по схеме, произнося каждый звук слова)
- Сколько звуков в слове ручка?
б) игра «Поймай звук»
- А теперь давайте поиграем. Представьте, что у меня в руках «звуковой» мячик. Я буду «кидать» вам звук, а вы его должны поймать и повторить. Потом попробовать из пойманных звуков сложить слово. Попробуем?
(учитель произносит отдельно каждый звук слов и имитирует бросок мяча, дети «ловят» этот звук и повторяют, из пойманных звуков составляют слово: мама, мир, школа)
- Итак, из чего состоят слова в устной речи?
- Сделаем вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но из звуков особых – их так и называют: звуки речи.
в) тренировочные упражнения
- А сейчас посидите тихо-тихо и послушайте: не услышите ли вы какие-то звуки.
(учитель включает из сотового телефона различные звуки: лай собаки, кряканье утки, ржание лошади, мяуканье кошки, звук сирены; дети объясняют, какой звук услышали)
- Вокруг нас можно услышать разные звуки. Давайте выясним, какие ещё можно услышать звуки. Поможет нам в этом букварь.
- Работа по букварю стр. 22-23.
а) беседа по картинкам стр. 22
- Рассмотрите картинки и объясните, какие звуки мы можем услышать?
(учащиеся объясняют по каждой картинке, что они могут услышать)
- Итак, мы выяснили, что вокруг много звуков, но все они отличаются от звуков нашей речи. Как вы думаете чем?
(учащиеся высказывают свои мнения)
- Из этих звуков нельзя получить слова.
б) работа со звуковыми схемами стр. 23
- Авторы букваря задумали слова и предлагают нам их разгадать. Но сначала надо научиться понимать задания, которые нас просят выполнить.
- Посмотрите на верхний ряд картинок и на звуковые схемы под рисунками. Из скольких звуков должны состоять задуманные автором слова?
- Предположите, какие это могут быть слова?
(учащиеся предлагают слова: ау и уа)
- Проверим, подходят ли эти слова к схемам. Сейчас будем произносить каждый звук слова и обозначать его квадратиком. У вас на столах лежат конверты с квадратами. Достаньте их.
(задание выполняется коллективно: учитель на доске, а учащиеся на партах, а потом схемы сравниваются)
* аналогично проводится работа со словами усы и осы
в) работа по выделению звука в слове
- Посмотрите на картинки нижнего ряда. Кто догадается, какие звуки мы должны в них выделить и назвать?
(выделяются и называются первые звуки, а потом сравниваются пары слов: слова разные, но что их сделало разными?)
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что научились делать?