Нестандартные уроки в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Человек и природа.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Человек и птицы».

Задачи урока:

  1. Раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку.
  2. Пробудить у учащихся желание заботиться о птицах, помогать им. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
  3. Уметь составлять связный рассказ.
  4. Развитие у учащихся логического мышления, чувственного и интеллектуального внимания.

Оборудование: Учебники « Окружающий мир», глобус, таблица, иллюстрации с изображением птиц, карточки, аудиозапись с пением птиц, листы белой бумаги, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

«Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,-
Наш добрый дом, просторный дом,-
Мы все с рожденья в нем живем.

Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля».

- Мы говорили о разнообразии растений на Земле, разнообразии животных, разнообразии птиц – и сегодня мы подведем итог: поговорим о птицах, как и чем связаны птицы и человек.

2. Основная часть урока.

1) Работа с учебниками (стр. 15).

- Мы много узнали о птицах, были в Зоологическом музее, видели разнообразие птиц. Назовите, каких птиц вы знаете. (Дети называют, а учитель обращает их внимание на иллюстрации с изображением птиц.)

- Назовите существенные признаки птиц (две ноги, тело покрыто перьями, есть клюв, крылья).
Для чего служат крылья? (Ответы детей.)

-У кого самый большой размах крыльев? (У альбатроса- до 1,5 м.)

- Какая птица делает 20-25 взмахов за одну секунду? (Колибри.)3.

- Для чего служат перья? (Защищают от холода, позволяют летать.)

- Для чего служит клюв? (Добывать пищу, приводить в порядок свои перья, вить гнезда, ухаживать за птенцами.)

2) Работа со схемой.

На доске расположена схема и отдельно карточки, учитель просит учащихся правильно составить схему. Групповая работа учащихся у доски.

- Каких домашних птиц вы знаете?
- Что значит «перелетные» птицы?
- Почему мы должны заботиться о птицах?
- Как мы помогали им зимой?
- Чем помогают нам птицы?

Ответить на этот вопрос нам помогут ребята и учебник (стр. 21).

3. Работа с учебником.

а)

Он в берете ярко красном,
В черной курточке атласной.
Он на дереве сидит
И стучит, стучит, стучит…
Тук - да тук! Тук - да тук!
Вылезай древесный жук!
(Дятел)

Рассказ детей о дятле.

«Когда идешь по весеннему лесу, иногда слышно над головой «тррр-тррр- тррр!», будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Дятел имеет черно- белую окраску. Нижняя часть брюха и подхвостье красные. Молодые птицы хорошо отличаются по красной «шапочке». Дятел - древесная птица. Он долит больные деревья и достаёт длинным языком жуков- вредителей и их личинки. Проделав отверстие длинным липким языком, дятел извлекает из него мягких белых личинок жука- древоточца. Эти насекомые способны серьёзно повредить дерево».

Послушайте, как поёт дятел свою весеннюю песню (звучит фрагмент аудиозаписи).

б)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт,
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
(Скворец)

Рассказ учащихся о скворце.

«Из скворцов наиболее известен скворец обыкновенный. Держатся скворцы стаями. Весной и летом они чёрные, с ярким металлическим блеском, осенью в их оперении появляются белые пестрины. Птица это живая, весёлая, с хорошей музыкальной памятью. В песне скворца можно услышать трели из песен других птиц, кваканье лягушек, мяуканье, лай собак, стук дятла, карканье ворона, чириканье воробья. Весной скворцы возвращаются на Родину. Скворцы селятся в скворечниках – готовых домиках и в дуплах лесных деревьев. Скворцы объединяются в большие стаи и истребляют в огромном количестве вредных насекомых (мух, слепней, майских жуков). Семья только одного скворца уничтожает около 8 тысяч майских жуков и их личинок. Так, что скворцы – великие труженики, птицы полезные, их надо охранять и всячески привлекать в зелёные насаждения и леса».

Послушайте, как поёт скворец (звучит фрагмент аудиозаписи).

в)

Маленькая птичка
Замечательно поёт.
На Канарских островах живёт.
(Канарейка)

Рассказ ученика о канарейке.

«Дикая обыкновенная канарейка обитает в лесах Азорских, Канарских островов. Она является родоначальницей домашних канареек. С конца 15 века испанцы стали привозить этих птиц в Европу. Любители птиц стали заниматься разведением канареек. Вывели различные породы канареек – горбатые, курчавые, хохлатые и т.д.. Певчие породы канареек зовутся «благородными».

Поют эти птицы или с закрытыми глазами или с открытым клювом. Живут канарейки в неволе довольно долго, доживали до 34 лет. Канарейки замечательные помощники – они предупреждают шахтёров о скоплении вредных газов в шахте. Канарейка их хорошо чувствует».

- Послушайте, как поёт канарейка. (Звучит фрагмент аудиозаписи.)

- Что интересного, нового узнали? (Ответы учащихся.)

- Эти птицы приносят пользу человеку. А есть птицы, которые радуют нас своей красотой: ярким оперением, интересной формой их головок, хвостиков. Каждая птица хороша и нарядна по- своему. Каких «нарядных» птиц вы знаете? (Ответы учащихся. Учитель показывает перо павлина.)

Птицы доставляют радость и своим пением (соловьи, канарейки, жаворонки, щеглы). Человек издавна любовался пением птиц и всегда хотел изобразить это музыкальными средствами. Послушайте произведение Сен-Сана «Пение птиц».

А художники часто изображали птиц на холсте и сейчас мы вместе создадим коллективную работу, название которой Вы должны придумать сами.

4. Физкультминутка «Мы - птички».

(Дети подражают движениям птиц.)

5. Коллективная работа «Изготовление панно» (по произведению Матисса).

У детей на столах лежат белые листочки бумаги (размером 15х10). Дети выполняют работу «пошагово» вместе с учителем. Складывают листочек пополам и вырезают клювик, головку, шейку, крылышки, хвостик. Затем каждый ребёнок наклеивает свою птичку на общее панно. (См. Приложение 1)

 6. Подведение итога урока.

Дети вместе с учителем придумывают название своей коллективной работе.