Цель урока:
- обобщение знаний учащихся по теме;
- закрепление знаниё учащихся;
- повторение теоретического материала;
- выработка умений и навыков решения типовых задач по теме.
Ход урока
Перед решением задач проводится повторение теоретического материала по теме “Работа и мощность в механике”.
На доске ученикам записываются магические треугольники, необходимые для решения задач.
Предварительно учителем должна быть проведена подготовительная работа. На отдельных листочках записываются условия задач, количество задач должно совпадать с количеством учеников в классе. Затем задачи раскладываются в конвертах. Каждый ученик готовит себе чистые листочки бумаги для решения задач, на которых должна быть записаны фамилия, имя и номер задачи. Обратную сторону листка можно использовать как черновик. Один листок – одна задача. Учитель готовит для подведения итогов таблицу по горизонтали фамилии учеников, а по вертикали номера задач. Можно пригласить на урок помощников-старшеклассников, которые наиболее успешно занимаются по физике. Учитель и помощники должны иметь готовые ответы к каждой задаче.
Итак, учитель раздает всем учащимся задачи под номером 1. Спустя несколько минут поднимается чья-то рука. Ученик направляется к помощникам. Они проверяют ход решения задачи и ответ. Если все правильно, помощники на листочке ставят “+” и делают пометку в таблице. Затем ученик подходит к учителю, сдает решенную задачу и берет следующую задачу. Если ученик решил задачу неправильно, он снова возвращается на место. В данном случае списывание исключено. Если ученик пожелает помочь своему однокласснику, то он потеряет время. Бывает и так, что ученик сильно расстраивается из-за того, что не получается задача и замыкается в себе. В таких случаях он должен подойти к учителю и получить совет. Такая небольшая помощь должна быть предоставлена ученику 1-2 раза и не более. За 6 минут до конца урока решение задач прекращается. С помощью мультимедийного проектора проецируется на экран решение первой задачи и дается краткий комментарий, затем разбирается следующая задача и так далее, приблизительно по 30 с на каждую. За 9-10 решенных задач – оценка “5”, за 7-8 задач – оценка “4”, за 5-6 задач – оценка “3”.
Такой прием решения задач дает возможность сразу получить подтверждение от учителя о правильности своей работы, исключающей томительное ожидание оценки в пол-недели до следующего урока. А бег создает темп, решил, сбегал за новым листочком – и опять за дело, это захватывает, как вихрь, и вместе с тем служит двигательной разрядкой в напряженном соревновании урока.
Задача 1
Обезьяна массой 12 кг карабкается вверх по лианам. Какую работу она совершит, поднявшись на 6,2 м?
Задача 2
Паук массой 1,3 г взбирается по паутине. За 20 с он поднялся на 74 см. Определите мощность паука.
Задача 3
Найдите мощность двигателя станка, который должен за 1 ч сделал работу 500 кДж.
Задача 4
Двигатель подъемного крана имеет мощность 1.2 кВт. Чтобы поднять бетонную плиту, необходимо совершить работу 3,2 МДж. Удовлетворит ли строителей время, за которое кран поднимает плиту?
Задача 5
Мощность двигателя мясорубки 158 Вт. Какую работу она выполняет за 5 минут?
Задача 6
Сколько времени потребуется лифту, чтобы поднять 800 кг груза на высоту 17 м, если мощность двигателя 1,4 кВт?
Задача 7
В воде с глубины 5 м поднимают на поверхность камень объемом 0,6 м3. Плотность камня 2500 кг/м3. Найдите работу по подъёму камня.
Задача 8
Двигатель подъёмного крана имеет мощность 1,5 кВт. Сколько времени потребуется крану для подъёма бетонного блока массой 2,2 т со дна озера глубиной 12 м на его поверхность?
Задача 9
Определить мощность насоса, который подает воду объёмом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 минут.
Задача 10
Тепловоз при скорости 21,6 км/ч развивает силу тяги 461 кН. Найти его мощность?