Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Картины художников можно использовать в школьных курсах истории России в 7–8-х и 10-х классах и мировой художественной культуры в 9-11-х классах. В 9-11- классах возможен интегрированный урок по истории России и МХК.

Оборудование урока:

1. Альбом “Русское искусство конца XIX-XX вв.” (разные издания). Репродукции картин: А.Бенуа “Парад при Павле I“ и “Развод караула перед Зимним дворцом при Павле I”; Г.Шварц “Строевые учения русской армии по прусскому образцу в Гатчине при Павле I”; Г. Чернецов “Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 г. на Царицынском лугу в Петербурге” и “Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 г.”.
2. Бенуа А.. Мои воспоминания. Книги 1, II. М., 2005.
3. Герцен А. Былое и думы. Собрание соч. Т. VIII. М., 1956.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. М.,1993.
4. Долгоруков П. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта 1860-1867. М.,1992.
4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.
5. Ключеский В.О. Сочинения. Т. V.
6. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М., 1999.
7. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М.,1993.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.

Учитель демонстрирует репродукции картин и раздаёт их учащимся.

2. Вопросы и задания учащимся по картинам: (разноуровневые задания – 3 уровня сложности обозначены римскими цифрами):

Карточки 1-3 (I). Какие явления изображены на картинах? К чему они относятся: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным приготовлениям, к повседневной жизни России? Когда созданы эти произведения? Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этих картин? К какому направлению в искусстве принадлежали эти художники?

Карточки 4-6 (I). Что изображено на картинах? Кто изображён на первом плане на картинах? Кто изображён на среднем плане? Чем заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему? В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении? Чем именно занимаются эти люди? Как одеты люди на картинах? Где это видно точно и чётко, где даётся общим фоном? Почему? Что этим хотели сказать художники? Какие у людей причёски?

Карточки 7-8 (I). На какой картине изображены реальные исторические лица, наблюдающие за парадом (А.Пушкин, И.Крылов, В.Жуковский, братья Брюлловы и другие)? Кого Вы смогли узнать? Можно ли определить социальное положение представителей общественных групп? Какие архитектурные сооружения изображены на картинах? В каком они состоянии?

Карточки 9-11 (I). Знаете ли Вы названия мест, где происходят изображённые события? Изменились ли названия этих мест сейчас? Как художники передали настроение картин? Какое время года изображено? Каковы его признаки? Какую погоду изобразил художник? Какими средствами живописи она передана? То, что изображено на картинах, происходит часто или это единичное явление? Какие цвета использовали художники? Как художники используют свет? Почему именно так?

Карточки 12-15 (II). Объективно ли изображение парадов на картинах? Были ли художники современниками происходящих событий? Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось? Не напоминают ли они Вам карикатуру, игрушки в детской игре, клип и т.п.? Достаточно ли полно отражено на картине такое явление, как парад? В чём ценность информации, которую несут в себе данные произведения живописи? Или эта информация отсутствует? Можно ли на основе картин охарактеризовать историческую эпоху? Какие художественные приёмы передают торжественность, мрачность, праздничность, иронию, “игрушечность”?

Карточки 16-19 (II). Каково отношение художников к изображённому на картинах: они поддерживают, осуждают или относятся к явлению нейтрально? Как вы думаете, почему? Какова авторская позиция художников? С какой целью художники изображают архитектурные сооружения? Почему на картине А.Бенуа “Парад при Павле I“ Михайловский замок изображён недостроенным? С какой целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка? Чья статуя, по Вашему мнению, изображена на картине? Знаете ли Вы, какие слова выбиты на постаменте этой конной статуи? Для чего на переднем плане А.Бенуа нарисовал верстовой столб и шлагбаум? Почему они не изображены слева, справа или на заднем плане? Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не придавалось значения вовсе?

Карточки 20-23 (III). Для чего использовался Царицын луг, примыкавший к северному фасаду Михайловского замка (А.Бенуа “Парад при Павле I”)? Как это место называется сейчас? Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I? Соответствует ли изображение Павла, выговаривающего что-то офицеру, торжественности парада? Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую, зимнюю, петербургскую погоду? Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I? Чем примечательно время создания картины “Парад при Павле I”? Почему А.Бенуа назвал свою картину “Парад при Павле I“, а не “Подготовка к параду”?

Карточки 24-26 (III). Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящены картины? Чем в этом вам помогли картины? Что нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия при Павле I и Николае I? Что Вы узнали об отношении Павла I и Николая I к дворянам, офицерам, солдатам? Что нового Вы узнали об источниках по истории России XVIII-XIX века? Являются ли эти картины историческими источниками?

3. Задание учащимся: Придумайте пояснительный текст к одной из этих картин.

Учащимся предлагаются фрагменты документов о творчестве А.Бенуа, Г.Шварца, Г.Чернецова

(СМ. ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 – 14).

После обсуждения вариантов ответов учащихся на вопрос, учитель может предложить свой вариант пояснительного текста к репродукции картины А.Бенуа “Парад при Павле I”:

Образец пояснительного текста к картине “Парад при Павле I” А.Бенуа (1907):

На картине изображён мрачный зимний день. Тёмное небо. Сыплет снег. В глубине плац-парада – мрачное здание строящегося Михайловского замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали. Павел вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от ужаса, видя безумный, уничтожающий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На втором плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты, которые подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы. “...я с давних пор питал какое-то особенное чувство к личности Павла, нечто даже похожее на сочетание благоговения с нежностью и жалостью... странное существо – художник. Вот я, например, всеми силами души ненавижу войну, военщину, строевое рабство, а между тем нахожу какое-то необъяснимое наслаждение...изображать и как бы временно перевоплощаться и в безумного Павла, и в каждого из этих фрунтовых мучеников. Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения”. (Из книги А.Бенуа. “Мои воспоминания”. Гл. 3).