Цель: понять идею автора на эмоциональном уровне.
Задачи:
- развивать речевую деятельность уч-ся, творческие способности учащихся
- расширять и обогащать словарный запас уч-ся
- воспитывать бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим.
Оборудование: учебник О.В. Джежелей “Чтение и литература”. Часть вторая. 2 класс, портрет писателя Е. И. Чарушина.
Ход урока
1. Организация класса
2. Речевая гимнастика
Задание для отработки техники чтения и выразительности.
Приготовься читать, изменяя громкость своего голоса.
Тише, жабы!
Ни гугу! (тихо, тоном предупреждения, можно использовать жест - палец к губам)
Ходит цапля
На лугу. (Тише - тоном испуга)
Чтобы не было беды
Наберите в рот воды. (Совсем тихо - шёпотом). [1]
3. Проверка домашнего задания
Сказка Н.М.Павлова “Зимняя пирушка”. Было предложено выполнить задание по выбору.
1. Заслушиваются:
а) составленные рассказы детей о каждом дереве,
о том, как оно выглядит, какую пользу людям
приносит.
б) самостоятельно составленные вопросы по тексту
сказки.
2. Рассматриваются рисунки к понравившемуся отрывку сказки.
4. Изучение нового материала
Работа с текстом до чтения.
Откройте стр. 193.
а) Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
- Что изображено на этой иллюстрации?
-Где это всё происходит, как вы думаете? (В лесу,
зимой)
-Кто главный герой этой иллюстрации? (Кошка)
-Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена
перед текстом?
(Мы будем читать о кошке.)
б) Кто написал это произведение?
Прочитайте имя автора. (Е.И. Чарушин)
- Вам знакомо это имя? (С этим автором
знакомились в 1-м классе)
Вспомните, что вы знаете о писателе.
Какие произведения вы изучали год назад?
(В 1-м классе мы познакомились со следующими
произведениями этого автора - “Томка”, “Как
Томка научился плавать”)
- О чём были эти рассказы? О забавных случаях из
жизни собаки по кличке Томка.
в) Прочитайте название рассказа
Е.П.Чарушина, с которым вы познакомитесь сегодня
на уроке. (“Кошка Маруся”.)
- Про кого же мы будем читать? (Про кошку по
кличке Маруська). Значит вы правильно
предположили: это она изображена на иллюстрации
перед текстом.
г) Рассмотрите иллюстрацию в конце
текста на странице 195.
- Кого вы там видите?
(Кошка Мурка пьёт молоко, рядом пожилой человек,
который смотрит на неё радостными глазами)
- Кем может быть приходиться кошке этот человек? (Хозяином)
- Где происходят события? (В доме хозяина)
Вы сумели понять, почему кошка на первой иллюстрации изображена в холодном лесу, а на иллюстрации после текста – в тёплом доме? Что ещё можно предположить? (Высказывания учащихся)
Прочитаем текст и проверим свои предположения.
Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.
Первичное чтение.
1 шаг.
а) Чтение детьми “про себя”.
Чтение 1 абзаца.
- У кого жила кошка Маруська? Назови её хозяина.
(У деревенского охотника Никиты Ивановича
Пистончикова)
Почему кошка была худая?
(Её очень плохо кормил хозяин, она голодала)
б) Чтение про себя 2 абзаца.
Зачем Маруська стала ходить в лес?
(От голода)
в) Чтение про себя 3. 4, 5 абзацев.
Где осталась жить Маруська весной? (осталась жить
в лесу, потолстела, похорошела она)
Как повёл себя хозяин? Был ли он расстроен тем ,
что кошки давно не было дома?
(Хозяин про неё совсем забыл.)
г) Чтение про себя 6, 7, 8, 9, 10 абзацев.
Как стала питаться кошка в лесу с приходом осени?
(Только мыши остались для питания)
Почему кошка опять похудела?
(Стало холодно и голодно, так как все звери
птицы попрятались от холодов)
д) Чтение про себя 11, 2, 13 14, 15 абзацев
Какой забавный случай произошёл с Никитой
Ивановичем во время охоты в лесу?
(Кошка Маруся свалилась прямо на голову
хозяину, во время охоты в лесу, приняв его заячью
шапку за зайца)
Как выглядела Маруська? (тощая-претощая)
Чтение 16 абзаца.
- Какое решение принял Никита Иванович?
(Никита Иванович пожалел кошку, принёс её домой
и стал кормить её досыта.)
2 шаг.
Перечитаем текст “вслух” и поразмышляем с автором, всё ли поняли?
Чтение вслух 1, 2 абзацев.
Как вы понимаете выражения – плешивая кошка?
Объясните, как вы понимаете:
Изловит какую-нибудь птицу?
Подберите синонимы к слову крадучись
Чем Маруська питалась весной в лесу? (мышами,
птицами)
Чтение вслух 3, 4абзацев.
Объясните
Разоряет гнёзда?
Живёт в удовольствие?
Чтение вслух 5, 6 абзацев.
Как стала питаться кошка с приходом осени?
(Только мышами, т.к. птицы улетели из леса)
Чтение вслух 7, 8, абзацев.
Изменилась ли жизнь Маруси зимой?
(Стало голодно и холодно)
Чтение вслух 9 абзаца.
Засада – объясните.
На кого и как она устраивала засады? (На мышей,
зайцев, залезала на деревья и прыгала на добычу
сверху).
Чтение вслух 10 абзаца.
- Какую охоту можно назвать “недобычливая такая
охота”?
На кого стало похоже поведение кошки? (на дикого
зверя).
Чтение вслух 11 абзаца.
Во что был одет Никита Иванович?
Полушубок - что это?
Чтение вслух 12, 13 абзацев.
Чьи звериные следы умел разбирать охотник?
(Зайца, лисы, белки)
Чтение 14 абзаца.
Объясните смысл:
Бросить наземь,
Одна кожа да кости
Чтение 15, 16 абзацев.
Можно ли назвать этот рассказ историей со
счастливым концом?
(Хозяин проявил жалость, стал заботиться о
своём животном.)
Физкультминутка (гимнастика для глаз, массаж ушных раковин).
3 шаг (повторное чтение текста).
Выборочное чтение.
Любил ли он свою кошку? Докажите словами из текста.
Работа в парах.
Выразительно прочитайте комичный эпизод, такой, где смешно, но невесело.
5. Итог
Работа с текстом после чтения.
Какие чувства остались у вас после чтения рассказа? Оправдались ли ваши предположения?
а) Проблемный вопрос:
Как вы думаете, что могло послужить поводом для
рождения этого рассказа?
Какой урок преподнесла кошка хозяину?
б) Рассказ о писателе.
Вы познакомились ещё с одним произведением
Евгения Ивановича Чарушина.
О чём же писал Чарушин? (о любви к животным,
природе)
Верно. Евгений Иванович был большим знатоком
природы.
Своё детство он провёл среди вятских лесов, поэтому у него была возможность наблюдать за его лесными жителями. Он хорошо знал лес и любил его жителей. Свою любовь к природе писатель смог искусно донести до своих читателей.
Как вы думаете, ради чего Евгений Иванович написал для вас, ребята, рассказ о кошке Марусе?
в) Повторное обращение к заглавию и
иллюстрациям.
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал
художник?
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли его видение с вашим видением?
г) Выполнение творческих заданий.
Как бы вы назвали этот рассказ?
Какие пословицы, поговорки можно подобрать к
данному тексту?
6. Домашнее задание (по выбору).
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся
отрывку рассказа.
- Придумать своё продолжение рассказа.
- К следующему уроку постараться прочитать новый
рассказ Е.И.Чарушина.
- Есть у вас дома животные?
Составьте рассказ о вашем любимце на тему: “Мы в ответе за тех, кого приручили”
Литература:
1. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М., Педагогика, 1990.