Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических функций, структуру функциональных связей внутри каждой функции. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д.
Мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей, как показали исследования отечественных психологов (М.И.Земцова, А.И.Зотов, Т.П.Головина, Ю.А.Кулагин, А.Г. Литвак, В. А. Ленина, А.Ф. Самойлов, Л.И.Солнцева, Е.М. Украинская, В.А. Феоктистова и др.), развивается по тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. Хотя определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления, его сущности они изменить не могут.
Слепые дети всех возрастов по результативности выполнения учебных заданий отстают от своих зрячих сверстников, однако в среднем школьном возрасте основная их масса начинает справляться с решением поставленных задач именно способом мысленного оперирования образами, работая “по правилу”. Полное отсутствие или частичное нарушение зрения резко ограничивает полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности, что негативно влияет на процесс интеллектуального развития. Слепым приходится, преодолевая фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществлять дополнительную работу, с помощью мышления возмещая в значительной мере недостатки чувственного опыта. Однако этот путь нередко приводит к так называемой фиктивной компенсации. Указывая на это, Л.С.Выготский подчеркивал, что “нигде вербализм, голая словесность, не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Слепой все получает в разжеванном виде, ему обо всем рассказывают... Слова особенно не точны для слепого, поскольку опыт его складывается иным образом... Получая в готовом виде всякое знание, он сам разучивается понимать его” [1].
Участие взрослого в развитии слепого ребенка значительно больше, нежели в жизни зрячего, что связано с отсутствием у слепого ребенка непосредственного зрительного подражания — одно из каналов самостоятельного приобретения знаний. Самостоятельное приобретение знаний и умений у слепого ребенка ограниченно. Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам. Поэтому, обучая слепых детей математике, мы используем элементы занимательности: разнообразные задачи, математические игры, задачи-шутки, требующие работы ума, развивающие мышление и необходимую логичность в рассуждениях. Для более полного понимания заданий незрячими школьниками занимательные математические игры и задания адаптируются и преобразуются для чтения рельефно-точечным шрифтом по Брайлю. Приводим примеры некоторых заданий [2,3,4].
Задачи:
- Из пункта А реки одновременно поплыли: мяч по течению и спортсмен против течения. Через 10 мин пловец повернул назад и догнал мяч под мостом, находящимся в 1 км от А. Известно, что пловец не изменял своих усилий на протяжении всего времени движения. Какова скорость течения реки?
- Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их?
- Настолько привычно воспринимать линию, образующуюся при перегибании листа бумаги, как прямую, что на вопрос: "Почему такой сгиб непременно - прямая линия?" - почти всегда отвечают так: "Линия сгиба листа бумаги - прямая, так как она есть линия пересечения двух плоскостей". Такое объяснение кажется естественным и верным, но это - заблуждение. Попытайтесь сформировать правильное и полноценное обоснование.
- Арена цирка имеет в окружности 150 м, а велосипедное колесо - 1,5 м. Сколько оборотов сделает это колесо, обкатив арену один раз?
- Перед вами произвольный треугольник из бумаги. Покажите с помощью сгибания, как надо рассечь этот треугольник двумя прямолинейными разрезами на три части, из которых возможно было бы выложить прямоугольник.
- Площадь поверхности озера, покрываемая одной кувшинкой, каждый день увеличивается вдвое. Через 10 дней вся поверхность озера оказывается покрытой ею. За сколько дней покроют все озеро 2 волшебные кувшинки? Остерегитесь манящего желанья ответить сходу: "две кувшинки покроют озеро за 5 дней". Подумайте, посчитайте! Если уверены, что рассуждаете правильно, то ответьте на дополнительные вопросы: за сколько дней покроют все озеро 4-ре волшебные кувшинки? А 8 кувшинок? А16 ?
Математические игры:
- Разрезные картинки
Несколько цветных открыток (по 2-3 одинаковых) наклеить на картон и разрезать каждую на 12-15 частей (для незрячих детей, каждую часть нумеруем рельефно-точечным шрифтом по Брайлю в верхней части слева). Задача играющих – собрать из отдельных частей картинки (открытку, прямоугольник).Если играющим предлагают собрать картинку по образцу, это не очень трудно сделать. Значительно труднее сделать это без образца.
- Из десяти деталей
Для игры надо вырезать из картона или фанеры 5 различных фигур (прямоугольник, треугольник, пятиугольник, квадрат, ромб) по два экземпляра. Из этих 10 деталей требуется сложить большой квадрат или, пофантазировав, стилизованные фигурки человечка, зверушки, машины и т.п.
- Считай, не зевай!
Для игры надо приготовить 48 карточек-прямоугольников с цифрами от 1 до 24.
Рисунок 1.
Каждое число должно повторяться на двух карточках (для незрячих детей, каждую карточку нумеруем рельефно-точечным шрифтом по Брайлю: в верхней части слева и в нижней части справа). Играть могут 2, 3 и 4 человека. Карточки тасуются и кладутся на стол числами вверх. Начинающий игрок кладет перед партнером любую из своих карточек числом к партнеру. Задача партнера состоит в том, чтобы путем ряда арифметических действий с числами в своих карточках получить то число, которое положено перед ним. При этом счет надо вести вслух и выкладывать на стол карточки с теми числами, которые складываешь, вычитаешь, делишь или умножаешь. Допустим, на стол выложена карточка с числом 7, а у играющего на руках оказались карточки с числами 2, 3, 9 и 13. Можно легко получить число 7, отняв 2 от 9, но можно поступить и по-другому: 3+9=12, 12:2=6, 13-6=7. Второй способ выгоднее, т.к. все карточки, которыми оперирует играющий остаются у него, он забирает их себе, как “добычу”, и в этом главная цель игры. В указанном случае играющий откладывает в сторону 5 карточек с числами 7, 2, 3, 9 и 13 – это его “добыча”. Отложенные карточки больше в игру не возвращаются. После хода каждый достает из стопки столько карточек, сколько у него не хватает до 4-х, играющие меняются ролями: выкладывает карточку следующий играющий, а первый путем ряда арифметических действий с числами в своих карточках старается получить нужное число. Если это число никак получить нельзя, играющий пропускает ход.
Игра продолжается до тех пор, пока из стопки не будут взяты все карточки. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек в “добыче”.
- Раздели на участки
На шестиугольнике, вырезанном из фанеры, делаются 7 выпуклых точек: в углах и по центру (для развития осязания незрячих детей). Для игры нужны 3 кусочка проволоки. С их помощью надо разделить всю площадь шестиугольника тремя прямыми линиями на участки так, чтобы каждая выпуклая точка оказалась в отдельном участке.
Рисунок 2.
Задачи-шутки:
- Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
- В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
- Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь?
- B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
- Блокнот с оберткой стоят 11 р. Сам блокнот на 10 р. дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности?
- Часы с боем отбивают один удар за 1 с. Сколько времени потребуется часам, чтобы они отбили 12 ч?
- Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5?
- Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
- Четыре яблока, не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать?
- Половина - треть числа. Какое это число?
- Сколько будет трижды сорок и пять?
- Сколько яиц можно съесть натощак?
- Когда козе минет семь лет, что будет дальше?
- Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней?
Экзамен на сообразительность
Участникам команд (до 5 человек в каждой команде) задаются вопросы, отвечать может любой ребенок из команды, которой задан вопрос. За правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая больше фишек.
Вопросы для первой команды:
- Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)
- Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое. Бабушка, мать и внучка).
- В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек и потушил две свечи. Сколько осталось? (Две, остальные сгорели).
- Два раза родиться, один умирает. Кто это? (Курица).
- Двое пошли – 3 гвоздя нашли, следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Могут ничего не найти!).
Вопросы для второй команды:
- У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна).
- В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одному яблоко вместе с корзиной).
- Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, сколько ног было на мельнице? (Две, у кошек - лапы).
- У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождений у него всего было 25. Как это могло быть? (Старик родился 29 февраля).
- Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три).
У Корнея Чуковского есть стихотворение-загадка [5]:
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
Что это такое?
(Человек сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака и утащила куриную ногу. Повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу).
Такие занимательные упражнения очень нравятся незрячим школьникам. Использование элементов занимательности на уроках математики в условиях коррекционных школ III вида активизирует познавательную деятельность слепых детей, развивает логичность мышления, представление, воображение слепых детей, дает возможность несколько ускорить интеллектуальное развитие слепого ребенка.
Литература:
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. — С. 32.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-2-е изд., переработанное и дополненное.- М.,: Просвещение, 1983.
- Пелерман Я.И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. Изд. 20-е стереотипное. – М., “Наука”, 1979.
- Смирнова В.Ф., Чиркова А.Н. Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье). –М.:Новая школа, 1993.
- Чуковский К. Избранное. — М., 1968.