Почему среди прочих целей математического образования, пусть не на первом месте, но говорится о развитии речи? Это следствие того, что математикой воспитываются такие качества как точность, четкость и ясность речи и ума. Но нередко, к сожалению, в связи с массовым переходом на тестовую систему контроля, все меньше внимания на уроках математики уделяется развитию речи. А меж тем создающийся дисбаланс между умением делать и неумением объяснять свои действия приводит к школьным неуспехам. Кроме того, правильная речь является убедительным показателем духовной культуры личности. В трудах известных психологов подчеркивается необходимость специальных упражнений, речевой практики и системы в работе по совершенствованию речи школьников.
Данный урок проводился в коррекционном классе для детей с тяжелыми нарушениями речи, но будет полезен всем, т.к. наши дети обучаются по общеобразовательной программе, но с акцентом на развитие речевой деятельности (задания на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и умения учиться). При работе с предложенными заданиями, учитель следит за правильным произношением числительных, рациональным порядком слов в высказывании, возможностью перестановки слов без ущерба для смысла высказывания, использованием математических законов для разнообразия формулировок. Целенаправленная и систематическая работа по коррекции и развитию речи приводит к осознанному владению предметными знаниями, умениями и навыками; а между делом, дает толику социальной защищенности учащихся через уверенность в слове.
Кроме того, применение на уроке интерактивной компьютерной программы и прикладных заданий существенно повышает интерес к предмету и качество обучения.
Цели:
- учебные: сформировать умения умножать обыкновенные дроби, самостоятельно выбрав наиболее рациональный для каждого примера способ вычисления. Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов. Развивать навыки самоконтроля. Повышать интерес к предмету через использование ИКТ и развивающих заданий.
- коррекционные: работа над расширением лексического запаса через использование математических терминов.
Используемые программы, ресурсы:
- доска, ПК, проектор мультимедийный, экран, презентация к уроку Приложение 1
- программа "Арифметические действия с обыкновенными дробями". (Версия 2.1 С.А.Ермолин. Программа взята с архива бесплатных программ http://www.download.ru) - Приложение 2.
Структура урока:
- Организационный момент, настрой на урок-4 мин.
- Постановка учащимися целей урока- 4 мин.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся- 15 мин.
- Выполнение тренировочных заданий на ПК- 17 мин.
- Обсуждение результатов и постановка д/з.- 5 мин.
- Резервные задания.
Ход урока
- Организационный момент, настрой на урок.
- Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку. Выполняется упражнение для концентрации внимания (счёт от 1 до 20 с одновременным написанием чисел от 20 до 1)
- Отмечается, что изучение обыкновенных дробей и действий над ними продолжается.
- Уточняется, что сегодня мы третий урок будем умножать обыкновенные дроби и в конце урока традиционно сможем проверить свои знания на компьютере. Учитель предлагает настроиться на урок и спрашивает: есть ли вопросы по домашнему заданию - по общей или индивидуальной части. Если есть - отвечает на них.
- Постановка учащимися целей урока.
Предлагается написать тему урока, подумать и записать в тетрадь, какую цель поставит перед собой на этот урок каждый ребёнок. Желающие называют свои цели вслух.
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Предлагается презентация, состоящая из двух частей - блоков: первый – развивающие задания на коррекцию и развитие речи, внимания и понимания <Приложение 1>, слайды 1- 5; второй – закрепление ЗУН по действиям с дробями <Приложение 1>, слайды 6 – 8. При отсутствии проектора задания могут быть записаны на доске или карточках.
Выполняют 1 часть: <Приложение 1>; слайды 1- 5
(Отвечают полным ответом, доказывая свою точку зрения.)
1 слайд: дополни сочетания, угадав недостающие слова:
1. десятичная ... | |
2. значение ... | |
3. корень ... | |
4. сравнить ... | |
5. выполнить ... | |
6. заполнить ... |
2 слайд: назови ЧАСТНЫЕ понятия по более общим:
единица времени | |
математическое действие | |
многоугольник |
3 слайд: теперь попробуй ОБОБЩИТЬ следующие пары понятий.
биология - математика | |
метр - сантиметр |
4 слайд: подбери к данному понятию ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ему по смыслу:
увеличить | |
разделить |
5 слайд: подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
пятый | |
Предлагается вспомнить алгоритмы сравнения, сложения, вычитания и умножения обыкновенных дробей. Для этого раздаются карточки с пропущенными ключевыми словами. Необходимо их вписать (работают индивидуально, потом взаимопроверка с обсуждением в парах):
Чтобы сложить смешанные числа, надо:
|
Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, надо: привести ……… части этих чисел к наименьшему ……….; если ……… часть уменьшаемого меньше ………. части вычитаемого, превратить её в ………. дробь, уменьшив на единицу целую часть; отдельно выполнить вычитание …… частей и отдельно ……. частей. |
Чтобы перемножить дроби, нужно:
|
После взаимопроверки и обсуждения в парах, желающие зачитывают алгоритмы вслух. После этого предлагаются задания из второй части презентации <Приложение 1>, слайды № 6-8;
- Заполните лесенку, если цифра соответствует порядковому номеру буквы в русском алфавите: (ответ: (+ - + ) х = ));
- Исключи лишнюю дробь (доказав это):
; | 0,3; | ; | ; | ; | ; |
( ответ: любая из представленных дробей может быть названа лишней по какому-либо признаку - равная 1, десятичная, сократимая, неправильная, смешанная, равная 0)
3. Выбери из первой строки самое большое число, из второй самое маленькое, умножь их и узнаешь среднюю длину (в метрах) тела морского животного, живущего в озере Байкал (тюлень):
; | ; | ; | |
; | ; | ; | ; |
(ответ: * = 1 метр. Если позволяет время, предложить угадать название этого животного, переставив порядок букв: ельнют).
- Выполнение тренировочных заданий на ПК.
На вторую часть урока учащиеся индивидуально на ПК работают с программой "Арифметические действия с обыкновенными дробями" - <Приложение 2> .
Это программа на все действия с обыкновенными дробями: сложение, вычитание, умножение и деление (всего на 19 уроков). На каждое действие предлагается три - пять уроков, на каждый урок - по 8 примеров, охватывающих практически все основные особенности данной темы. Все примеры АВТОМАТИЧЕСКИ (т. е. без участия человека) формируются машиной из собственных подпрограмм из случайных чисел и в произвольном порядке включаются в вариант, так что даже при многократном запуске программы вероятность повторения примера ничтожно мала. Генератор чисел исключает возможность списывания. Переход к следующему примеру осуществляется только при правильном решении предыдущего. По ходу решения отмечаются номера примеров и выделяются различным цветом правильные ответы (зелёным), ошибки (красным), недочёты (розовым). После решения последнего примера на экран выводится результат: количество правильных ответов, ошибок и недочётов, а также рекомендации (например: обрати внимание на сокращение дробей).
В данном случае учащиеся выполняют урок № 14 - 8 примеров на умножение дробей. Включены примеры: умножение дробных чисел (все случаи: с сократимым и несократимым результатом; умножение дроби на целое число; умножение смешанного числа на целое; смешанного числа на дробь и умножение смешанных чисел с целым или дробным результатом.)
Если в примере допущена ошибка или была подсказка от консультанта (учитель, сильный учащийся или приглашенный семиклассник), ученик добавляет этот пример в качестве индивидуальной части к основному домашнему заданию.
Если какой- то учащийся раньше справляется с решением, то он, наряду с учителем, может выступать консультантом для остальных.
- Обсуждение результатов и постановка д/з.
В итоговой части урока выясняется, все ли ученики достигли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока. Если нет, эта цель переносится на следующий урок – тренинг. Проверяется, все ли дети записали в качестве индивидуальной части домашнего задания те примеры, в которых были допущены ошибки или понадобилась помощь, записывается или выдается карточка с домашним заданием (общая часть). Подводятся итоги, выставляются и комментируются оценки, выясняется, что понравилось и что не понравилось на уроке. Сообщается, что завтра мы решаем текстовые задачи с использованием умножения, а далее продолжим тренинг, его итог - контрольная работа.
- Резервные задания: <Приложение 1>; слайды 9-13.
В случае если учащиеся справляются с работой раньше запланированного времени, предлагаются задания прикладного характера:
- Мамонтово дерево (Америка) живёт 2500 лет. Сколько строится у нас в лесу муравейник, если это 1/100 возраста данного дерева? А сколько времени растёт кустик брусники, если это 3/250 от возраста дерева? А погубить их можно за минуту! Берегите природу! Она такая хрупкая!
- Задание на тренировку умения удерживать внимание:
Постараться как можно дольше удерживать внимание на восприятии фигуры:
3. Проследите логику в последовательности дробей и запишите следующую дробь:
; |
; |
; |
; |
… |