По мнению некоторых ученых, изменения в системе оценивания учебных результатов - главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного [Сергеев И.С., Блинов В.И.Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2007. С.40]. Сущность этого отличия рассматривается по отношению к объекту и субъекту оценивания, а также к критериям оценивания.
- Объект оценивания. Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в форме умений (“суме” или “не сумел” учащийся решить поставленную проблему). Другие компоненты компетенции проявляют себя опосредованно, способствуя проявлению умений.
- Субъект оценивания. В традиционном случае полноценным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особо свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни/деятельности тот, кто способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области – это необходимое условие и признак компетентности в данной области. Поэтому важнейшей задачей при введении компетентностного подхода становится обучения учащихся навыкам индивидуальной / коллективной самооценки.
- Критерии оценивания. Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:
- субъективного – оценка учителем “на глазок” выполненной учеником работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и “со скидкой” на личностные характеристики ученика (“он так хорошо занимался весь год..” / “он весь год не занимался…”);
- механистического – оценка определяется через число допущенных ошибок (в основном так оцениваются традиционные контрольные работы, диктанты и т.п.).
Оба варианта оценивания непригодны в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев (объективных показателей выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата).
При подготовке контрольно-измерительных материалов для экзамена по информатике для нас главной проблемой стало изменение подходов к обеспечению этих трех составляющих оценивания. Проблема была довольно весомой, т.к. традиционно нам приходилось оценивать от 16 до 32 работ выпускников. Еще 7 лет назад мы поняли, что оценка работ “по мнению” (“на глазок”) не позволяет нам объективно оценить результат, предъявленный учеником, а ребятам качественно подготовиться к итоговой аттестации. В 2003-2004 учебном году мы нашли ответы на поставленные вопросы. Учитывая теоретические выкладки по реализации компетентностного подхода, мы определили, что важным для нас становится возможность построения критериальной базы, с помощью которой:
- и учитель, и учащийся смогут однозначно ответить, соответствует ли предъявленный результат данному критерию (да / нет; сумел / не сумел; не соответствует / соответствует частично / соответствует полностью) – в противовес распространенным в нашем городе критериям оценки проектов учащихся на городской НПК (“до 40 баллов”, до “20 баллов” - а сколько это, снова рецензенты и учителя должны определять “на глазок”?);
- сформулировать критерии так, чтобы учащийся по критериям смог провести предварительную самооценку своей работы, сверить ее с предварительной оценкой учителя (по этим же критериям), выявив тем самым “слабые места” работы и наметить пути коррекции – то есть для выпускника четко определяется “зона ближайшего развития”, он четко видит свои успехи и “белые пятна”, над которыми и строит работу при доработке исследования / проекта и непосредственной подготовке к экзамену;
- учитель может четко очертить границы выставляемой за экзамен отметки (так же, как и на ЕГЭ – в строгом соответствии с КИМами);
- можно будет работать учащимся 9-11 классов, что позволит учителю вести мониторинг их успешности в работе над исследовательскими проектами, причем не только в ходе итоговой аттестации.
Оценка реферата по информатике является комплексной, в состав которой входят 3 блока:
- оценка реферата как документа;
- оценка практической части реферата;
- оценка защиты реферата на экзамене.
Каждая оценка дается в баллах, сумма которых переводится в 5-балльную шкалу:
| Оценка | 9 класс | 11 класс |
| 5 (отлично) | более 150 | более 175 |
| 4 (хорошо) | от 120 до 149 | от 150 до 174 |
| 3 (удовлетворительно) | от 100 до 119 | от 125 до 149 |
Оценка “2” (неудовлетворительно) за реферат не выставляется, т.к. такая работа (менее 125 баллов) к итоговой аттестации не допускается.
Критерии оценки реферата как документа
| Баллы | Качественный индикатор по показателю объекта оценки… |
| 0 | не прослеживается |
| 1 | прослеживается с ошибками |
| 2 | прослеживается нечетко |
| 3 | четко прослеживается |
| 4 | прослеживается на творческом уровне |
| Объекты оценки | Показатели | Качественные индикаторы |
| Введение | Выбор темы | Актуальность проблемы |
| Соотнесение со степенью разработанности темы в школьном курсе | ||
| Проблемность темы | Выделение проблемного звена в теме (субъективная новизна - для ученика) | |
| Описание противоречия, лежащего в основе проблемы | ||
| Цель | Формулировка цели (возможно объекта, предмета, гипотезы) исследования | |
| Задачи | Формулировка задач в соответствии с целью работы, их значимость, конструктивность | |
| Ранжирование задач | ||
| Содержание | Структурное представление работы | Логика построения документа |
| Выделение основных структурных элементов | ||
| Основная часть | Понятийный аппарат | Умение сформировать понятийный аппарат |
| Полнота раскрытия понятийного аппарата | ||
| Теоретическая модель | Подбор литературы | |
| Системность изложения | ||
| Практическая часть | Констатация, интерпретация, соотнесение и анализ фактов | |
| Представление информации в формализованном виде (таблицы, формулы, схемы, диаграммы, фото и др.) | ||
| Приложение | Иллюстрация основных положений работы | |
| Инструментарий исполнения | ||
| Заключение | Выводы | Завершенность работы |
| Самооценка полученных результатов | ||
| Работа в целом | Мнение руководителя | Степень самостоятельности |
| Индикатор, не вошедший в список | ||
| Мнение рецензента | Степень самостоятельности | |
| Индикатор, не вошедший в список |
Критерии оценки практической части работы
| Баллы | Показатель объекта оценки электронной версии. |
| 0 | соответствует требованиям стандарта менее, чем на 50% |
| 1 | соответствует требованиям стандарта от 50% до 75% |
| 2 | соответствует требованиям стандарта от 75% до 100 % |
| Объекты оценки | Показатели |
| Оформление документа | Оформление текста |
| Оформление иллюстраций, формул | |
| Оформление таблиц | |
| Оформление структуры документа | |
| Выполнение приложений | Реализация основных возможностей выбранного инструментария |
| Соответствие интерфейса назначению приложения / структурность представления | |
| Работа в целом | Представление работы на носителе |
| Демонстрация практических навыков во время защиты |
Критерии оценки защиты реферата на экзамене
| Баллы | Качественный индикатор по показателю объекта оценки… |
| 0 | не прослеживается |
| 1 | прослеживается с ошибками |
| 2 | прослеживается нечетко |
| 3 | четко прослеживается |
| 4 | прослеживается на творческом уровне |
| Объекты оценки | Показатели | Качественные индикаторы |
| Компетентность | Эрудированность в рассматриваемой теме | Владение современным состоянием проблемы, знание различных точек зрения |
| Использование известных научных фактов и результатов, владение терминологией | ||
| Привлечение дополнительной информации по информатике | ||
| Привлечение информации из других областей знаний | ||
| Глубина раскрытия темы | Понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями | |
| Аргументированность изложения материала | ||
| Достоверность выводов и результатов | ||
| Креативность | Интерпретация материала | Применение знаний по проблеме |
| Оригинальность раскрытия проблемы | ||
| Самостоятельность в суждениях по предмету изложения | ||
| Использование наглядности | ||
| Решение проблемных ситуаций | Понимание сути задаваемых вопросов | |
| Умение вычленить проблему из предложенной ситуации, вопроса | ||
| Умение найти способы решения проблемы, ответа на вопрос | ||
| Алгоритмичность решения ситуации, ответа на вопрос | ||
| Оценка собственных достижений | Самооценка вклада в раскрытие темы | |
| Перспективы использования результатов работы | ||
| Коммуникативность | Выступление | Логичность изложения материала |
| Точная, выразительная речь | ||
| Отбор информации | ||
| Ориентация в ситуации экзамена | Актуализация своей компетентности | |
| Прогнозирование результатов своих действий | ||
| Умение оппонировать |
В Приложении к статье можно найти Excel-вариант критериев и шаблон таблицы (с необходимыми формулами), которую можно использовать непосредственно для работы как с учащимися, так и для оценки работ на экзамене (автоматически вычисляется сумма баллов и выводится отметка за экзамен – сделаны отдельные формулы для 9 и 11 классов).