Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми? Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.
Главная отличительная особенность сказки - это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.
Отличительной особенностью сказки является некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. Необычно и начинается сказка "Где-то в тридесятом царстве", "За тридевять земель", "В стародавние времена" и т.п. Использование словосочетаний (долго – коротко, не далеко – не близко) позволяют свернуть время и расстояние.
Чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, нужно научить их записывать схемами придуманный текст (схематизация). Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. Схемы не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.
Следующим этапом в работе со сказкой является использование игр и творческих заданий:
“Назови героя”
Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок: Герда, Красная Шапочка, Женя (из “Цветика-Семицветика”) и т.д.
“Действия героя”
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки “Волк и семеро козлят”.
Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
“Сказочные слова” Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.)
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели. Рассмотрим некоторые из них.
Составление сказок с помощью метода "Каталога" Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки). С пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой...
Кто? Кто помог друзьям спастись? Постепенно
цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним
детям задаются примерно следующие вопросы: -
Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел
делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот
отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он
мог помочь главному герою? Что стало со злым
героем?
- Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Небольшой группе детей предлагается сочинить
сказку (историю). Задается вопрос детям. Например:
"Жил-был кто?" Взрослый открывает книгу на
любой странице, предлагает ребенку указать
пальчиком на слово: "Жил-был... карандаш!".
Значит, история будет про карандаш, который попал
в беду. Следующий "ответ" на вопрос ищется на
любой другой странице. Если по сюжету должно быть
имя существительное или глагол, а ребенок указал
на другую часть речи, педагогу необходимо
переделать слово в нужную часть речи, либо найти
другое на этой же строчке. Ответы,
"найденные" в книге, постепенно собираются в
единую сюжетную линию. Когда сказка составлена,
дети придумывают ей название и пересказывают.
Воспитатель просит детей вспомнить, на какие
вопросы они отвечали с помощью книги (выведение
алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность
детей по придуманному сюжету: рисование, лепка,
аппликация, конструирование или схематизация
(запись действий сказки с помощью схем).
Попросить детей вечером рассказать дома
придуманную сказку. Составление сказок
динамического типа. Цель: создать
педагогические условия для усвоения модели
сказки динамического типа. В такой сказке один
или несколько объектов совершают действия с
определенной целью, при этом взаимодействуя с
разным окружением, которое по-разному реагирует
на действия героев. Герой должен делать выводы,
корректировать свое поведение, набираться опыта,
в результате чего идет достижение цели и
изменение отношения окружающих. Выбирается
герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и
цели. Герои совершают действия для достижения
цели и встречаются при этом с другими объектами.
Последовательно по каждому взаимодействию
фиксируются изменения главного героя, идет
описание реакции других объектов при
взаимодействии с героем. Итог - изменение героя
(героев) и вывод жизненного правила.
Придумывается название получившейся сказки и
составляются правила ее сочинения. На доске
воспитатель рисует сказочную дорожку и
обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали.
Например:
Мышонок | в лесу | на полянке | дома |
Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, стать хорошим. Использование творческих методов в работе со сказкой позволяет ребёнку нетрадиционно, оригинально, непривычно, по–новому не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит.д. Эти методы подробно описаны в книге Л.Б. Фесюковой “Воспитание сказкой”:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети по сочинённым сказкам рисуют, клеят, лепят. Используются методы нетрадиционного рисования (пальцевая живопись, рисование по мокрой бумаге, с помощью восковой свечи, объёмная аппликация и др.) Показывают этюды текста с помощью мимики и жестов, и театрализованные представления.
Результатом проведённой работы стали следующие сказки: “Сказка о рыбках”, “Сказка о маленьком мышонке”, “Сказка о потерянной морковке”, “День рождение зайца”, “Новый теремок”, “История про смелого ёжика и его друзей” и др. Предлагаем некоторые из них:
История про смелого ёжика и его друзей.
Сказка по потешке.
- Что ж ты, Ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай: знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!
Давным-давно в дремучем лесу жил маленький и очень добрый ёжик. Но был он очень-очень колючий и с ним никто не хотел играть. И от этого ему было грустно. Один - одинёшенька ходил он по лесу, и тихонька вздыхал: “Ах!” да “Ох!”. Ведь больше всего на свете он хотел иметь много друзей.
Однажды в лесу он встретил волшебную ворону, и рассказал ей про своё горе. Ворона была и в самом деле волшебной, пожалела она ёжика и решила ему помочь.
- Я помогу тебе избавиться от этих иголок - сказала она.
Ворона взлетела на самое высокое дерево, и прокричала на весь лес: “Каррр!”
И иголки исчезли. Обрадовался ёжик, поблагодарил ворону, и скорее побежал на полянку, где весело играли зверюшки. Теперь они и его брали в свои игры, ведь ёжик был совсем не колючий.
Развеселились зверюшки в лесу, они играли в салки, жмурки, в прятки и не заметили, как из леса появился серый голодный волк, зубами щёлк да щёлк.
“Ха-ха-ха! Ага, попались!” – обрадовался волк – “Сейчас я вас всех съем!”
Испугались белочки да зайчики, задрожали от страха их хвостики.
И тут ёжик подумал: “Если бы были у меня мои иголки, показал бы я этому волку!”
А ворона сидела на дереве и всё видела. Покричала она своё волшебное: “Карр!”, и у ёжика снова появились иголки. Свернулся наш смелый ёжик в комочек и подкатился к волчьим лапам. Да так больно исколол серого разбойника, что тот завыл от боли и убежал обратно в лес. И больше никогда уже не возвращался.
Стали зверушки благодарить ёжика – “Спасибо ёжик, ты настоящий друг. Твои колючие иголки спасли нас от беды”. И с тех пор, и по сей день, все звери в лесу дорожат дружбой с маленьким колючим ёжиком. Настоящая дружба познаётся в беде.
НОВЫЙ ТЕРЕМОК.
Коллаж из сказок.
Бежала мышка по лесу, устала, присела отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве сидит грустная лягушка.
- Отчего ты такая грустная? - спросила мышка.
-Я грущу потому что, у меня нет друга - ответила лягушка.
- Не печалься, если хочешь, я буду тебе другом. Давай построим домик-теремок, и будем жить вместе. Построили они домик из веточек и сухих листиков. И стали в нем жить поживать, песни петь да кашу варить. Да так развеселились маленькие зверюшки, что услышал их волк. Прибежал он к теремку, давай стучаться, в гости проситься.
-Вот так терем-теремок! И кто в тереме живёт?- спросил волк.
Выглянули из окошка зверюшки.
-Я - Мышка-Норушка.
-А – Лягушка-Квакушка. А ты кто?
-А я – Волк! Хочу у вас жить!- прорычал волк. - Сейчас же отоприте дверь!
Ни на шутку испугались зверюшки, и от страха ничего уже не могли ответить.
-Ах, так! Ну, погодите же! Сейчас от вашего теремка ничего не останется – закричал Волк.
Волк начал дуть: “Ф-ф-ф-у-у-у!”. И разлетелся теремок во все стороны, как будто на него налетел ураган. Был теремок, да нет! Сидят мышка да лягушка на лесной полянке, и горько плачут.
Стало волку стыдно, что он такой большой, маленьких зверюшек обидел. Пожалел он их,
принялся брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Да лучше прежнего выстроил, окошки резные, ставни расписные, всем места хватило, да ещё для гостей осталось.
Обрадовались мышка с лягушкой новому теремку. Стали они волка благодарить, в гости зазывать, чаем с пирогами угощать. Откушал волк угощение и побежал в лес по своим волчьим делам. А друзей обещал не забывать, в гости заходить, да гостинцев приносить.
Тем временем бежал заяц по лесу, и увидел терем-теремок.
-Вот так терем-теремок! – подивился заяц. – И кто же там, в теремочке живёт?
И стал изо всех сил в дверь барабанить.
-Здесь мы живём. Я - Мышка- Норушка, да Лягушка- Квакушка. А ты кто?
-Я – Зайчик - Побегайчик, у меня есть барабанчик. Пустите меня в теремок, я вам дам на барабанчике поиграть. Открыли зверюшки дверь, впустили зайку.
- А где же барабанчик твой?- спросили они.
- Там, на крылечке остался. Сходите, принесите - ответил им заяц.
Только зверюшки за порог, а заяц дверь на замок, и обратно хозяев не впускает.
Что делать? Как быть? Сидят на пенёчке Мышка с Лягушкой плачут, горюют, лапками слёзы утирают.
Бежит мимо Лисичка-Сестричка.
-О чём вы горюете? – спрашивает.
Друзья о горе своем всё и рассказали.
-Не плачьте,- говорит лиса,- я его выгоню.
Побежала лиса к теремку, давай зайца гнать. А он сидит, двери, окна закрыты, сам не выходит, и никого не впускает. Так вернулась лиса не с чем. Стали звери вместе думать, как зайца из избушки выгнать. Думали, думали и придумали. Решили они дедушку Медведя на помощь позвать, он самый сильный в лесу. Пришёл Медведь, как зарычит на весь лес.
- Рррр…ррр…, Ступай, заяц, вон!
Как ударил в дверь – так с петель её и сорвал.
На чужой каравай рот не разевай – прорычал медведь – хочешь себе избушку сам построй. Испугался заяц, выскочил из домика – да бежать. А Мышка- Норушка да Лягушка- Квакушка до сих пор в теремке живут – поживают, да гостей встречают. А звери лесные любят к ним в гости ходить, чай с пирогами пить, песни петь, да хороводы водить.
Сценарий сказки НОВЫЙ ТЕРЕМОК.
Ведущая: Давно это было, в чистом поле, в широком раздолье, в частом лесочке по высоким кочкам мышка бежала. Бежала да устала. Присела отдохнуть, да лягушку увидала.
Мышка: Что, лягушечка, грустишь, отвечай, чего молчишь?
Лягушка: Грустно мне, ведь я одна, нет подружки у меня.
Мышка: Хочешь, милая лягушка, буду я тебе подружка.
Я на выдумки хитра, строить нам жилье пора,
Чтобы крепки были двери, чтоб не трогали нас звери.
Лягушка: Мы построим тут избушку, в гости к нам придут зверюшки.
Ведущая: Вот в двоём взялись за дело и работа закипела…
Мышка листья собирает, лягушка веточки таскает.
Ворона: Здесь по лесу я летаю, всюду сплетни собираю.
Любопытнее вороны не найти во всём районе,
Всюду суну клюв я свой и скорей лечу домой.
Сорока: Ты слыхала – ли, кума, новость про лягушку?
Вместе с мышкою она построила избушку.
И избушка не плоха, хватит двум подружкам,
Так летим, новость пора рассказать зверюшкам.
Ведущая: Тили-тили, тили-бом и готов подружек дом.
И пошло в лесу веселье, всем вокруг на удивленье
Полячку зверюшки пляшут, весело платочком машут.
(исполняется танец зверей, затем они разбегаются)
Ведущая: Так шумели и шутили, что даже волка разбудили.
Волк: Что за шум тут на поляне? Побывали здесь цыгане?
И трава вокруг примята, ну а это что за хата?
Вот так терем- теремок, в теремочке кто живет?
Мышка: Я мышка- норушка.
Лягушка: А я лягушка- квакушка, а ты кто?
Волк: Я бедный, бедный волк, зубами щелк да щелк .
В тенёчке лежал, вдруг шум услыхал.
Весь лес обошел, никого не нашел.
Да устал слегка в дороге, волочу едва я ноги.
Жить пустите насовсем, а не то обеих съем!
Ведущий: Мышь с лягушкою молчат и от страха лишь дрожат.
Воздуху набрал волчишко, дунул – развалил домишко!
Разбежались все зверюшки, вот и нет у них избушки!
Лягушка: На пенёчке мы сидим вместе с мышкой грустим.
Где теперь мы будем жить, хлеба корочку делить?
Мышка: Эх, волчишка, как ты мог, развалить наш теремок?
Мы б тебя и так пустили, чаем с медом напоили.
Волк: Вы подружки не грустите, и прошу - меня простите!
Всё исправлю - я же волк, построю новый теремок.
Ведущая: Взялся наш волчок за дело, и работа закипела
Доски строгает, гвозди вбивает,
колет и тешет, щепочки режет.
Тили-тили тили - бом, выстроил волчишко дом.
Ставенки резные, окна расписные.
В доме места всем досталось, для гостей ещё осталось.
Мышка: От нас тебе большой поклон, дом красив со всех сторон.
Лягушка: Оставайся с ними жить, дом наш будешь сторожить.
Волк: Нет, спасибо, не могу, по делам я побегу.
Ведущий: Вот простились зверюшки и живут в своей избушке.
На полянке на лесной появился вдруг косой.
Заяц: Вот так терем-теремок, в теремочке кто живёт?
(И стал изо всех сил в дверь барабанить.)
Мышка: Я- Мышка- Норушка.
Лягушка: А я лягушка- квакушка. А ты кто?
Заяц: Я Зайчик - Побегайчик, у меня есть барабанчик.
Теремок кто отопрёт, барабанчик мой возьмёт!
(Открыли зверюшки дверь, впустили зайку)
Лягушка: Где же, барабанчик твой?
Заяц: На полянке, под сосной!
Ведущая: Зашёл заяц в теремок и закрылся на замок.
Сколько звери не стучали, так в избушку не попали.
Что же делать, как же быть? Надо теремок открыть.
Мышка: Волк построил крепкий, славный дом
Да обманщик заяц поселился в нём.
Лягушка: Кто не побоится горюшку помочь, да прогонит зайца-хулигана прочь.
Ведущая: Мимо Лисонька бежала, да подружек услыхала.
Лиса: Заяц явно здесь не прав, у меня горячий нрав
Не боюсь не ссор, не драк, покажите, где ваш враг?
Ведущая: Стала, Лиска, зайца гнать, громко топать и стучать.
Лиса: Эй, зайчище, выходи, мышь с лягушкою пусти.
А не-то как налечу, тебя мигом проучу.
Ведущая: Заяц дверь не открывает, лису в домик не пускает.
Стали звери все гадать, как же зайца им прогнать?
Лиса: Надо дедушку медведя нам позвать сюда немедля.
Все преграды по плечу дяде Мише силачу.
Медведь: Если кто попал в беду на помощь мигом я приду.
Ну, рассказывай, лягушка, кто забрался к вам в избушку?
Лягушка: Это заяц хулиган, обещал нам барабан.
Медведь: Сейчас как стукну кулаком, и развалится весь дом.
Тебя я за уши поймаю и слегка накостыляю.
Ведущий: Косой от страха задрожал, из избушки убежал.
Он помчался без оглядки, лишь видны меж ёлок пятки.
Мышка: Ну, спасибо, дядя Миша, что помог прогнать зайчишку.
Заходи скорее в дом, чаю с мёдом мы нальём.
Ведущий: Тут обрадовались звери, заплясали и запели,
Стали жить да поживать, друзей в гости поджидать.
Литература.
- 1. Л.Б. Фесюкова “Воспитание сказкой” Москва 2000
- 2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. “Технологии развития связной речи дошкольников” 2004