Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом его бессмертие. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, воспитай своих детей, передай им свой лучик счастья, надежды, веры в лучшее будущее.
По словам П. П. Блонского, новая школа – школа жизни и творчества. Прежде всего, самого учителя. Воспитывает всё, воспитывает слово, каждый сантиметр, каждый встречный.
Но любой человек, отец, мать или кто-то из старших может оказать такое сильное влияние, которое перевесит все другие. Если бы среда жестоко определяла результаты воспитания, то уже давно не осталось бы на свете ни одного доброго и честного человека, а сколько их.
Выделяют узкое толкование понятия педагогическое творчество, и в этом смысле слова В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова связывают его с созданием новых оригинальных систем, с процессами педагогических инноваций. Более широко педагогическое творчество – деятельность учителя – определяется как деятельность, направленная на осознание и решение проблем, учебно-воспитательных задач, постоянно возникающих в педагогическом процессе, этим и определяется сущность педагогического творчества.
Однако сложно обеспечить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, если сам педагог не находится на соответствующем этапе творческого саморазвития.
Здесь нельзя не согласиться с точкой зрения В.И. Андреева, что только творчески саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников.
А.А. Реан, Я.А. Коломинский полагают, что истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны результатов творческой деятельности.
Педагогическое творчество может быть основано на органической потребности в педагогической деятельности, оно отличается своеобразными особенностями, главная из которых – профессиональная – потребность учителя в отдаче своих духовных накоплений ученикам.
Но надо знать и помнить, что воспитание – это не уход, не надзор, а душевное и духовное общение. Уход в такое короткое время труден, надзор просто невозможен, а сила общения измеряется не временем.
По результатам анкетирования из 25 учащихся 11 необходимо общение с педагогом; двое ставят на первое место родителей; 11 написали, что духовное общение с учителем не нужно, а один написал так: «у меня с первого класса нет доверия к учителям…»
И в зависимости от того, на что ориентирован педагог в своей профессиональной деятельности, можно определить, будет ли его творчество продуктивным, малопродуктивным или непродуктивным.
Продуктивное педагогическое творчество предполагает, что в центре внимания находятся способы подготовки учащегося к жизни и дальнейшей деятельности, способы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю, оно связано с педагогической импровизацией, сущность которой рассматривается в работах В.Н. Харькина.
Но одно из важнейших условий успеха выполнения творческих заданий детьми – роль педагога. Он должен всегда внимательно выслушивать ребёнка, быть восприимчивым слушателем, смотреть на каждого школьника как на индивида с особыми возможностями, дарованиями.
Так, известный американский психолог Розенталь показал, что в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.
В работах В.И. Андреева исследуется общий универсальный закон – закон творческого саморазвития личности человека как человека культуры. Суть его заключается в том, что образование переходит в самообразование, воспитание, обучение переходит в самообучение, развитие переходит в творческое саморазвитие личности при условии, если человек активно овладевает философской, психологической и педагогической культурой, то есть становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя, следовательно, можно говорить о педагогике творческого саморазвития.
И в этой связи творческому педагогу зачастую приходится жертвовать своим личным временем, и каждый в тайне ожидает результата, хотя понимает, что результат творческого процесса в работе с детьми может проявиться только через многие-многие годы.
И здесь самое главное – помочь понять ребёнку, что он ЧЕЛОВЕК, и каково ЕГО предназначение на ЗЕМЛЕ.
Для этих детей, которые идут рядом с нами, мы живем, работаем. А завтра они нас обгонят на пути к счастью. Мы уйдём, а ученики наши останутся. Так позаботимся о том, чтобы их жизнь была лучше нашей, интереснее, насыщеннее. Чтобы каждый ребёнок мог в душе своей найти такие слова:
***
…И не напрасно
Солнце просыпается,
Ведь все прекрасно –
Жизнь продолжается!...
(Эльзара Миннулина)
***
…Я надежду хочу внести
Ярко-алую в мир чёрно-белый.
И теплом хочу душу спасти,
Всем приятное что-нибудь сделав…
Эти строки из стихотворений моих воспитанников. В своих творческих работах они пытаются осмыслить окружающий мир, словами выразить своё отношение к нему.
А передо мной, педагогом, была, есть и будет главная задача – воспитывать в своих учениках, наших детях новое человечество в новом тысячелетии со здоровыми корнями и с ветвями, все выше поднимающимися к небу.
Используемая литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Казан. Ун-та, 1996. – Кн. 1.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, – 1994. – Т. 1.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 173 с.
4. Бодалев А.А., Рудкович Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. – 1995. № 3. – С. 19–23.
5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.
6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическая деятельность как творческий процесс. – Грозный: изд-во «Прогресс», 1976. – 163 с.
8. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности: Метод. Пособие. – СПб.; Рыбинск, 1993. – 12 с.
9. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990.
10. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987.