Анализируя свою работу, все более убеждаюсь в том, что необходимо осуществлять личностно-ориентированное обучение. Впрочем, такое обучение является одним из стратегических направлений современного образования. В практике исхожу из того, что каждый человек имеет свой доминантный тип восприятия материала. Как известно, представители направления нейролингвистического программирования (Р. Бендлер, Б. Ливер, Э. Эриксон, Д.Гриндер) выделяют “три модальности: визуальную (связанную со зрением), аудиальную (опирающуюся на слух), кинестетическую (все остальные виды ощущений)” [1]. “Но если у взрослого человека в силу накопленного субъективного опыта могут быть достаточно развиты две или даже три модальности, то ребенок, как правило, мономодален, так как развитие сенсорных систем происходит в дошкольном и школьном периоде развития” [1]. Нельзя достичь высоких результатов обучения у детей с разними ведущими модальностями, используя одинаковые методические приемы, т.е. приемы, воздействующие преимущественно на определенный канал восприятия информации. Учитель часто не знает, на каком уровне находится развитие сенсорики ученика.
Исходя из таких соображений, провожу на уроках упражнения, направленные на различные сенсорные каналы, т.е. для усвоения детьми одного и того же материала использую сразу несколько стратегий одновременно. Наверное, можно предположить, что при таком подходе идет ускорение развития сенсорики обучаемых детей.
Попробую описать прием работы на примере фрагмента урока в 1-м классе. При обучении первоклассников письму, когда важно научить их простому графическому изображению слов, провожу ежедневные небольшие “диктанты”, обычно в начале урока. До “диктанта” проводим работу, в процессе которой воздействие идет на слуховую, зрительную, кинестетическую (мышечную) память и на собственно память. (Для детей я работу называю диктантом, потому что, как мне кажется, само слово “диктант” мобилизует учащихся. А по сути это письмо по памяти). Например, в букварный период могут быть слова бумага, гиря, школа.
1. Звуковой анализ слова бумага. Составим схему слова (учитель на доске, ученики в кассах).
2. Теперь напишем слово (пишет учитель на разлинованной доске, привлекая учеников).
- Какой первый слог? (бу)
- Сколько в нем звуков? (2)
- Какие буквы нужны? (пишу на доске)
- Какой второй слог? (ма)
- Сколько звуков в нем? (2)
- Какие буквы напишу?
Так же и с третьим слогом.
3. Соотнесение написанного учителем слова с его схемой.
4. Медленно и четко проговариваем написанное слово, одновременно обводя его в воздухе.
5. Водействие на память
Внимательно еще раз прочитайте слово, постарайтесь запомнить. Затем я сотру его, а вы напишете по памяти.
В таком же порядке работаем и с другими словами. (Конечно, могут быть и предложения). При таком подходе воздействие идет на разные сенсорные стороны ученика. Приемы работы общеизвестны. Но фишка в том, что приемы используются все сразу, на одном и том же материале. Ошибившихся учеников не бывает. Ребята не пропускают буквы, не заменяют другими буквами. Каждый усвоит через доминирующий канал восприятия. При ежедневной работе такие упражнения занимают мало времени.
В период обучения грамоте много внимания уделяю комбинаторным заданиям, которые повышают активность учащихся, способствуют совершенствованию техники чтения и письма, обогащают речь учащихся. В рабочих тетрадях даю задания, к примеру, такое: составь слова из букв а, о, т, р, к, и, е, с. Из множества составленных ребятами слов некоторые используются как материал для письма по памяти. Ежедневный кропотливый труд дает свои положительные результаты. В первом классе по контрольным диктантам качество выполнения составляло 90–100%.
Примерно такой подход использую и при изучении слов с непроверяемыми написаниями.
На уроках русского языка провожу ежедневные орфографические пятиминутки, в которых различного вида диктанты: объяснительные, зрительные, слуховые, распределительные и т.д. Получается некая смесь видов диктантов, при проведении которых воздействую на разную модальность учеников.
В программе начальной школы по русскому языку много орфографических правил. Было бы прекрасно, если бы их все возможно было представить в нескольких сенсорных вариантах. К сожалению, это невозможно. Думается, поэтому наблюдается снижение орфографической грамотности от класса к классу.
Любой учитель знает, что для формирования вычислительных навыков важными являются знания состава чисел первого десятка. Провожу упражнения, направленные на различные сенсорные каналы. Например, при изучении состава числа 9 я говорю:
- Возьмите в две руки 9 карандашей всего. (Ученики берут карандаши, кому как захотелось)
- Сколько и сколько – это 9? Рассматриваем разные варианты. На доске появляется запись:
Далее смотрим на эту запись, проговариваем все варианты, одновременно показывая все случаи на карандашах, перекладывая по карандашу из руки в руку, заучиваем таблицу состава числа 9. Кому предпочтительно слышать и запоминать, тот слышит и запоминает, кому предпочтительно видеть и запоминать, тот видит и запоминает, а кому предпочтительно делать движения и запоминать, тот делает движения и запоминает.
Литература
Ю.Р. Юденко. “Изучение орфографических правил с учетом аудиальной модальности младшего школьника”. Начальная школа № 2/2007 г.