Цели и задачи:
- познакомить учащихся с тремя состояниями вещества: твердое, жидкое, газообразное;
- показать сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение формы жидкостями, не сохранение формы и объема газами;
- закрепить знания о признаках физических явлений: при переходе вещества из одного состояния в другое не появляется новых веществ, не происходят их превращения;
- продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, вести записи в тетради;
- воспитывать добросовестное отношение к выполнению домашнего задания.
З.С.Т.: ароматерапия, цветотерапия.
Оборудование: различные твердые тела, подкрашенная жидкость (р-р CuSO4 , р-р КMnO4), мензурки, сосуды разной формы, резиновый шар, стеариновая свеча, аромалампа, задачник Г.Остера “Физика”.
Формы и методы: групповая работа, практический, беседа, исследовательский.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (5 мин).
На этом этапе широко используется жизненный опыт учащихся, а также их знания, полученные при изучении природоведения. Что называют веществом? В каких состояниях может находиться вещество? Кто может привести примеры твердых, жидких и газообразных тел? Кто может назвать распространенное в природе вещество, которое широко встречается во всех трех состояниях?
Учитель настраивает учащихся на выполнение лабораторной работы. Объясняет цели и задачи урока.
2. Лабораторная работа (25 мин).
Наблюдение различных состояний вещества.
1. Кубик льда переложить с подставки в стакан. Учащиеся отмечают, изменяется ли при этом его форма. Изменяется ли объем кубика?
2. Используются подкрашенная вода, мензурка и сосуды разной формы. Учащиеся переливают подкрашенного жидкость в сосуд разной формы, а затем – снова в мензурку, отмечая какие изменения претерпевает жидкость.
3. Используется резиновый шарик. Резиновый шарик перевязывают нитью, одну его часть наполняют воздухом, а затем развязывают нить: воздух заполняет весь объем. Учащиеся делают вывод о не сохранении формы и объема газами.
4. Плавление стеарина и его отвердевание. Учащимся демонстрируется горение свечи и плавление стеарина при этом.
5. Испарение воды и ее конденсация. Это явление учащиеся наблюдают в течение урока при работе аромалампы.
3. Закрепление (7 мин).
1. По итогам выполненной лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.
Состояние вещества |
Объем |
Форма |
Твердые тела | сохраняют | сохраняют |
Жидкости | сохраняют | не сохраняют |
Газы | не сохраняют | не сохраняют |
2. Ответ на вопросы задачника Г.Остера “Физика”.
В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажи, в каких состояниях находится вода в чайнике?
Ответ: В трех. Жидкое. Твердое. Газообразное. Но долго находится в одном чайнике сразу в трех состояниях вода не в состоянии.
В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
Ответ: Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
Если присесть на корточки и аккуратно вылить стакан молока на пол, что сохранит молоко: форму или объем?
Ответ: Объем. Молоко безвозвратно утратит форму стакана и с отвращением примет форму лужи.
Если плеснуть на клеенку очень мало молока, какую оно примет форму?
Ответ: Если молока будет действительно очень мало, оно с удовольствием примет форму шарика, капли.
Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем?
Ответ: И то и другое. А папа еще и отлупит.
Какую форму примет газ, отпущенный из воздушного шарика в пустую комнату с закрытой форточкой?
Ответ: Форму комнаты с закрытой форточкой. В отличии от жидкостей и твердых тел отпущенный на свободу газ имеет наглость полностью занимать всю предоставленную ему жилплощадь.
Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится джинн?
Ответ: В газообразном, и очень сердит. Лучше его не трогать.
4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (3 мин.).
Домашнее задание. Стр.19. Подумай и ответь на задание № 1–4.