Интегрированный урок (химия + физика) по теме "Состояние вещества"

Разделы: Физика, Химия


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с тремя состояниями вещества: твердое, жидкое, газообразное;
  • показать сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение формы жидкостями, не сохранение формы и объема газами;
  • закрепить знания о признаках физических явлений: при переходе вещества из одного состояния в другое не появляется новых веществ, не происходят их превращения;
  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, вести записи в тетради;
  • воспитывать добросовестное отношение к выполнению домашнего задания.

З.С.Т.: ароматерапия, цветотерапия.

Оборудование: различные твердые тела, подкрашенная жидкость (р-р CuSO4 , р-р КMnO4), мензурки, сосуды разной формы, резиновый шар, стеариновая свеча, аромалампа, задачник Г.Остера “Физика”.

Формы и методы: групповая работа, практический, беседа, исследовательский.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (5 мин).

На этом этапе широко используется жизненный опыт учащихся, а также их знания, полученные при изучении природоведения. Что называют веществом? В каких состояниях может находиться вещество? Кто может привести примеры твердых, жидких и газообразных тел? Кто может назвать распространенное в природе вещество, которое широко встречается во всех трех состояниях?

Учитель настраивает учащихся на выполнение лабораторной работы. Объясняет цели и задачи урока.

2. Лабораторная работа (25 мин).

Наблюдение различных состояний вещества.

1. Кубик льда переложить с подставки в стакан. Учащиеся отмечают, изменяется ли при этом его форма. Изменяется ли объем кубика?

2. Используются подкрашенная вода, мензурка и сосуды разной формы. Учащиеся переливают подкрашенного жидкость в сосуд разной формы, а затем – снова в мензурку, отмечая какие изменения претерпевает жидкость.

3. Используется резиновый шарик. Резиновый шарик перевязывают нитью, одну его часть наполняют воздухом, а затем развязывают нить: воздух заполняет весь объем. Учащиеся делают вывод о не сохранении формы и объема газами.

4. Плавление стеарина и его отвердевание. Учащимся демонстрируется горение свечи и плавление стеарина при этом.

5. Испарение воды и ее конденсация. Это явление учащиеся наблюдают в течение урока при работе аромалампы.

3. Закрепление (7 мин).

1. По итогам выполненной лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.

Состояние вещества

Объем

Форма

Твердые тела сохраняют сохраняют
Жидкости сохраняют не сохраняют
Газы не сохраняют не сохраняют

2. Ответ на вопросы задачника Г.Остера “Физика”.

В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажи, в каких состояниях находится вода в чайнике?

Ответ: В трех. Жидкое. Твердое. Газообразное. Но долго находится в одном чайнике сразу в трех состояниях вода не в состоянии.

В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?

Ответ: Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.

Если присесть на корточки и аккуратно вылить стакан молока на пол, что сохранит молоко: форму или объем?

Ответ: Объем. Молоко безвозвратно утратит форму стакана и с отвращением примет форму лужи.

Если плеснуть на клеенку очень мало молока, какую оно примет форму?

Ответ: Если молока будет действительно очень мало, оно с удовольствием примет форму шарика, капли.

Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем?

Ответ: И то и другое. А папа еще и отлупит.

Какую форму примет газ, отпущенный из воздушного шарика в пустую комнату с закрытой форточкой?

Ответ: Форму комнаты с закрытой форточкой. В отличии от жидкостей и твердых тел отпущенный на свободу газ имеет наглость полностью занимать всю предоставленную ему жилплощадь.

Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится джинн?

Ответ: В газообразном, и очень сердит. Лучше его не трогать.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (3 мин.).

Домашнее задание. Стр.19. Подумай и ответь на задание № 1–4.