Развитие внимания на логопедических занятиях в общеобразовательной школе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Ушинский назвал внимание “воротами”, в которые входят все впечатления окружающего. Приучить детей быть внимательными всегда было важной задачей педагогического процесса. Это привело к тому, что воспитание внимания иногда неправомерно выделялось в самостоятельную задачу, изолированную от усвоения знаний и умений.

Организованность внимания детей находится в зависимости от тех умственных задач, которые им даются при пояснении и показе. Именно здесь лежит начало произвольного внимания, на которое способны дети уже в дошкольном возрасте. И здесь сразу же обнаруживается зависимость качеств внимания детей от деятельности учителя.

На логопедическом занятии достаточно 2–3 минут, чтобы дети включались в занятие и были в дальнейшем внимательны. Установка на то, что в пояснениях логопеда, в его показе заключается все для того, чтобы в дальнейшем действовать на занятии, и составляет ведущий мотив поведения детей, их внимательного отношения.

Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Детей не отвлекают от занятия и какие-либо посторонние воздействия, если, конечно, они существенным образом не нарушают ход занятия. Так, дети могут засмеяться, если в рассказе встретилось что-то смешное, но быстро прекращают смех; не отвлекаются от занятия, если кто-нибудь входит в комнату и т.п. В практике ведения занятий по заданиям известно, как легко нарушается организованность детского внимания самыми незначительными изменениями во внешней обстановке, как трудно затем бывает собрать это внимание. Поэтому на таких занятиях стараются исключить все посторонние обстоятельства, которые могут воздействовать на детей. Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе воспитания и коррекционного обучения свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения, находятся в руках логопеда.

Ниже представлены 10 игровых упражнений для развития внимания, как слухового так и зрительного.

№ 1. “Мой любимый фрукт”

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

№ 2. “Наблюдательность”

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

№ 3. “Тик – так – тук”

Логопед обращается к ученикам: “Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова “тик-так-тук”. Дети несколько раз повторяют ряд слов. Услышите 1 свисток – говорите ТИК, 2 свистка – говорите ТАК, 3 свистка – говорите ТУК. Побеждает тот, который меньше всех ошибется”.

№ 4. “Не перепутай” (“Нос – ухо – лоб”)

Логопед объясняет детям правила игры: при слове “нос” нужно дотронуться до носа, при слове “лоб” – до лба и т.д. когда дети усвоят правила, будут верно показывать части лица, головы, то игру можно усложнить.

Логопед путает детей: “Нос – лоб – ухо!”. Сказав “ухо”, логопед показывает на лоб и т.д. данная игра поможет закрепить названия различных частей тела, лица, головы, а также будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

№ 5. “Найди себе пару”

Играющие стоят в парах. По команде “Лицом к лицу!” игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде “ Спиной к спине!” они становятся друг к другу спиной. По команде “Меняйтесь парами!” каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий тоже ищет себе пару. Тот кто остался без пары – водящий.

Игра развивает быстроту реакции, внимание, формирует понимание отдельных инструкций, умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.

№ 6. “Узнай по голосу”

Дети становятся в круг. В середине водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу, останавливаются. Логопед говорит: “Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?”

Логопед молча указывает на одного играющего, который восклицает: “Узнай, кто я!”. Ведущий по голосу должен определить того. Кто к нему обратился.

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие.

№ 7. “Самый внимательный”

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

№ 8. “Волшебное слово”

Сначала следует договориться, какие же слова считать “волшебными”. “Волшебными” можно считать слова на букву “М” или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении “волшебных слов” ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

№ 9. “Запрещенное слово”

Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

№ 10. “Телефон”

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Словесным сообщением может быть простое предложение, небольшой текст или маленькая сказка.