Цель: обобщение изученного материалапо данной теме.
Задачи:
- Обобщить и углубить знания учащихся по названной теме; продолжить обучать школьников работе с учебной литературой.
- Развивать творческие способности, наблюдательность; способствовать развитию познавательного интереса к предмету; расвивать исследовательскую деятельность.
- Восспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Оборудование:
- таблицы “Кожа” и “Почки”;
- плакаты с правилами общения, плакат с основными правилами пересказа и ответа на вопрос;
- набор лабораторной посуды;
- шампунь разного типа;
- бумага для шпаргалок и выполнения тестов;
- разрезанные тексты и тексты-оригиналы для сверки и чтения;
- тесты.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Объявление темы и цели данного урока. Организация работы в группе и индивидуальной работы с учебником.
2. РАБОТА В ГРУППЕ. 2-3 учащихся выполняют упражнение “Восстановить текст”.
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ. Учащиеся (4 человека) получают индивидуальное задание составить шпаргалку по изученной теме. Работают в течение 5-7 минут. После окончания работы обмениваются написанными шпаргалками и рассказывают ранее изученный материал по чужой шпаргалке.
При изготовлении шпаргалки ученики могут пользоваться учебником, справочной литературой.
Темы для изготовления шпаргалок:
а). Терморегуляция организма.
б). Образование мочи.
4. РАБОТА У ДОСКИ. Повторить правила рассказа у доски! Задание: выйти к доске и рассказать строение кожи. После рассказа ученик должен ответить на предложенные одноклассниками вопросы.
Основные правила рассказа у доски :
1. ВСТУПЛЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
2. УВЕРЕННАЯ РЕЧЬ.
3. ОТВЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ.
4. СЛОВАМ – ПАРАЗИТАМ НЕТ !
5. ОТВЕТ ПОЛНЫЙ.
5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
Представление индивидуальной исследовательской работы по теме: “Шампунь и вода. Как правильно совместить”.
(Не каждый шампунь обладает сойствами, которые мы от него ожидаем. Это зависит и от качества шампуня и от качества воды, которой мы моем голову.В жесткой воде шампунь может образовывать сложные соединения, которые малорастворимы в воде. Эти соединения попадают на кожу и волосы и действуют на них раздражающе. Прежде чем пользоваться шампунем, проверте его на совместимость с водой.)
После презентации ученица должна ответить на возникшие вопросы.
6. УПРАЖНЕНИЕ “УЧЕБНАЯ ЭСТАФЕТА”. Повторить правила общения!
1. ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ – ПОДНИМИ РУКУ!
2. ЗАДАВАЙ ТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ!
3. УМЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ СЛОВО ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ!
4. ЗАДАВАЯ ВОПРОС, СТАРАЙСЯ СМОТРЕТЬ ЧЕЛОВЕКУ В ГЛАЗА!
5. СИГНАЛИЗИРУЙ ВОЗРАЖЕНИЕ ПОДНЯТИЕМ ОБЕИХ РУК!
Учащиеся заранее получили вопросы, на которые дома отвечали.
Вопрос 1. Всегда ли в процессе эволюции кожа позвоночных животных имела 3-х слойное строение?
Предполагаемый ответ. В процессе эволюции кожа позвоночных Животных не всегда была 3-х слойной. Например, у земноводных животных кожа состоит всего лишь из одного слизистого слоя эпителиальной ткани. Кожа земноводных пропускае воду и потому организм земноводных не защищен от потери влаги.
У пресмыкающихся кожа становится двухслойной: снаружи ороговевший эпителий, под ним собственно кожа из соединительной ткани – дерма.
Вопрос 2. Почему при обморожении конечности нельзя помещать ее в горячую воду?
Предполагаемый ответ. При обморожении конечности нельзя помещать ее в горячую воду. Следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее питье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Если коммуникации не будут восстановлены, продукты тканевого распада не будут удаляться из организма, т.к. коммуникации еще не восстановлены.
Вопрос 3. Что общего в строении кожи человека и листа покрытосеменных растений?
Предполагаемый ответ. В строении кожи человека и листа
покрытосеменных есть общие черты строения. Так, в коже человека есть поры, через которые выделяется жидкость и происходит дыхание. В листьях тоже есть отверстия (устьица), через которые происходит дыхание и выделение влаги. И в коже и в листьях есть красящее вещество, количество которого увеличивается под действием солнечных лучей (в коже образуется загар, а в листьях увеличивается количество хлорофилла).
Вопрос 4. Почему при повышении температуры окружающей среды поры в коже у человека открываются, а устьица листа – закрываются?
Предполагаемый ответ. В жаркую погоду поры в коже человека открываются, чтобы выделялось больше пота, который испаряясь, будет охлаждать организм. Устьица листа при жаркой погоде закрываются, т.к. листьям нужно экономить влагу.
Вопрос 5. Почему при переселении первобытных людей на север Европы многие из них погибли от рахита и почечно-каменной болезни?
Предполагаемый ответ. Дело в том, что первые люди имели темную окраску кожи. А в северных широтах было недостаточно солнечных лучей для образования витамина D. Приэтом страдали кости, а соли кальция образовывали камни в почках.
Вопрос 6. Почему при сильном испуге у некоторых людей происходит непроизвольное мочеиспускание?
Предполагаемый ответ. При сильном испуге у некоторых людей происходит непроизвольное мочеиспускание потому, что мочевой пузырь образован гладкой мышецной тканью. А при испуге в кровь выбрасывается большое количество адренилина, приводящего к сокращению гладкой мускулатуры.
7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕСТОМ. После выполнения теста, самими учащимися проводится проверка и постановка оценок.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ПОСТАНОВКА ОЦЕНОК ЗА УРОК.
ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Домашнее задание: сделать сообщение по одной из предложенных тем:
а). Косметика и подростки.
б). Пирсинг. “За” и “против”.
в). Как уберечь себяот кожных заболеваний?
Индивидуальное задание Васину Кирилу. Сделать сообщение на тему: “ В чем сходство работы электрического утюга, имеющего терморегулятор с терморегуляцией кожи?”.
Упражнение ШПАРГАЛКА
Цели:
- Предложить учащимся повторить изученный учебный материал необычным способом.
- Развивать наблюдательность, творческие способности, познавательный интерес, учебный азарт.
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Процедура выполнения упражнения
Полезно для закрепления учебных умений учащихся по определенной теме, а также для развития активного говорения учащихся. Учитель дает задание. Они должны составить шпаргалку по изученной теме. Требования к шпаргалке: должна быть минимальна по объему и максимальна по содержащейся в ней информации, понятна любому, кому она попадет в руки.
Шпаргалка изготавливается за 10-15 минут. При изготовлении шпаргалки ребята могут пользоваться учебником, справочной литературой.
Материалы для выполнения упражнения:
- бумага для составления шпаргалок;
- справочная литература, учебники.
Упражнение УЧЕБНАЯ ЭСТАФЕТА
Цели:
- Повторить учебный материал по определенной теме, закрепить знания учащихся по пройденному материалу.
- Развивать познавательную мотивацию, стремление к знаниям.
- Способствовать закреплению основных правил общения в классе на уроке.
Процедура выполнения упражнения
Данное упражнение имеет большое значение на уроке, так как позволяет в игровой форме не только закрепить сложный учебный материал, но и повторить основные правила общения в группе. Для того, чтобы учителю было легче выполнять упражнение, можно повесить плакат на доске с основными правилами общения и повторить их перед началом игры.
1. Хочешь сказать – подними руку!
2. Задавай точные вопросы!
3. Умей передавать слово другому человеку!
4. Задавая вопрос, старайся смотреть человеку в глаза!
5. Сигнализируй возражение поднятием обеих рук!
На первом уроке ученики помечают 5 ключевых вопросов по только что пройденной теме, которые нужно повторить дома и быть готовым на следующем уроке дать на них исчерпывающий ответ. Для этого необходимо подготовить дополнительный материал, просмотреть к нему иллюстративную и графическую наглядность.
На следующем уроке учитель проводит жеребьевку. Каждый ученик получает номер, под которым он должен будет отвечать на вопрос. Ученик под номером 1 задает свой вопрос. Те, кто знает на него ответ, поднимает руку. Ученик, задающий вопрос, выбирает одного из одноклассников, поднявших руку, для ответа.
Этот второй ученик повторяет вопрос и дает свой ответ, глядя при этом на первого ученика.
Каждый, кто не согласен с ответом, поднимает две руки (“возражение”) и исправляет сказанное.
Если он отвечает правильно, то наступает его очередь задавать свой вопрос..
Знающие ответ ученики снова поднимают руки, ученик выбирает одного из желающих и т.д.
Учитель фиксирует учащихся, которые наиболее активно участвуют в игре, и оценивает из.
В конце урока он может обсудить с учащимися выполнение правил общения во время игры и поощрить тех из учащихся, которые строго соблюдали эти правила.
Материалы для выполнения упражнений:
- подготовка вопросов по изучаемой теме для выполнения дом. задания;
- плакат с правилами общения.
Упражнение ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ
Цели:
- Способствовать развитию познавательной мотивации учащихся, стремления к поиску, логического мышления.
- Развивать творческие способности учащихся, аналитические умения.
- Стимулировать умения работать в команде, коммуникативную культуру.
Полезно использовать для закрепления знаний учащихся по определенной теме, параграфу учебника. Можно использовать для повторения уже изученного материала на незнакомом учащимся тексте.
Учитель предлагает учащимся поиграть в увлекательную игру под названием “Восстановить историю”.
Сутью этой игры является то, что учитель предлагает учащимся восстановить тексты, которые предварительно разрезаны на слова.
Учащимся предлагается за небольшой промежуток времени восстановить текст, т.е. сложить его от первого до последнего слова.
Учащиеся работают в группах или в парах.
Учителю необходимо подготовить необходимое количество текстов и поместить их в специальные коробочки, предварительно наклеив на коробку название текста.
После того, как учащиеся сложили текст, они сравнивают его с оригиналом, который дает им учитель, а затем пересказывают друг другу.
Материалы для выполнения упражнения:
- разрезанные тексты (3-4 комплекта по количеству групп);
- тесты-оригиналы для сверки и чтения.