В России в настоящее время зарегистрировано около миллиона людей, испытывающих зависимость от наркотиков, 70% из них – молодёжь.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ, всё больше фиксируется случаев, когда первая проба приходится на возраст 6-10 лет.
Установлено, что чем раньше по возрасту произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется наркозависимость, тем серьезнее последствия ее негативного воздействия, и тем меньше эффективность реабилитационных мероприятий.
Почему же так важен дошкольный период? Потому что это период фактического формирования личности.
Успешная психолого-педагогическая профилактика вероятности формирования зависимости от психоактивных веществ у детей в нашем дошкольном образовательном учреждении включает:
а) Проведение социологических исследований в виде анкетирования и опросов детей, родителей и педагогов, и анализа полученных данных;
б) Предоставление родителям и педагогам адекватной информации о наркотиках и альтернативных способах социально-психологической адаптации;
в) Создание современных воспитательно-образовательных условий в процессе профилактической деятельности для формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
г) Развитие волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов и детей.
Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к проблеме наркомании. В 2006-2007 учебном году был проведён опрос 58 человек, из них: педагогов - 21 человек и родителей – 37. анализ ответов позволил сделать следующие выводы:
- Главным источником информации являются СМИ. По мнению многих, они часто пропагандируют насилие, жестокость, наркотики.
- В качестве наиболее распространенных причин, которые способствуют развитию интереса у детей и подростков к наркотикам, по мнению взрослых, являются: незанятость и обыкновенное любопытство.
- Взрослые неоднозначно относятся к наркотизации молодёжи. Негативное отношение сочетается с сочувствием к употребителям наркотиков.
Деятельность специалистов центра направлена на создание в образовательной среде нашего учреждения ситуации, способствующей формированию стратегии ведения здорового образа жизни у детей и взрослых, основными звеньями которой являются:
- Повышение специальных знаний педагогов по профилактике наркомании
- Знакомство родителей с методикой работы по антинаркотическому просвещению;
- Формирование у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям.
В зависимости от выбора основных объектов профилактического воздействия мы выделили следующие блоки работы:
- работа с детьми (волонтёрское движение);
- работа с педагогами (создание антинаркотической среды в дошкольном учреждении);
- работа с семьёй.
Рассмотрим основные аспекты психолого – педагогической профилактики в блоке “Работа с детьми”:
Согласно современной Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в современной среде, процесс превентивного обучения в нашем центре организован в двух альтернативных вариантах:
1) в рамках специально организованного обучения. Данная форма организации включает информационные блоки по вопросам ведения здорового образа жизни в занятия по ОБЖ, математике, развитию речи, музыке. На занятиях по физическому воспитанию дети усваивают навыки психомышечного расслабления, гимнастики Хатха-йога точечного массажа, гигиенические дыхательные упражнения и т.д.;
2) в рамках дополнительного образования функционируют разнообразные кружки, факультативы, организованные с учетом интересов детей и педагогов. С целью повышения эффективности профилактической работы под руководством педагога-психолога в детском саду организован кружок “Потомучки”, основной состав которого составляет волонтёрскую бригаду.
Особенности организации волонтёрской бригады.
- Действует на базе общеобразовательных учреждений детский сад “Ёлочка” и школа №2 “Земля родная”.
- Решает ряд социальных задач, таких как преемственность детского сада и начальной школы в формировании здорового образа жизни и т.д.
- Первичной основой для организации “бригады” являются кружки “Будущие воспитатели” и “Потомучка” (детский сад “Ёлочка”) и кружок “Обережек”, (средняя школа№2), действующие в течение нескольких лет на базе общеобразовательных учреждений.
- Наличие специалистов, имеющих опыт работы с детьми, в том числе, в области профилактики “вредных привычек”.
Руководители “бригады” в нашем случае это педагог-психолог и заместитель заведующего дошкольного учреждения и педагог–валеолог средней школы: координируют всю деятельность, организуют работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Волонтёры это, во-первых, дети - старшие дошкольники и младшие школьники, которые прошли отбор и подготовку. Во – вторых это активные творческие педагоги образовательного учреждения, которых волнуют проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
При организации “волонтёрской бригады” мы достаточное время уделяем подготовке самих волонтёров, развивая в них необходимые личностные качества: художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение держаться на сцене, организаторские способности и др. Для этого и проводятся кружковые занятия,
Информирование детей проводится при соблюдении принципа запретной информации. Соблюдение этого принципа предполагает, что полностью исключается даже упоминание сведений, способных спровоцировать интерес детей к “вредным привычках”. Основная форма работы волонтёров – групповые занятия – представления с элементами тренинга. Члены бригады могут самостоятельно или с помощью руководителя определять для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься.
Последовательность работы в подготовке волонтёров
1 этап. Формирование волонтёрского движения.
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
4этап.Перспектива развития волонтёрского движения в образовательном учреждении.
На 1 этапе у педагогов формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия “волонтёр”.
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, повышение информированности по проблеме наркотической зависимости; знакомство с подходами и концепциями первичной профилактической работы (для педагогов); разработка атрибутов волонтёрского движения, подготовка и осуществление “пробных” выходов с профилактическими мероприятиями. Например, “Этот день победы”, “Нашей родины сыны нынче прославляются”; “Путешествие в страну дорожных знаков” совместно с инспектором дорожно-патрульной службы; городские акции “Боевой листок на противопожарную тему”, “Наш чистый дом Ямал” и др.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения. Это конференция для родителей “Имею право”, презентация семейного опыта “А у нас в семье так”, акции для родителей и детей “Моя семья”, “Моя малая родина”; тематические выпуски детской газеты “Планета Ёлочка; круглый стол для педагогов “Антинаркотическое воспитание”; информационные листовки “Школа для всех”; совместные мероприятия дошкольников и младших школьников “Мир компьютера”, “Витамины – наши друзья”, “Наши помощники” и т.д..
На 4 этапе работа планируется с общественными организациями, родительским и педагогическим контингентом города по поддержке развития волонтёрского движения в городе; участие в проведении крупных рекламно-профилактических городских мероприятий и акций.
Для проведения данной работы в системе, в постановке задач и планировании мы опирались на содержание соответствующих разделов программы “Детство”: “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”; “Дошкольник входит в мир социальных отношений”.
Следует отметить, что, в первую очередь, каждый участник процесса является личным примером для детей, поддерживает единую линию поведения и выполняет основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса. Таким образом, совместная работа создаёт фундамент культуры здоровья, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения и навыки здорового образа жизни.
Мы считаем, что организация деятельности “волонтёрской бригады” в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.