Концепция модернизации российского образования как один из основополагающих документов по реализации государственной политики в области образования определяет приоритеты и меры реализации государственной политики в области образования, определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие и в системе дополнительного образования детей.
Среди прогрессивных идей последних десятилетий заметное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл – обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием, способностью ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, активной социальной адаптацией в обществе, способностью к самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что все эти требования к уровню образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках непрерывного образования становиться одним из наиболее важных аспектов модернизации образования. Целостное восприятие окружающего мира в его диалектическом, естественно-историческом и социальном развитии невозможно без осознания проблемы экологического состояния планеты как глобальной проблемы человечества. Именно поэтому важное место в формировании у детей экологической культуры занимают экологическое образование и воспитание.
Обычно главным показателем содержания экологического образования представляется совокупность знаний, умений и навыков. Но в настоящее время уже сложилось критическое отношение к подобному упрощению сущности содержания образования. Предлагается включить в содержание образования не только знания о природе, но и опыт творческой, поисковой деятельности, требующих самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации; опыт ценностного отношения к миру, другим людям, эмоциональное восприятие личностью определенных объектов, включенных в ее систему ценностей.
Одним из методов активизации мыслительной деятельности детей и мотивации к самостоятельному изучению экологии является игровая деятельность. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Миллионы людей проходили школу жизни в игре, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – вечный спутник детства. А.С Макаренко писал: “Игра, имеет важное значение в жизни ребенка… каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…” Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. “В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития” - писал В.А. Сухомлинский. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная подготовка к труду. Игра – это школа общения для ребенка.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
- Как и любая деятельность, игровая деятельность должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
- Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
- Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
- Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
При условии выполнения этих требований игра выступает как средство развития ребенка и “разгрузки” обучающихся, т.к. она не носит психологической нагрузки и основана на интересе к изучению предмета.
Экологическая игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Игра побуждает изучать экологию и биологию за рамками школьной программы путем поиска ответов на задания по энциклопедической, справочной литературе, Интернету и другим источникам. Побуждает наблюдать за природой, делать зарисовки, фотографируя, отмечать особенности того или другого ландшафта, осмысливать неповторимость и красоту природы в любом уголке нашей страны.
Игра выступает и как педагогическое явление, т.е. как фактор специализации, как средство воспитания и корректировки, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения отдельного индивида в коллективе сверстников. Игра представляет собой школу использования всех способностей и задатков ребенка для освоения им мира предметов, явлений, действий, отношений за рамками его личного практического опыта.
В данной работе описан двухлетний опыт работы по организации и проведению городской игры по экологии для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ, которая проводится в городе Новый Уренгой.
В экологической игре дети, опираясь на базу знаний, умений, навыков, полученных на уроках в школе, имеют возможность применить их и расширить во внеурочное время. То, что детям не доступно на уроках в школах (из-за перегруженных образовательных программ, обязательности изучения того или иного материала, что приводит иногда к формированию негативного отношения к изучению школьных предметов) они в процессе игры изучают легко и ненавязчиво. Экология как наука заинтересовывает детей, т.к. в процессе поиска ребенок узнает массу новых и интересных фактов, возможно ранее не знакомых детям, или расходящихся с представлениями детей о каких-либо вещах. Это способствует формированию у детей неравнодушного отношения к природе, к ее законам, что является первой ступенькой к началу формирования экологической культуры.
Экологическая игра побуждает детей не только использовать весь объем накопленных знаний о природе, но и находить новые материалы, анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, работать с энциклопедической литературой, оформлять найденный материал, т.е. формируются навыки поисковой деятельности, умение ставить цель, умение планировать свою деятельность, выполнять ее, представлять результаты своей деятельности.
Командный принцип экологической игры способствует социализации личности, формирует навыки общения детей между собой, и не только со сверстниками, но и с младшими и старшими детьми. В процессе общего дела старшие принимают на себя роль наставников, а младшие роль равноправных участников общего дела, внося свою посильную помощь. Это способствует формированию у детей таких нравственных качеств, как взаимовыручка, коллективизм, ответственность, умение распределять обязанности в коллективе при выполнении заданий.
Организаторами игры является МОУДОД “Детская Экологическая станция”. Проводиться игра с целью повышения интереса детей и юношества к изучению естественнонаучных дисциплин.
Задачи игры:
- стимулировать поисковую, исследовательскую работу школьников по изучению естественнонаучных дисциплин;
- расширить кругозор детей по изучаемым естественнонаучным циклам;
- развивать интерес к самостоятельному изучению естественнонаучных дисциплин за рамками школьной программы;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Игра долгосрочная и рассчитана на 1 год. Стартует игра в мае и заканчивается в марте следующего года. (Приложение № 1).
Первоначально игра состояла из 4-х туров:
I тур – практический (заочный), состоит из двух заданий, дети самостоятельно выбирают форму их выполнения по следующим тематикам: “Заметки натуралиста” - творческий отчет по летним наблюдениям за объектами живой природы;
“Дары природы” - гербарии растений России. В задании указаны требования к выполняемым работам. (Приложение № 2)
II тур и III тур – теоретический (заочный). Задания разделены по возрастным категориям (5-6 класс и 7-8 класс). (Приложение № 3, Приложение № 4)
IV тур – “Конкурс Эрудитов” (очный тур). Заключительный тур игры, в которой определяется победитель. (Приложение № 5)
Анализ итогов игры показал, что целесообразнее проводить 3 тура игры, формировать разновозрастные группы и задания оформлять в единую работу от всей команды. На заседаниях жюри разработаны критерии оценки работ и определились победители первых трех туров. Команды могли подключаться к игре на любом этапе игры при условии выполнения заданий предыдущих туров. (Приложение № 6)
Затем игра состояла из 3 туров: практического (Приложение № 2), теоретического (приложение № 7) и итогового (Приложение № 8). Разработаны критерии оценки, по которым определялись финалисты игры. (Приложение № 9)
Вопросы подбираются, выходящие за рамки школьной программы, таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность детей и 5-6, и 7-8 классов. Для Конкурса Эрудитов подбираются задания, которые дети могут выполнить после работы с литературой при ответах на вопросы II тура. Вариативность игры заключается в том, что учитываются психологические возможности детей разных возрастов, а командный подход позволяет сделать доступным для выполнения задания повышенной сложности, т.к. старшие дети выступают в роли наставников для младших. Конкурс Эрудитов включает в себя конкурс “Приветствие”, в котором дети представляют название своей команды, эмблему. Дети придумывают костюмы или атрибуты отличающие их от других, что развивает творческие способности детей, формирует чувство единства команды.
Экологическая игра побуждает ребенка не только использовать весь объем накопленных знаний о природе, но и находить новые материалы, анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, работать с энциклопедической литературой, оформлять найденный материал.
Игра финансировалась Управлением образования: каждый ребенок, участвующий в Конкурсе Эрудитов, получил памятный подарок и грамоту участника, каждая команда, прошедшая на финальный тур стала призером различной степени и получила приз. Все участники игры получили дипломы участников в экологической игре.
Выводы:
1. Только стимулируя познавательную деятельность ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к экологии и биологии.
2. Экологическая игра способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по экологии и биологии.
3. Экологическая игра является формой интеграции основного и дополнительного образования, способствует формированию единого экологического образовательного пространства в городе Новый Уренгой.
4. Игра по экологии доступна для проведения в любом городе, а также возможно ее проведение в отдельном учреждении между классами одной - двух параллелей.
Список литературы.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 240с., ил. – (Серия: “Расширяем кругозор детей”).
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах – Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1998. – 240с., ил. – (Серия: “Расширяем кругозор детей”).
- Голубева Е. Занимательное естествознание (серия Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997 – 368с., ил.
- Груздева Н.В. Конкурс “Окружающий мир глазами детей”. – Спб: Крисмас+, 1996. – 62с., с ил.
- Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга. 204с.
- Концептуальные основы интеграции дополнительного и основного общего образования. Приложение к журналу “Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи” №9. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия “библиотечка для педагогов, родителей и детей”)
- Основы экологических знаний: Методическое пособите для учителей школ, техникумов, лицеев, колледжей Тюмени. – Тюмень, 1993. – 164 с.
- Рекомендации организаторам экологических игр. Приложение к журналу “Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи” №4. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 64 с. (Серия “библиотечка для педагогов, родителей и детей”)
- Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 176 с.