Программа элективного курса "Основы психологии" (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля)

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: элективный курс, программа, самопознание, психология общения, психология семейной жизни, самоопределение


Пояснительная записка

Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целями преподавания психологии в гимназии являются:

  • Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
  • Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
  • Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
    • формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
    • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
    • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
    • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
    • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
    • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
    • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.

Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:

  • программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);
  • программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
  • программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)
  • адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).

Программа рассчитана на 4 года обучения (8-11 классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.

Программа включает в себя четыре взаимосвязанных блока: “Встречи с самим собой” - блок психологии самопознании (8 класс), “Я среди других людей” - блок психологии общения (9 класс), “На пороге взрослой жизни” - блок этики и психологии семейной жизни (10 класс), “Коды доступа к успеху” - блок психологии профессионального самоопределения и основ имиджелогии (11 класс).

Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8-9 класс это: отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т.д.

Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

  • гуманизация образования
  • интеграция предметов
  • дифференциация и индивидуализация обучения
  • природосообразность материала
  • доступность образования
  • логичность и системность изложения материала
  • полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы.

Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.

Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.

Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
  • “универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один мальчик...”, “Большинство людей...”;
  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
  • тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
  • контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Механизм оценивания результатов:

1. Владение фактами:

- установление причин фактов

- установление взаимосвязей между фактами

- отличие основных фактов и фактов второстепенных

2. Владение проблематикой:

- формулирование проблем по теме

- умение отыскать возможные пути решения проблемы

3. Владение понятиями:

- раскрытие содержания понятий

- установление взаимосвязей между понятиями

- практическое применение понятий

4. Владение правилами и приемами:

- формулирование правил, требований, приемов

- раскрытие содержания правил, требований, приемов

- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

5. Проверка навыков:

- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение

- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

- самоанализ результатов выполнения подобных действий

Тематический план

8 класс

Наименование темы Кол-во часов
1 Что значит “я – подросток”? 1
2 Мои достоинства и недостатки 4
3 Мои ценности 1
4 Мир эмоций и чувств 17
4.1 Чувства – важнейшая характеристика личности 1
4.2 Эмоциональные состояния и чувства 1
4.3 Развитие чувств в онтогенезе 1
4.4 Чувства “полезные” и “вредные” 1
4.5 Страхи и страшилки 1
4.6 Злость и агрессия 1
4.7 Высшие чувства 1
4.8 Смущение, застенчивость 1
4.9 Чувство стыда 1
4.10 Чувство вины. Совесть 1
4.11 Долг и ответственность 1
4.12 Честь и достоинство 1
4.13 Привязанность. Одиночество 2
4.14 Любовь – чувство, действие, отношение. Виды любви 2
4.15 Негативные моральные чувства. 1
5 Подведение итогов 1
  Итого 34

9 класс

Наименование темы Кол-во часов
1 Общаться – это так легко… 1
2 Информация вербальная и невербальная. 5
3 Уверенность, неуверенность 3
4 Умение сказать “нет” 1
5 Барьеры общения 1
6 Каналы обработки информации 2
7 Стереотипы, позиции, стиль общения 4
8 Конфликт и его природа 9
9 Бесконфликтное общение с “трудными людьми” 3
10 Доверие в общении 2
11 Дружба, дружеские отношения 2
12 Подведение итогов 1
  Итого 34

10 класс

Название раздела, темы Количество часов
1 Введение. Что такое самоопределение. 1
2 Юность – пора самоопределения 6
2.1 На пороге взрослой жизни 1
2.2 Сверстник своего поколения 1
2.3 Время в жизни человека 1
2.4 Временная перспектива и ее свойства 1
2.5 Мировоззрение и смысл жизни 1
2.6 Жизненные цели 1
3 Психология семейной жизни 20
3.1 Я – мужчина. Я – женщина 1
3.2 Психологические различия между полами. Стереотипы 1
3.3 Семья. Брак. Функции современной семьи. Моя семья 3
3.4 Нравственные основы семьи 1
3.5 Любовь в семье 1
3.6 Супружеские отношения. Совместимость супругов 2
3.7 “Трудные дети” и “трудные родители” 1
3.8 Кинотерапия “Бабуся” 4
3.9 Семейные роли 1
3.10 Дети в семье. Мои права в семье 3
3.11 Дом – полная чаша. 1
3.12 Кризисы семейной жизни 1
4 Нарушения процесса самоопределения 6
4.1 Психологические барьеры самоопределения 1
4.2 Стресс и фрустрация 2
4.3 Психологические зависимости – способы бегства от действительности 3
5 Я – состоявшаяся личность 1
  Итого: 34

11 класс

Название раздела, темы Количество часов
1 Профессиональное самоопределение 17
1.1 Профессия. Работа. Рабочий день, рабочее место 3
1.2 Классификация профессий. Диагностика 2
1.3 Ошибки в выборе профессии 1
1.4 Склонности. Способности. Диагностика. Профпригодность 2
1.5 Характер. Тип темперамента. Диагностика 2
1.6 Личный профессиональный план. Диагностика 2
1.7 Тип личности. Методика Голланда 2
1.8 Выбор вуза 1
1.9 Строим карьеру 2
2 Знакомство с основами имиджелогии 13
2.1 Ведение в имиджелогию 1
2.2 Имидж человека: ведущие типы и элементы 1
2.3 “Я – концепция” 2
2.4 Основы физиогномики и основные принципы языка тела 2
2.5 Психологическая теория цветовой гармонии 1
2.6 Роль макияжа в создании имиджа 1
2.7 Одежда и ее роль в формировании имиджа 1
2.8 Основы психологии общения 2
2.9 Имидж лидера 1
2.10 Имиджирование – путь к успеху 1
3 Навыки самопрезентации 3
4 Заключительный урок 1

Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы

  1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
  2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
  4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
  5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
  6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
  7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
  9. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
  10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
  11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
  12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
  13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
  14. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
  15. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
  16. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
  17. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
  18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
  19. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
  20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
  21. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
  22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
  23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
  24. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
  27. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
  28. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
  29. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
  30. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
  31. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
  32. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.

Приложение 1. Содержание учебного материала.