Пояснительная записка
Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Целями преподавания психологии в гимназии являются:
- Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
- Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
- Цель реализуется через решение
психолого-педагогических задач, обеспечивающих
становление личности ребенка:
- формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
- оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:
- программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);
- программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).
- программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)
- адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).
Программа рассчитана на 4 года обучения (8-11 классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.
Программа включает в себя четыре взаимосвязанных блока: “Встречи с самим собой” - блок психологии самопознании (8 класс), “Я среди других людей” - блок психологии общения (9 класс), “На пороге взрослой жизни” - блок этики и психологии семейной жизни (10 класс), “Коды доступа к успеху” - блок психологии профессионального самоопределения и основ имиджелогии (11 класс).
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8-9 класс это: отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т.д.
Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
- гуманизация образования
- интеграция предметов
- дифференциация и индивидуализация обучения
- природосообразность материала
- доступность образования
- логичность и системность изложения материала
- полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.
Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Занятия содержат игровые элементы.
Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.
Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:
Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
- устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
- “универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один мальчик...”, “Большинство людей...”;
- обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
- тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;
- контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
5. Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий
Тематический план
8 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Что значит “я – подросток”? | 1 |
2 | Мои достоинства и недостатки | 4 |
3 | Мои ценности | 1 |
4 | Мир эмоций и чувств | 17 |
4.1 | Чувства – важнейшая характеристика личности | 1 |
4.2 | Эмоциональные состояния и чувства | 1 |
4.3 | Развитие чувств в онтогенезе | 1 |
4.4 | Чувства “полезные” и “вредные” | 1 |
4.5 | Страхи и страшилки | 1 |
4.6 | Злость и агрессия | 1 |
4.7 | Высшие чувства | 1 |
4.8 | Смущение, застенчивость | 1 |
4.9 | Чувство стыда | 1 |
4.10 | Чувство вины. Совесть | 1 |
4.11 | Долг и ответственность | 1 |
4.12 | Честь и достоинство | 1 |
4.13 | Привязанность. Одиночество | 2 |
4.14 | Любовь – чувство, действие, отношение. Виды любви | 2 |
4.15 | Негативные моральные чувства. | 1 |
5 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 34 |
9 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Общаться – это так легко… | 1 |
2 | Информация вербальная и невербальная. | 5 |
3 | Уверенность, неуверенность | 3 |
4 | Умение сказать “нет” | 1 |
5 | Барьеры общения | 1 |
6 | Каналы обработки информации | 2 |
7 | Стереотипы, позиции, стиль общения | 4 |
8 | Конфликт и его природа | 9 |
9 | Бесконфликтное общение с “трудными людьми” | 3 |
10 | Доверие в общении | 2 |
11 | Дружба, дружеские отношения | 2 |
12 | Подведение итогов | 1 |
Итого | 34 |
10 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. Что такое самоопределение. | 1 |
2 | Юность – пора самоопределения | 6 |
2.1 | На пороге взрослой жизни | 1 |
2.2 | Сверстник своего поколения | 1 |
2.3 | Время в жизни человека | 1 |
2.4 | Временная перспектива и ее свойства | 1 |
2.5 | Мировоззрение и смысл жизни | 1 |
2.6 | Жизненные цели | 1 |
3 | Психология семейной жизни | 20 |
3.1 | Я – мужчина. Я – женщина | 1 |
3.2 | Психологические различия между полами. Стереотипы | 1 |
3.3 | Семья. Брак. Функции современной семьи. Моя семья | 3 |
3.4 | Нравственные основы семьи | 1 |
3.5 | Любовь в семье | 1 |
3.6 | Супружеские отношения. Совместимость супругов | 2 |
3.7 | “Трудные дети” и “трудные родители” | 1 |
3.8 | Кинотерапия “Бабуся” | 4 |
3.9 | Семейные роли | 1 |
3.10 | Дети в семье. Мои права в семье | 3 |
3.11 | Дом – полная чаша. | 1 |
3.12 | Кризисы семейной жизни | 1 |
4 | Нарушения процесса самоопределения | 6 |
4.1 | Психологические барьеры самоопределения | 1 |
4.2 | Стресс и фрустрация | 2 |
4.3 | Психологические зависимости – способы бегства от действительности | 3 |
5 | Я – состоявшаяся личность | 1 |
Итого: | 34 |
11 класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Профессиональное самоопределение | 17 |
1.1 | Профессия. Работа. Рабочий день, рабочее место | 3 |
1.2 | Классификация профессий. Диагностика | 2 |
1.3 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
1.4 | Склонности. Способности. Диагностика. Профпригодность | 2 |
1.5 | Характер. Тип темперамента. Диагностика | 2 |
1.6 | Личный профессиональный план. Диагностика | 2 |
1.7 | Тип личности. Методика Голланда | 2 |
1.8 | Выбор вуза | 1 |
1.9 | Строим карьеру | 2 |
2 | Знакомство с основами имиджелогии | 13 |
2.1 | Ведение в имиджелогию | 1 |
2.2 | Имидж человека: ведущие типы и элементы | 1 |
2.3 | “Я – концепция” | 2 |
2.4 | Основы физиогномики и основные принципы языка тела | 2 |
2.5 | Психологическая теория цветовой гармонии | 1 |
2.6 | Роль макияжа в создании имиджа | 1 |
2.7 | Одежда и ее роль в формировании имиджа | 1 |
2.8 | Основы психологии общения | 2 |
2.9 | Имидж лидера | 1 |
2.10 | Имиджирование – путь к успеху | 1 |
3 | Навыки самопрезентации | 3 |
4 | Заключительный урок | 1 |
Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы
- Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
- Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
- Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
- Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
- Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
- Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
- Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
- Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
- Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
- Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
- Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
- Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
- Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
- Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
- Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.