Исследовательская работа учащихся при изучении курса "Экология и охрана природы" (9–11-е классы) как одна из форм организации учебного процесса

Разделы: Экология


Основное требование средней школы — научить каждого, что, на мой взгляд, маловероятно, но вот научить ученика, желающего получить знания, это просто обязанность учителя. Выпускник школы сможет найти свое место в рыночной среде лишь в том случае, если кроме знаний, умений и навыков мы сможем привить ему желание и умение находить выход из ситуации, делать правильные выводы самостоятельно. Поэтому задачей учителя является формирование опыта и навыков самостоятельной работы у учащихся. Имеется в виду мотивационная основа деятельности ученика, основа, порождающая познавательную активность. К сожалению, многими учащимися не осознаётся значимость предлагаемого им процесса познания Воспитание уважения и интереса к процессу познания, осознания значимости этого процесса – длительная и кропотливая работа, связанная с созданием атмосферы самостоятельной работы в учебном заведении.

Правильно организованная самостоятельная работа служит главным путем превращения полученных знаний в убеждения и навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, то есть является как средством, так и целью обучения. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности учащихся.

Система самостоятельной работы обеспечивает каждому учащемуся возможность самореализации. Овладение этим мастерством зависит от индивидуальных особенностей ученика, его предшествующей подготовки, мотивации к совершенствованию, обеспечивая самостоятельность добычи знаний. Стремление к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способности ученика к самоуправлению учением. Необходимо отметить, что значительная часть учащихся учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы. Поэтому нужно использовать особенности предмета так, чтобы помочь учащимся спланировать самостоятельную работу и сформировать общие умения и навыки самостоятельной работы. В учебном процессе общеобразовательной школы выделяется два вида самостоятельной работы: классная и внеклассная.

К самостоятельной работе в классе относятся умение слушать и записывать материал урока, критически оценивать работу, выступления товарищей на семинарах, групповых занятиях, конференциях, продумано и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию, решать учебные задачи проблемным, творческим способом. К внеклассной самостоятельной работе относятся: умение работать с книгой (конспектом), документами, первоисточниками, доработка и оформление записей по лекционному материалу, проработка материала по учебникам и другим источникам информации, выполнение рефератов, подготовка к семинарам, участие в различных исследованиях и обработке их данных, анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме, подготовка к деловым играм, подготовка к зачетам и экзаменам.

Материалы для самостоятельной работы учащихся составлены с учетом различного уровня знаний и умений учащихся и в зависимости от этого выделают следующие уровни самостоятельной работы:

  • Репродуктивный (уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся ограничивается рамками воспроизводящей деятельности);
  • Реконструктивный уровень (работы, где надо произвести простейший анализ условия и выбрать из известных способов нужный);
  • Вариативный уровень (включает задачи, подобные которым не решались ранее, учащимся необходимо применить знания в новой, незнакомой ситуации);
  • Творческий, поисковый уровень (задачи, в которых надо проявить инициативу, догадку, умение логически рассуждать в нестандартной ситуации).

Такая классификация дает возможность дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого и компоновать их по-разному: или с последовательным нарастанием трудности, при этом учащиеся сами выбирают, какое задание они будут выполнять.

Педагогический поиск нестандартных форм организации учебного процесса в школе привел меня к необходимости приобщения учащихся к исследовательской работе, которая позволяет пробовать свои силы и возможности, способствует формированию научного экологического мышления.

Задачи исследовательской работы:

  • повышение знаний и умений, повышение научного уровня экологического образования учащихся;
  • углубление полученных знаний,
  • развитие творческой активности, самостоятельности.
  • развитие интереса к исследованию окружающей среды;
  • освоение методов исследования при выполнении комплексных экологических заданий.

Один из способов, призванных решению этих задач, – это внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся, так как она создает условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

При построении оптимального процесса обучения необходимо управление самостоятельной исследовательской работой учащихся. С этой целью мною разработана тематика исследовательских работ экологического содержания с элементами мониторинга. Учащимся помимо тематики работ также предлагается и модель её выполнения. Эта модель включает в себя следующее:

  • цель работы;
  • состав и последовательность действий, т.е. алгоритм;
  • форма и срок отчетности по сделанному;
  • срок и вид консультации.

Самостоятельная исследовательская работа начинается с инструктивной лекции, на которой знакомлю учащихся с целью, тематикой работ, сроками и моделями выполнения. Выполнение исследований предполагает кооперацию учащихся по интересам, каждая группа получает задание, информационный пакет, с которым работает самостоятельно, обращаясь за консультацией к учителю.

Особый интерес учащиеся проявляют к изучению окрестностей школы и микрорайона, в котором живут. Ребята хорошо знают проблемы своего родного места, интересуются историей. Во время сбора материала они изучают литературные источники, беседуют с жителями, по возможности собирают материал в краеведческом музее, оказывают помощи, ведут серьёзные беседы с представителями администрации. Полученные результаты дают представление о природе данного места, а самое главное о степени техногенного воздействия на неё. И особую значимость это приобретает ещё и потому, что школа находится в одном из микрорайонов левобережья в первозданных березовых рощах.

Опыт проведения исследовательской самостоятельной работы позволяет судить о большом практическом значении данной работы. Учащиеся получают практические навыки, пробуют силы в научно-исследовательской деятельности, участвуют со своими материалами на научно-практических конференциях. Дискуссии, которые возникают в ходе конференции, способствуют актуализации нравственных аспектов отношения молодежи к природе.

Таким образом, я стараюсь привлечь учащихся к практическим вопросам экологии, вызвать интерес и желание охранять и преумножать природные богатства.