Начиная с 2001 г. Правительством Российской Федерации определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Основными задачами модернизации ставятся возрождение и развитие лучших традиций российского просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и ее интеграция в мировое образовательное сообщество. В декабре 2001 года была принята “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”. Приоритетный национальный проект “Образование” призван поддержать учителей в их работе.
Современная ситуация в обществе характеризуется стремительными изменениями в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. На смену традиционным способам информации (устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь) приходят компьютерные средства обучения с использованием телекоммуникационных сетей, ядро которых составляет Интернет. Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов. Происходит смена образовательной парадигмы: иные подходы, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В основе этого подхода лежит гуманистическая психология и педагогика. Ш.А. Амонашвили наиболее точно сформулировал специфику данного обучения: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения.
В повседневной педагогической практике мы редко задумываемся, какие технологии стоит применить в той или иной ситуации. Учителю важнее результат его труда, а не методическое обоснование форм и методов педагогической деятельности. Поэтому распределить каждодневную деятельность учителя в соответствии с педагогической методикой можно с большим приближением.
Для участия в приоритетном национальном проекте “Образование” необходимо заполнить информационную карту о результатах, достигнутых учителем. Я предлагаю лишь часть своей работы, которая при оформлении вызвала у меня наибольшую трудность:
Использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
“Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня ” (В.А. Караковский). Чтобы идти в ногу со временем, учителю необходимо быть в курсе новых педагогических технологий (ПТ). В своей работе Митрохина О.Н. применяет как традиционные, так и новые педагогические технологии.
4.1. Инновационные образовательные технологии, используемые Митрохиной О.Н.
№ | Название ПТ | Формы и методы, используемые педагогом | Где применяется | % использования | |
1 | Репродуктивные | Классические уроки с учетом индивидуальных особенностей личности обучаемого. | Классические уроки | 30%
|
|
2 | Алгоритмические | Управляемое, пошаговое освоение учебного материала с помощью обучаемых устройств. | Классические уроки и консультации | ||
3 | Лекционно-семинарская система | Проведение уроков – лекций в виде изложения теоретического материала. | Курс лекций по темам: “Решение уравнений высших степеней” (9 кл.), “Решение иррациональных уравнений” (10 кл.) и другие. | 15% | |
4 | Диалоговые технологии | диспут дебаты дискуссия |
Урок – дискуссия, урок – диспут, участие в дебатах с командой учащихся. | 5% | |
5 | Игровое моделирование | Разнообразные уроки в виде вариаций деловых игр: урок – соревнование, урок – консультация, урок – концерт, урок – семинар, театрализированный урок, урок – конкурс и т.д. | Урок – конференция “Методы решения уравнений”, урок – суд “Суд над нулем”, урок – КВН, урок – игра “Счастливый случай” и т.д. | 10% | |
6 | Дифференцированное обучение | Усвоение программного материала на более высоком уровне сложности, создание оптимальных условий для развития интересов и способностей. | 2002 – 2004г. преподавание в 9.10,11 классе (группа уровень “С”, самый высокий) по технологии дифференцированного обучения. | 20% | |
13 мая 2002 г. - научно-практическая конференция по теме: “Теория и практика дифференцированного обучения в общеобразовательных учреждениях”, с сообщением “Разноуровневое обучение математики в школе-гимназии”. | |||||
7 | Личностно-ориентированные | “Портфель ученика” Обучение в сотрудничестве Проектные технологии Эвристические технологии Квантовое обучение |
На уроках и во внеклассной работе | 20% |
В 2006 году с учащимися 6 “А” и 6 “Б” классов Ольга Николаевна подготовила проекты по теме “Историческая эпоха и ее содержание”. Интегрированный проект по истории возникновения числа ? объединил знания учащихся по математике, истории и литературе. При выполнении работы применялись ПТ: обучение в сотрудничестве и метод проектов. Задача каждого ученика состояла не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе. Каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, вся команда знала, чего достиг каждый.
Другим примером применения ПТ служит создание проекта по теме “Движение” (9 класс, геометрия). При подготовке применялся один из вариантов обучения в сотрудничестве – “Учимся вместе”. Класс разбивается на разнородные группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием всей темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Результат работы оформлен в виде презентации по теме “Движение”.
Также в работе с учащимися, пропустившими занятия по причине болезни, применяет ПТ концентрированного обучения (10 % использования), т.е. изучение учебного материала на небольшом отрезке времени.
На уроках систематизации и обобщения материала использует ПТ “Крупноблочные опоры” (опоры Фреймонового типа, блок – схемы, таблично – матричные опоры, 20 % использования) – особый вид графической наглядности, представляющий собой схематическое конспективное отражение единиц учебного материала и связи между ними.
Обучение в АСОУ на курсах “Информационные технологии в образовательной деятельности” (руководители Г.А. Монахова и Н.В. Монахов) с 1.09.2006 по 11.06.2007 г., повысило компетентность Митрохиной О.Н. как учителя математики и завуча по воспитательной работе.
С 2003 по 2006 год Ольга Николаевна работала в 8 “В” – 11 “В” классе с режимом удлиненного рабочего дня. Она осуществляла дифференцированно-индивидуальный подход, который предполагает построение для каждого ученика собственной траектории продвижения по материалу, отвечающему его потребностям, возможностям и психологическим особенностям.
Владение современными педагогическими технологиями позволяет Митрохиной О.Н. повысить мотивацию обучения, профессионально-практическую направленность занятий, следовательно, добиться запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
4.2. Информационные технологии, используемые педагогом.
“Кто владеет информацией, тот владеет всем” (Ли Якокка).
Быть в курсе современных тенденций в образовании – неотъемлемая часть успеха педагога. В настоящее время компетентность и профессионализм учителя невозможны без владения информационными технологиями.
Учеба на курсах Intel “Обучение для будущего” (Использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога) в 2005 – 2006 году помогла Митрохиной О.Н. овладеть компьютерной грамотностью на уровне продвинутого пользователя. Благодаря полученным знаниям, она вместе с учениками 6 “А” и 6 “Б” классов подготовила проекты по теме “Историческая эпоха и ее содержание”. Результат работы был оформлен в виде презентации. С учениками 9 “В” класса подготовлена презентация проекта по теме “Движение”.
Март 2007 г.- школьная научно практическая конференция учителей; Митрохина О.Н выступила с презентацией работы “ Информационные технологии на уроках математики”.
2005-2006 учебного года (на сайте Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, на компакт-диске и в сборнике тезисов) опубликована следующая статья: Митрохина О.Н., “Решение уравнений и неравенств с использованием входящих в них функций”;
2006-2007 учебного года (на сайте Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, на компакт-диске и в сборнике тезисов) опубликована следующая статья: Митрохина О.Н., “Уравнение с двумя переменными”. При подготовке этих работ она работала. При подготовке этих работ она работала в MS Power Point, MS Excel, MS Word, математическом редакторе формул.
Митрохина О.Н. использует Интернет для самообразования, повышения квалификации, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает общаться с родителями учеников, а также поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
Свободное владение компьютером, позволяет Ольге Николаевне использовать обучающие математические программы на уроках, а именно, получить основополагающие знания по курсу, факультативные материалы, отработать умения и навыки с помощью интерактивных тренажеров, проверить знания по отдельным темам, отследить динамику успеваемости.
Обучение в АСОУ на курсах “Информационные технологии в образовательной деятельности” с 1.09.2006 по 11.06.2007 г., повысило компетентность Митрохиной О.Н. как учителя математики и завуча по воспитательной работе.
Она научилась работать в различных поисковых системах, находить нужную информацию на сайтах для подбора задач, пользоваться конструктором тестов и применять полученные знания в педагогической работе.
Информационные технологии, используемые Митрохиной О.Н.
№ | название | % использования |
1 | При подготовке и проведении уроков и внеклассной работе | 60% |
2 | В научной работе | 100% |
3 | В проектной деятельности | 100% |
4 | Обучение в сотрудничестве | 100% |
5 | При дифференцированном обучении | 40% |
6 | В игровом моделировании | 50% |
7 | Использование Интернета | 65% |
8 | Использование электронной почты | 30% |
В заключение я хочу сказать, что участие в конкурсе отнимает много времени, физических и моральных сил. Порой приходится заставлять себя делать то, что кажется не первостепенным. Но когда работа закончена, ты понимаешь, что все усилия были не напрасны: удалось подвести итог своему труду, увидеть его результаты и почувствовать удовлетворение. Это осознание многого стоит. Оно вдохновляет и помогает работать дальше.