Учитель.
Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шелковыми разноцветными нитками расшивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров вообще становились настоящими произведениями искусства.
Из поколения в поколение передавались секреты красоты. И сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, расписные глиняные барыни и свистульки радуют глаз. По всему свету разошлись изделия наших народных мастеров. Смотрят люди на лакированный поднос и знают: этот поднос в Жостове сделали. А эта
посуда, расписанная всего одной краской - синей, - из Гжели. А вот и миска с хохломской росписью.
Сегодня мы побываем в гостях у великой путешественницы - русской матрешки.
Ученик 1.
Сколько лет матрешке? Где впервые стали точить фигурки деревянных кукол? Почему матрешку считают русским сувениром? На все эти и многие другие вопросы мы узнаем ответы.
Ученица 1.
В старинном подмосковном селе Абрамцево в конце позапрошлого века жили многие замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Однажды к ним попала японская деревянная игрушка -японец, в котором помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звездочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую, например, матрешку. Было это почти 100 лет назад!
Новая необычная игрушка очень понравилась и детям, и взрослым.
Ученик 2.
Первых матрешек - расписал художник Сергей Малютин. Это были девочки в ситцевых сарафанах с белыми фартуками, с цветастыми платками на головах, в руках - черный петух, серп или хлеб.
Ученик 3.
Делают матрешку так: сперва вытачивают фигурку из липовой заготовки на токарном станке, затем раскрашивают ее анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком.
Ученица 2.
Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам
Интересно, что же там?
Ученица 3.
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ученица 4.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Ученица 5.
эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внyтpи.
Прячется, в ней пятая
Куколка пузатая,
Ученица 6.
А внyтpи пустая
В ней живет шестая,
А в шестой - седьмая;
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Ученица 7.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» - у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»
Учитель.
Действительно, наиболее распространенными были, 6-, 8-, 12-местные матрешки. Свое виртуозное мастерство токари проявляли в больших наборах, насчитывающих до 50 штук
Ученик 4.
Известная и такая история. Однажды Евгений Безруков, семеновский мастер, долго бродил по лесу - искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой ровно в метр. Нашел, вырезал и принес матрешку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней 70 матрешек, и каждая в неповторимом наряде.
Матрешка сегодня одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
А начинала свое путешествие матрешка по белу свету из Семенова. На всемирных выставках в Брюсселе, Монреале и Осаке она стала одним из самых популярных сувениров
Ученик 5.
Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей. Матрешка украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрешки остается прежней - дружба да любовь!
Частушки и танец
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке.Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости в вам идем.Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке
А которая осталась, Больше всех перепугалась..Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем,
Очень любим мы частушки
и от них не устаем.У торговца у торговки
Покупали мы обновки
Щупали и мерили
Глазам своим не верили.Пыль клубится по дорожке
Едут с ярмарки матрешки
На баранах,На быках
Все с баранками в руках.Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло
Может, свидимся еще.
Учитель.
Ребята, посмотрите, кто же это к нам пришел?
Матрешка!!!
До чего же ты матрешка красивая! И откуда ты пришла к нам? Кто тебе подарил такие наряды?
- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. А нарядили меня загорские мастера: видите – я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок, и передник с узором. А в руках у нас, загорских матрешек, бывает корзинка, узелок или цветы.
Должна вам сказать, ребята, что на свете я живу не одна. Есть у меня сестренка – семеновская матрешка. Родилась она в городе Семенове Нижегородской области.
- Здравствуйте, дети! Здравствуй, сестренка! Нас семеновских матрешек, расписывают иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в эти чудесные букеты.
Что-то долго нет нашей третьей родственницы?
- Вот и она, наша младшая сестренка из Полхов-Майдана! Легка на помине!
- Здравствуйте, сестренки! Здравствуйте, ребята!
Я, Полхов - Майданская матрешка. Есть такое село в нашей Нижегородской области Полхов - Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «таратушки»,- так мастера называют свои поделки. Занимались этим делом не одно поколение сельчан.
Урожаи в здешних местах были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки : мастерили чашки, корыта, черпаки, лоханки, бочки- деревянную утварь. А рисовали так, как нигде не рисовали - по-своему. Краски брали анилиновые, те, которыми красят ткани, выбирали из них самые яркие и чистые тона. Вот и мы, матрешки, отличаемся от своих сестренок.
Голова у игрушки приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. У нас нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, как у загорской и семеновской матрешек.
Еще обратите внимание на роспись. На голове, по центру платка, голубой трилистник с желтой сердцевиной.
Полховско-майданская матрешка неизменно расцвечена веткой с разноцветными бутонами, ягодами.
Полюбуйтесь на меня!!!
- Хороша! Хороша!
Матрешки, а не поиграете ли вы с нами в игру!
В лесу на поляне
Стоит орешник в зеленом кафтане,
Богач не велик,
А орешками наделит.
Ведущий протягивает два кулака сидящему ребенку.
На кусте орех родился,
Под куст скатился,
Под куст скатился,
В руках очутился.
Твое или мое?
Ребята, спасибо вам! Нам очень понравилось играть с вами!
Матрешки, ребята, готовясь к празднику, нарисовали вас. Приглашаем вас посмотреть выставку!
- Нам очень понравились ваши рисунки! Вы настоящие художники! Нам было хорошо на празднике, но пора домой. До свидания, ребята!
Используемая литература
1. Газета «1 сентября» 2005 №11
2. Журналы «Начальная школа»
3. Хасанова Ф.К. «Праздник детства» Казань,2005