Цели:
1). Обучающая:
- Формировать понятия об авторской и народной сказках.
- Формировать навык сравнительного анализа литературных произведений.
2). Развивающая:
- Развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)
- Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
3). Воспитывающая:
- Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества.
- Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщающий.
Методическое сопровождение:
- Учебник “Литературное чтение”, 2 класс, часть 1, автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2007 г.
- Рабочая тетрадь “Литературное чтение” №1, автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2007 г.
- Блокнот для моделирования.
- Цветные карандаши.
- Портреты В.И. Даля и Л.Н. Толстого
- Книги со сказкой “Снегурочка” (различные варианты)
- Рисунок Снегурочки
- Таблица “Приметы сказки”
- Ребус для разгадывания слова “Снегурочка”
- Таблица для сравнения сказок (общая и индивидуальные)
- Таблица “Алгоритм для определения жанра произведения”
- Снежинки для целеполагания и планирования учебной деятельности
- Снежинки для словарной работы (определения из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
- Индивидуальные карточки для восстановления плана сказки
Структура урока
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой:
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
II. Целеполагание.
- Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)
-Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
III. Определение темы урока.
- Тема урока запрятана в ребусе:
(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. От слова Снеговик берём Снег, от слова куры – ур, от слова бочка – очка, получаем слово СНЕГУРОЧКА).
- В каких изученных произведениях встречается это слово? (“Девочка Снегурочка”, “Снегурочка”).
- Это и есть тема нашего урока.
- Заменим на доске снежинку со словом ХОЧУ на снежинку со словом МОГУ. Вот теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.
IV. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.
(У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка:
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Почему второе определение нам сегодня не подходит?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.
(Вывешиваю рисунок Снегурочки на доску)
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).
V. Работа по сравнению произведений
- Заменим на доске снежинку со словом МОГУ на снежинку со словом ДЕЛАЮ.
- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Для этого работаем по вариантам в парах. Выберите задание для своего варианта.
(Два ребёнка с разных вариантов выбирают карточки, на обороте которых написаны названия произведений. Одному варианту достаётся произведение “Девочка Снегурочка”, другому – “Снегурочка”)
- Предлагаю поиграть в игру “Крестики-нолики”. На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.
(на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Модель | Начало (зачин) | Основ. часть | Окончание |
I | ||||||||
II |
1). Название произведения. (устные ответы)
1 вариант - “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
(по мере ответов заполняем таблицу)
2). Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
Проблемная ситуация: Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку “Снегурочка” написал Л.Н. Толстой. Что вы ему ответите? (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)
Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, на какой табличке, герои из какого произведения.
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса |
Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка |
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
4). Жанр произведения
- Определить жанр произведений нам помогут две таблицы. Первая - “Приметы сказки”, вторая – “Алгоритм для определения жанра произведения”
СКАЗКА Приметы сказки: Зачин Присказка Сказочные явления Сказочные предметы Сказочные герои Концовка Троекратный повтор Добро побеждает зло Устаревшие слова |
По таблице дети находят сказочные приметы и доказывают, что изученные произведения – сказки. По алгоритму дети уточняют, какие это сказки.
1 вариант – сказка авторская (В.И.Даль)
2 вариант – сказка народная (в обработке Л.Н.Толстого)
5). Моделирование обложки для сказки.
- Теперь у нас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки для сказки.
(В специальных блокнотах для моделирования дети составляют модель обложки для своей сказки. У доски работают по одному ученику и из предложенных моделей выбирают подходящие, обосновывают свой выбор. Остальные проверяют и доказывают правильность своих составленных моделей)
1 вариант 2 вариант
(Значком круг обозначается жанр – сказка, синим цветом – произведения о людях (бытовые сказки).
6). - Сравнить зачин сказки.
(Выборочное чтение)
- Сделать вывод. (Начало сказок одинаковое)
Физминутка:
- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.
Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.
7). Сравнение основной части сказки.
- Расскажите, как появилась Снегурочка в вашей сказке.
(Каждый вариант рассказывает, как появилась Снегурочка)
- За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку.
Карточка 1 варианта:
“Девочка
Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. |
Карточка 2 варианта:
“Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. |
(Дети восстанавливают содержание сказки)
8). - Сравнить, как закончилась каждая из сказок.
(Выборочное чтение)
- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
- Придумайте своё окончание сказки.
VI. Обобщение.
(На доске заполненная таблица:
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Модель | Начало (зачин) | Основ. часть | Окончание |
I | Девочка Снегурочка Х |
В.И.Даль Х |
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк, Лиса Жучка Х |
Сказка Авторская Х |
В.И.Даль
Девочка Снегурочка Х |
Жили-были… Х |
Разные события Х |
Снегурочка вернулась домой Х |
II | Снегурочка О |
Народ О |
Дед Баба Снегурочка Подружки |
Сказка Народная О |
О народная Снегурочка |
Жили-были… Х |
Разные события О |
Снегурочка растаяла и превратилась в
облако О |
(Х и О обозначают различия в сказках)
- Вот мы и сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?
- Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
- В сказках добро побеждает зло.
- Обе сказки по-своему хороши.
- Обе Снегурочки понравились. и т.д.
VII.Дополнительное задание.
- Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. На основе народных сказок В.И. Даль создал литературную сказку “Девочка Снегурочка”. Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых “Снегурочка”, а композитор Н.А. Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера “Снегурочка”. У русской народной сказки “Снегурочка” очень много вариантов. Как вы считаете, почему это происходит?
(Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получались различные варианты.)
- Прослушайте пересказ народной сказки в обработке Л.Н. Елисеевой.
- Ещё один вариант сказки в обработке М.Х.Свентицкой пересказывает другой ученик.
(Подготовленные ученики рассказывают сказку, остальные находят различия)
VIII. Итог урока.
1). - В чём различия сказок авторских и народных?
- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”)
2). – Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания)
3). Оценки за урок.
4). Домашнее задание:
- Творческое – нарисовать иллюстрацию к сказке
- В рабочей тетради – с.66, задания № 3, 4.
- В учебнике – с. 142, задание № 6.