"МИФ и реальность". Внеклассное мероприятие по физике

Разделы: Физика


Цель:

  • повысить интерес к предметам и вызвать у ребят желание более глубоко изучать предметы
  • развитие навыков культуры общения
  • воспитание коллективизма, гуманизма, отзывчивости, работоспособности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, групповой.

Оборудование: бумага, ручки, призы, доска на которой расчерчена таблица, задания, проектор, экран для презентации (Приложение 1).

Ход игры

1 Ведущий: У. М. Алигер есть такие строки:

О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире.

1. Конкурс образованных команд: название, эмблема.

Представление команд (максимальное количество баллов – 5)

Дополнительный конкурс: Софизм. Это интересно (Приложение 2).

Мини – лекция о софизмах. Если дети определили, где допущена ошибка, максимально – 3 балла.

2. Конкурс. Разминка

Из слова “кораблестроение” по правилам анаграммы вы должны сформировать слова, связанные с информатикой, компьютерами, физикой и математикой. В формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном слове.
За каждое слово вы получаете 0,5 балл. Если это слово не связано с нашими любимыми предметами, то за него вы получаете 0 баллов.

Ведущий:

Увидим сквозь вековую завесу
Ученых великих стремленье к прогрессу,
Их планы, открытья, ученья, теории.
На этом начнем мы наши истории

КОНКУРС ИСТОРИКОВ.

Ведущий: Клод Леви-Стросс, французский антрополог говорил: “Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы”.

Вам предлагается факты из биографии некоторых знаменитых физиков тысячелетия.

Максимальное количество баллов – если угадали с первой попытки – 6 баллов, со второй попытки – 4 балла, с третьей – 2 балла.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Родился 19 ноября 1711 г. В деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях.

Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики.

Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными.

Исаак Ньютон.

Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военноначальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным.

В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора.

Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения.

  1. Много лет он являлся членом Парламента своей страны, но ни разу так и не выступил.
  2. Математики его считали математиком, физики – физиком, астрономы – астрономом.
  3. Большую часть жизни прожил в столице, все свои открытия он сделал в провинции, куда переехал, спасаясь от чумы.
  4. В своей книге “Математические начала натуральной философии” сформулировал основные законы механики, которыми человечество пользуется по сей день.
  5. Большинству людей известен только один факт его биографии – столкновение с упавшим с дерева плодом.

Ответ: Исаак Ньютон.

Галилео Галилей

Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета; затем работал преподавателем математики, был придворным философом. Он умер в 1642 г., а почти через 100 лет – в 1737 г. прах ученого, согласно его завещанию был перенесён во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.

Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины Папа Римский Иоанн Павел II выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви были напрасны: он был прав.

Он первым применил телескоп для астрономических исследований, открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры.

Пауза. Видеозарисовка

Ведущий

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей.

Конкурс3 Экзамены в билетах (вопросы по 1 баллу)

Перевёртыши

  1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)
  2. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит)
  3. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл)
  4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)
  5. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)
  6. Лед в низину пошел – осень привез. (Вода с гор потекла – весну принесла)
  7. Против левого безделья лежи трусливо. (За правое дело стой смело)
  8. Трусость деревни отдает. (Смелость города берет)

Змейка – прочти слова

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Задание

Зашифрованные пословицы

Зашифрованная пословица

Отгадка

У смие якенн ятид бзе загал У семи нянек дитя без глаза
Ен яназ борду, не яуссй в дову Не зная броду, не суйся в воду
Дона ашаприяв цова вес одаст приотт Одна паршивая овца всё стадо портит
Лопсе карди амулакик не шутам После драки кулаками не машут
Монераду юнок в бузы не тормяст Дареному коню в зубы не смотрят
Месь азр ерьзим, дино зар рожьет Семь раз измерь, один раз отрежь
Термога читусья – давсег догрипится Грамоте учиться – всегда пригодится
Дурт левочаке тромик, а нель топрит Труд человека кормит, а лень портит

Конкурс 4 Эрудит

1. Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, и каждый раз в её лёгкие входит около 4 дм3 воздуха. Определить, сколько двоек получила Любочка за год, если известно, что, тяжело вздыхая по этому поводу, она в общей сложности вдохнула в себя массу воздуха величиной в 0,3 кг. Плотность воздуха 1,3 кг/м3.

(Каждый раз Любочка вдыхала по 0,0052 кг воздуха, т.к. 4дм3=4· 10-3м3, то м1=р· V=1,3· 0,004=0,0052кг, тогда N=0.3/0.0052=58)

2. Длина одной трети сосиски 5 см. Сколько см сосиски останется, если быстро откусить от этой сосиски две пятых ее части.

3.Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит игрушечный кирпичик из того же материала, все размеры которого в 4 раза меньше?

Ответ: 4000г.: 64=62,5г.

4. Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?

Ответ: 45.

5. Куб со стороной 1 м распилили на кубики со стороной 1 см. Получившиеся кубики выложили в ряд. Чему равна длина ряда?

Ответ: 10 км.

6. За 11 тугриков дают 14 динаров, за 22 рупии — 21 динар, за 5 крон — 2 талера, а за 10 рупий — 3 талера. Сколько тугриков можно выручить за 13 крон?

Указание. Отношение стоимости тугрика к стоимости динара равно 14 : 11, динара к рупии 22 : 21, рупии к талеру 3 : 10, а талера к кроне — 5 : 2. Перемножьте эти дроби. Ответ:13

7. В полдень самолёт вылетел из столицы в город Энск и приземлился там в 14 часов местного времени. В полночь по местному времени он вылетел обратно и оказался в столице в 6 часов утра. Сколько времени длился полёт от столицы до Энска?

Решение. С полудня до 6 часов утра следующих суток прошло 12 + 6 = 18 часов. Самолёт стоял на земле 24 – 14 = 10 часов. Следовательно, полёт от столицы до Энска длился (18 – 10) : 2 = 4 часа.

Конкурс 5 Музыкальный (пропеть теорему Пифагора)

Подведение итогов. Награждение.

Песня на мотив “Не вешать нос, гардемарины!”, музыка В. Лебедева

Поют все участники праздника.
По воле рока так случилось,
И сколько выпало нам мук
Зачем, зачем скажи на милость
Такое множество наук?
Но на судьбу не стоит дуться
Учись, задача такова!
И силы новые найдутся
На то дана нам голова!

Не вешать нос, девятиклассник!
Проблем на свете развелось!
Их все нам физика решит,

А чтобы физику учить
Нам математика поможет!