Современная школа переходит на учебники нового поколения, поэтому перед учителем остро встает проблема подбора дидактического материала, способного обеспечить повышение качества образования. Медиаобразование, интегрированное в школьные дисциплины, призвано подготовить школьников к работе в информационном пространстве, повысить интерес к предмету. Наблюдая за происходящим на экране, учащиеся анализируют, систематизируют материал и делают вывод, то есть выводят правила. Учитель выступает в роли консультанта. Слайд – фильмы полезны и при закреплении и проверке знаний.
Стремясь к высокому профессионализму, понимаю, что применение компьютерной технологии потребует от меня не только компьютерной грамотности, но и умение использовать на уроках, а также составлять самой электронных учебников.
ХОД УРОКА
I. Вспоминаем изученное
– Ответьте на следующие вопросы:
- Какой раздел науки изучает словосочетания и предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Что такое грамматическая основа?
- Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?
Записываем в тетради следующие предложения:
Мутная вода. Белые волны хлещут по глине.
Я прошу учеников найти в каждом из данных
предложений грамматическую основу.
Ответ: В первом предложении вода –
подлежащее, сказуемого нет, грамматическая
основа состоит только из главного члена
предложения – подлежащего. Во втором
предложении: волны – подлежащее, хлещут–
сказуемое. Это двусоставное предложение.
II. Усвоение нового материала
Коллективно проверяем выполненное задание и продолжаем дальше работать над усвоением нового материала. Считаю, что развивать у учащихся ассоциативное мышление очень важно и особенно полезно при знакомстве с новой темой. Выяснив, какие ассоциации возникают у восьмиклассников в связи с терминами «односоставное» и «двусоставное» предложение, мы начинаем на их основе составлять кластер, который выглядит так, как на слайде №1.
Вывод: в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), причем второй член не нужен для понимания смысла предложения.
Примеры:
Чтобы закрепить данное умозаключение, класс делится на группы по уровню знаний. Каждая группа выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме.
Уровень I
Найдите и подчеркните главные члены предложения. Отметьте односоставные предложения. (С одним главным членом – подлежащим или сказуемым.)
Подъемы. Спуски. Мелколесье. Елочки. Сосны. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Мне трудно идти. Я устал. Приводят лошадей. Цепляем свои пушки к передкам и уходим длинной процессией во тьму. (В. Катаев.)
Уровень II
Продолжите фразы:
1. Определенно-личными называются
односоставные предложения, в которых
_______________________________________________________________
2. Назывные предложения – это такие предложения,
в которых
______________________________________________________________________________
3. В определенно-личных предложениях главный член
выражен _____________________________________________________________________________
4. В неопределенно-личных предложениях главный
член выражен ___________________________________________________________________________
Уровень III
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип предложения по строению грамматической основы.
По выучке…. маст…ра знают. В…дой солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.
Уровень IV
Используя определенно-личные предложения,
напишите правила поведения для учащихся в школе.
К какому стилю речи будет относиться ваш текст?
Работа по тексту «Осенний лес». Задания к тексту:
- Прочитать текст; определить тип и стиль речи;
- Выделить односоставные предложения; определить вид односоставного предложения;
- Сделать синтаксический разбор первого абзаца;
- Кратко пересказать текст.
III. Закрепление нового материала
Для закрепления выполняются задания:
1. Переделать двусоставные предложения в односоставные. Определить вид односоставных предложений.
Мороз усиливается. – Морозит.
Наступает вечер. – Вечереет.
С утра мы хорошо работали. – _ _ _ _ _ _ _ _ _
2. Замените глаголы в неопределенной форме глаголами в повелительном наклонении.
Читать – читай, читайте; различать, развивать, создавать, сохранить, принимать, говорить, угостить, сказать, указать.
3. Графический диктант.
1. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
2. Люблю грозу в начале мая.
3. Сегодня же меня здесь не будет.
4. Не догнать тебе бешеной тройки.
5. В избе жарко натоплено.
6. Мне довелось написать много разных книг.
Сказ.в безличном предложении. | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Простое | ||||||
Сост.глагол. | ||||||
Сост.именное |
IV. Подводя итоги урока, я предлагаю
ученикам заполнить диаграмму Венна, чтобы
наглядно представлять, чем односоставные
предложения отличаются от двусоставных
Читаю отрывок из стихов С.Есенина «Ночь», где
поэт использовал назывные и двусоставные
предложения:
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит…
V. На дом ученики получают задание самостоятельно подобрать примеры односоставных и двусоставных предложений из художественных произведений.