Организация ученического самоуправления

Разделы: Классное руководство


У любого учителя своя система работы с детским коллективом. В моей Программе развития классного коллектива особое место занимает раздел “Организация ученического самоуправления”, которому я дала название “Искорка”.

Работа в классе осуществляется по направлениям:

1. Цели и задачи раздела.
2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления.
3. Направления работы с учащимися класса:

- гражданско-патриотическое
- физкультурно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- трудовое
- экологическое

4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями по организации детского самоуправления.
6. Диагностика классного коллектива.
7. Рефлексия, подведение итогов работы по развитию классного самоуправления.

1. Цели и задачи раздела

Цель – формирование сплоченного детского коллектива, всестороннее гармоничное развитие личности младших школьников.

Задачи:

- развивать у детей самостоятельность;
- оказывать помощь в саморазвитии ребенка, учить самооценке, самоанализу, умению планировать, умению соотносить собственные цели с желаниями и целями других;
- создавать условия для непрерывного развития творческих способ- ностей детей;
-организовывать целенаправленную работу по совместной жизнедеятельности детей.

2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления.

Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления планирую по четвертям. Например: 1 четверть 4 класс

1. Выбор командиров звездочек, командира класса.
2. Распределение поручений между звездочками (распределение обязанностей происходит по желанию детей, по жребию или по очереди).
3. Определение круга обязанностей каждой звездочки ( обязанности могут меняться, дополняться, заменяться другими в зависимости от необходимости работы в классе)

Массовики-затейники:

  • организация и проведение классных праздников, игр, конкурсов
  • помощь в организации общешкольных мероприятий
  • работа с шефами и детьми подшефного детского сада

Санитары:

  • пропаганда здорового образа жизни
  • санитарное состояние класса и учащихся
  • оформление стенда “Мойдодыр”

Спортивная звездочка:

  • организация зарядки до уроков
  • физкультминутки во время уроков
  • проведение спортивных мероприятий
  • организация игр на переменах

Цветоводы:

  • беседы, конкурсы, викторины о природе
  • уход за растениями в классной комнате
  • выпуск газеты “Мир вокруг нас”

Помощники учителя:

  • подготовка учащихся класса к урокам
  • организация дежурства в классе
  • подготовка и проведение интеллектуальных конкурсов
  • организация выставок лучших работ, рейды “Лучшая тетрадь”, “Лучший портфель”
  • выполнение домашних заданий, записей в дневниках

4. Совместное составление плана работы на четверть
5. Смена поручений и оценка работы каждой звездочки (Смена поручений звездочки происходит через две недели)
6. Рекомендации детям по подготовке мероприятий в классе

(Не оставляю без внимания вопросы коррекции работы органов детского самоуправления, анализ участия детей в общешкольных мероприятиях, подведение итогов работы органов самоуправления за четверть и др.)

3. Направления работы с учащимися.

Моя работа с учащимися строится по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, трудовое, экологическое воспитание.

В начале каждого полугодия вместе с детьми планируем мероприятия по этим же направлениям. Работа в классе организуется исходя из желаний, интересов, предложений детей.

В целях организации систематической работы по развитию детского самоуправления я использую следующую циклограмму:

Циклограмма работы в 4 классе

Понедельник

  1. Работа по направлению “Спортивно-оздоровительное”
  2. День Звездочки “Спортивной”
  3. День детского самоуправления

Вторник

  1. Работа по направлению “Гражданско-патриотическое”
  2. День Звездочки “Санитаров”
  3. День экскурсий
  4. Работа кружков

Среда

  1. Работа по направлению “Фольклорно-этнографическое”
  2. День Звездочки “Массовиков-затейников”
  3. Коллективное посещение сельской библиотеки

Четверг

  1. Работа по направлению “Труд на радость себе и людям”
  2. День Звездочки “Помощников учителя”
  3. Анкетирование учащихся

Пятница

  1. Работа по направлению “Экологическое”
  2. День Звездочки “Цветоводов”
  3. Классные сборы
  4. Индивидуальные беседы с учащимися класса.

Работа звездочками выполняется ежедневно, но большие мероприятия дети стараются проводить в отведенный для них специальный день.

Руководит работой по самоуправлению Совет класса – орган, определяющий позицию ребят в работе, степень активности и инициативы. Совет состоит из командира класса и командиров звездочек. Командир звездочки выбирается на одну четверть, командир класса – на полугодие. Все дети поочередно выступают в роли командиров звездочек, они учатся быть лидерами, но и учатся подчиняться мнению других детей. Важным событием в жизни детей является сбор звездочки, на котором планируется деятельность звездочки на отчетный период (2-3 недели).

Учащиеся сами решают, какое мероприятие им провести, думают, как выполнить намеченное, распределяют между собой задания, поручения и, помогая друг другу, добиваются успешного результата, анализируют свою и работу других детей. Каждое поручение дается всей звездочке в целом.

Звездочки формируются в зависимости от желания детей, от интересов, от симпатии друг к другу, от места жительства. В состав звездочки входит пять детей. Каждая звездочка выбирает себе название (“Мушкетеры”, “Классные ребята”, “Искорка”, “Гномики”, “Капельки”). У каждой есть девиз (Например: “Мечтай, выдумывай, твори!”). По итогам работы выставляется оценка каждой звездочке. Дети самостоятельно дают оценку своим товарищам за объем и качество проведенной работы, за участие каждого члена звездочки в работе. Дети стараются проявить все свои способности, чтобы работа звездочки была успешной, учатся выполнять разнообразные поручения, а командир стремится к тому, чтобы не было пассивных детей и всем было работать и жить в классе интересно. В первом классе оценивание происходит с помощью символических предметов: кирпичики строящихся домов, шарики, ключики. В третьем-четвертом классах дети любят оценивать работу звездочек по пятибалльной системе. Оценки выставляются в классном уголке, где у каждой звездочки есть свой планшет с названием, девизом, фотографиями всех членов микрогруппы и планом работы. Особый символический знак есть у каждого поручения, например, у “Цветоводов” - цветок, у “Санитаров” - красный крест, у “Помощников учителя” - тетрадь, у “Массовиков-затейников” - улыбка, у “Спортивной” звездочки – мяч. При смене поручений символический знак переносится с одного планшета на другой. Интерес всегда вызывает место на планшете для подведения итогов работы каждой звездочки, где выставляются отметки за проделанную работу, за победы в интеллектуальных и творческих конкурсах. Дети наглядно видят успехи и достижения каждой звездочки, наверстывают упущенное, подсчитывают результаты своей работы.

Стараюсь вовлекать детей в работу разнообразных кружков, привлекаю к участию в районных, краевых конкурсах. Нами был поставлен и записан видеоспектакль “Волшебная история в лесу”. Спектакль стал участником Всероссийского конкурса “Экология. Творчество. Дети”. Учащимися был показан спектакль “Волшебная история в лесу” перед всеми детьми начальной школы и перед жителями близлежащих деревень. Организуем работу с ребятами в решении проблем местного социума. Дети ведут шефскую работу в детском саду, регулярно показывают театрализованные сказки воспитанникам детского сада, разучивают с малышами новые игры, учат рисовать, мастерить своими руками различные поделки, игрушки, участвуют в проведении различных праздников. Активно принимают участие в акциях “Посади дерево”, “Укрась сельскую ёлочку”.

4. Индивидуальная работа с учащимися класса.

С 2005-06 учебного года в нашей школе введено “Портфолио младшего школьника”. Основное предназначение “Потрфолио” - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

“Портфолио” включает в себя такие позиции, как олимпиады, марафон знаний, интеллектуальные игры, проектные работы, спортивные соревнования, выставки прикладного творчества, конкурсы художественной самодеятельности, посещение кружков, курсы по выбору, факультативы. По каждой позиции также разработаны подобные критерии оценивания. В конце каждого учебного года подсчитывается общее количество баллов, заработанное каждым учеником, выявляются победители в классе, в школе.

В дополнение к предложенному школой варианта “Портфолио” младшего школьника, мы ведем папку “Мои успехи и достижения”, в которую помещаем лучшие работы, рисунки, сочинения, фотографии, интересные сведения о писателях, наиболее интересные с точки зрения ученика поделки, творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх по станциям.

Моей задачей является осуществление систематического неназойливого контроля за пополнением этой папки каждым ребенком. При работе над папкой я проявляю искренний интерес к помещаемым работам, не оставляю без внимания каждого ребенка, поощряю активность школьников. При необходимости советую детям попробовать свои силы в разных видах деятельности, способствую раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, формирую установку на творческий рост, стараюсь формировать умение анализировать собственные склонности, воспитываю стремление к самосовершенствованию. В результате нашей работы к концу учебного года каждый ребёнок проявляет себя в разных областях деятельности и имеет личные достижения.

5. Работа с родителями по организации классного самоуправления.

Совместно с родителями учащихся я решила создать условия для коллективной творческой жизни детей и их родителей – содружество учителя, детей и родителей под названием Клуб выходного дня “Родничок”. Цель нашего клуба – организовать коллективную творческую жизнь родителей и детей. Задачи – научиться общаться, дружить, трудиться и отдыхать вместе. Родители – помощники, советники, единомышленники учителя, детей коллектива класса. Родители стали полноправными членами детских “звездочек”. Внутри нашего клуба проходят увлекательные и одновременно познавательные праздники, игры, соревнования. Коллективные творческие дела – это частицы общей жизни старших и младших. В четвёртом классе мы работаем по плану:

1 четверть – “Школа – наш дом”:
Фольклорный праздник “В гостях у русского самовара” “Проект Родник”.

2 четверть – “Новогодняя сказка”:
“Новогодний серпантин”

3 четверть – “Весенняя капель”:
“Мисс Дюймовочка”

4 четверть – “Никто не забыт, ничто не забыто”:
Встреча с родителями воинами – интернационалистами;
Праздник окончания начальной школы.

В первом и втором классах инициатива проведения клуба принадлежит родителям, но уже в третьем классе планирование работы идет на более высоком уровне самостоятельности ребят. Родители и дети в клубе выступают в новых ролях. Они и режиссеры-постановщики, и фотокорреспонденты, и ведущие программ. В клубе находится много дел и для наших пап. Задачу их вовлечения в воспитательный процесс легче было начать с организации этого клуба. Вместе с детьми они участвуют в соревнованиях, праздниках, стали чаще посещать и участвовать в работе родительских собраний, приходят на индивидуальные консультации. Содружество детей, родителей и учителя в работе клуба выходного дня “Родничок” помогает мне решить многие проблемы в учебе и поведении детей, сплочении детского коллектива, развитии детского самоуправления.

6. Диагностика классного коллектива.

Проведение мною психолого-педагогической диагностики обусловлено тем, что она является одним из стержневых компонентов педагогического процесса. В развитии классного самоуправления диагностика выполняет информационную, прогностическую, ценностно-ориентационную (оценочную), развивающую, воспитывающую функции. Цель диагностики – выявить достижения и пробелы воспитания младших школьников в коллективе. Диагностическая работа ведется на протяжении четырех лет обучения. При проведении диагностических исследований я использую различные методики: анкетирование, тестирование детей, наблюдение. С помощью различных методик изучаю социально-психологический микроклимат в классе, факторы, оказывающие влияние на формирование этого климата, характер взаимоотношений учащихся, степень удовлетворенности школьной жизнью, степень конфликтности в классе, и др. Психолого-педагогическая диагностика не является самоцелью, она является основой для совершенствования классного самоуправления

7. Рефлексия, подведение итогов работы по развитию классного самоуправления.

Ежегодно с ребятами мы пишем “Летопись класса”. Дети описывают самые интересные события из жизни нашего коллектива. В “Летописи класса” есть все, что касается жизни классного коллектива за каждый учебный год: фотографии, зарисовки, этюды, сценарии праздников, грамоты, дипломы за участие в разных конкурсах, стихотворения и т.д.

В конце каждого учебного года мы подводим итоги нашей работы. Важным событием является традиционный праздник “За честь класса” по подведению итогов нашей работы за год. Выявляем победителей среди “звёздочек”. Отмечаем лучших командиров за учебный год, награждаем детей за лучшее “Портфолио”, стараемся, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою значимость в жизни и деятельности классного коллектива.

Систематическая работа над развитием классного самоуправления привела к тому, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Каждый ребенок чувствует себя в коллективе комфортно, отсутствуют отверженные дети. Школьники уверены в своих силах, владеют навыками общения со сверстниками и взрослыми, доброжелательны. Отношения между детьми дружелюбные. Сформировались благоприятные условия для сотрудничества, взаимопонимания, творческого общения всех участников образовательного процесса.