Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно – технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и так далее ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире.
В современном личностно-ориентированном образовании ценностным является развитие целостной личности, ее внутренней независимости, самостоятельности, активности и так далее.
Одной из составляющих общего образования является дополнительное образование детей. Согласно “Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года” под “дополнительным” понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.
Для удовлетворения данной потребности создаются условия в учреждениях дополнительного образования детей, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка
Наличие учреждений дополнительного образования детей актуально в каждом городе. В нашем городе (Апатиты, Мурманской области), одним из таких учреждений является муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников (СЮТ).
На СЮТ детям предлагаются занятия техническим творчеством по 14 направлениям для разных возрастных групп. Я работаю педагогом дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста (1-4 класс) в кружке начальное техническое моделирование по разработанной мною образовательной программе. Целью программы является “ создание условий для творческого саморазвития и личностных изменений обучающихся, постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек”.
В основе моей педагогической деятельности лежат как традиционные, так и современные приемы, формы и методы обучения.
Хорошие результаты показывает применение метода проектов, основанное на дидактическом принципе. Этот прием позволяет дифференцировать педагогические подходы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Уровень развития детей различен. Нельзя требовать выполнения одного и того же задания от ребенка, который в силу каких – либо причин не может обвести шаблон и правильно держать ножницы (а таких детей достаточно много) и умненьких умелых мальчиков или девочек, которые соответствуют среднестатистическому возрастному уровню развития. Соответственно и задания должны быть разными.
Кроме дифференцирования по уровню подготовки, метод проектов позволяет проводить по их интересам и склонностям, открыть для детей их собственные интересы, помочь выявить собственные способности. Оказывается, что одним больше нравится работать с деревом, а другим с бумагой или соленым тестом. Имея возможность выбора материала для творчества, дети могут определить область объектов своего творчества, что им интереснее моделировать – корабли, машины, самолеты, архитектурные объекты, животных или элементы нашего быта.
Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку – уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот – создавать группы из детей разных типов. Одни могут изготовить более простые детали, другие – более сложные, одни могут начертить выкройку, другие – использовать ее как шаблон. Кто-то будет раскрашивать детали, а кто-то собирать их в узлы.
Объединение детей над одним проектом дает им опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями и критическими замечаниями, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда.
Метод проектов требует очень большой оформительской работы и самостоятельной работы с литературой. То и другое недопустимо требовать от маленького ребенка – он еще не может долго читать и писать. Все проекты оформляются в устной форме и в виде рисунков и аппликаций. Выбор проекта, несомненно, является первым творческим шагом.
Одни дети при встрече со мной спрашивают: “А что мы будем делать сегодня?”. Другие заявляют: “ Я хочу (буду) делать …”, эти дети свой первый шажок сделали. Теперь есть смысл их немного приостановить и предложить решить задачу о соотношении наличия материалов, инструментов, их умения и терпения для воплощения идеи в жизнь. Первым я предлагаю осмелиться выбрать себе объект для моделирования.
В нашем кабинете для занятий всегда есть комплект красочно оформленных книг с отличными рисунками, которые достаточно просто смотреть, не читая. Для занятий у нас много разных материалов – бумага, картон, коробки и коробочки, брусочки, дощечки, пластилин, соленое тесто, природные материалы, потому что многие дети начинают свое творчество не с выбора объекта моделирования, а с выбора материала. “Я хочу сделать подарок маме” - заявляет обучающийся. “Хорошо. Подумай, из какого материала он будет изготовлен, какие тебе нужны инструменты для работы”. Идет поиск материала и подбор инструментов.
Выполнение проектов рассчитано на 4 часа, но над некоторыми проектами обучающиеся в кружке ребята трудятся более продолжительное время.
Пример работы над проектом “Настольная игра “Безопасное колесо”.
Цель проекта: контроль знаний и умений обучающихся, содействие их творческому развитию и формированию у них интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков.
Этапы выполнения проекта.
1. Подготовительный этап.
- выбор темы (изучение правил дорожного движения),
- закрепление знаний о транспортной технике, архитектурных зданиях и сооружениях, технических объектах,
- план работы реализации проекта
- разделение детей на группы,
- обсуждение выбора объектов для каждой группы (здания, дороги, транспорт, светофоры и т. д.),
- определение необходимых материалов, инструментов (бумага, картон, коробочки, упаковочные коробочки, клей, ножницы, линейка и др.)
2. Конструкторский этап.
Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них (возможно выполнение работы из готовых форм или силуэтных).
3. Технологический.
- выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна,
- соблюдение правил техники безопасности,
- текущий контроль и корректировка деятельности детей педагогом ( правильное соединение деталей, эстетичное оформление и др.).
4. Заключительный этап.
- самооценка качества выполнения работы (соответствие задуманному),
- оценка выполнения проекта педагогом,
- изучение правил дорожного движения через игру.
При выполнении учебных проектов, у обучающихся, (не у всех) возникают вопросы: “Почему? От чего зависит? Какую роль сыграл? При каких условиях?...”. С подобных вопросов начинается зарождение научно – исследовательской деятельности.
Ребенка, способного заниматься научно – исследовательской работой, отличает от его сверстников:
- умение ясно и точно выражать мысли (устно или письменно),
- читает книги, статьи, научно – популярные издания с опережением своих сверстников на год-два,
- обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений,
- хорошая “моторная” координация, особенно между зрительным восприятием (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит),
- пытается выяснить причины и смысл события.
Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям.
Научно-исследовательской работой, как правило, занимаются дети 2 -3 года обучения.
Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально – творческой деятельности. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития.
В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.
Проектирование это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов.
Пример научно-практической работы “Комнатные растения – зеленые санитары”
№ | Компонент | Описание компонента |
1. | Проблема | Какую роль играют комнатные растения в очистке воздуха помещений от вредных примесей. |
2. | Актуальность | Представляет интерес для администрации СЮТ, ее педагогического коллектива, обучающихся на станции детей и их родителей. Поможет правильно выбрать комнатные растения, способные поднять работоспособность обучающихся и педагогов, улучшить их самочувствие. |
3. | Цель | Выявление комнатных растений, очищающих воздух и определение их оптимальной расстановки в зависимости от источников загрязнения среды в помещениях. |
4. | Задачи | Определение видового состава комнатных
растений, произрастающих на станции: изучение
литературы, обход кабинетов, ознакомление с
многообразием комнатных растений, выявление тех,
которые наиболее эффективно очищают воздух,
получение консультаций у специалистов
Ботанического сада Кольского Научного Центра
Российской Академии наук, Полярной опытной
станции Всесоюзного научно-исследовательского
института растениеводства. Доклад на международной Конференции молодых ботаников “Повышение эффективности введения декоративных растений во внутреннюю среду помещений методом медико- экологического фитодизайна”. Узнать “секреты успеха” выращивания данных растений. Определить источники загрязнения воздуха в помещениях СЮТ: обход кабинетов, ознакомление с видами творчества, выявление источников загрязнения воздуха. |
5. | Методы | Анкета для обучающихся и педагогов “Знаете ли вы растения – “фильтры”? Схема “Источники загрязнения среды в помещении”. Диаграмма “Эффективность очищения воздуха растениями”. Таблица “ Семейство растений”. |
6. | Гипотеза | Комнатные растения очищают воздух от вредных веществ. |
7. | Объект | Комнатные растения в помещениях СЮТ |
8. | Предмет | Использование свойств комнатных растений очищать воздух. |
9. | Выводы | Комнатные растения очищают воздух от вредных веществ. Необходимо произвести перестановку растений в соответствии с условиями их содержания. По мере возможности приобрести другие растения – “фильтры”, которых нет на СЮТ. |
В работе с детьми полезны и проектные методы и методы исследовательского обучения, а следовательно можно выполнять и проекты, и исследовательские работы.
Информационные ресурсы
- Гилева Е.А., Егоров Ю.С.Формируем у школьников технологическую и проектную культуру// Школа и производство.-2001.-№4.
- Горькова Л.М. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования// Дополнительное образование.- 2001.- №11.
- Медведева О.П. Творческое моделирование.- Ростов н /Д: “Феникс”, 2004. – 96с.
- Савенков А.И, Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 208с.
- Хуторский А.В.Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. – 2001. - №1.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.