Цели:
- познакомить с разными видами хвойных деревьев (ель, голубая ель, сосна), с их ролью в природе и жизни человека;
- познакомить с произведениями Г.Х. Андерсена “Ель”, Г. Скребицкого, В. Чаплиной “Новогодняя ёлка в лесу”;
- убедить детей, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней;
- развивать экологическую культуру учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- плакат: “Болезнь цинга - выпадение зубов из-за недостатка витамина С”;
- янтарное ожерелье;
- новогодние композиции, заменяющие елку;
- грамоты для награждения композиций;
- кроссворд “Ёлка”;
- Лесовичок с письмом “средство капитана Картье”;
- рисунки или сами предметы, сделанные из хвойных деревьев;
- набор рассказов для каждого ученика Г.Х. Андерсена “Ель” и Г. Скребицкого, В. Чаплиной “Новогодняя ёлка в лесу”;
- рецепты напитка для всех детей и гостей;
- листовки с призывом;
- одноразовые стаканчики.
Предварительная подготовка:
- Чтение стихотворения К. Ибряева “Приглашаю в лес на ёлку”.
- Провести конкурс в классе на оригинальную замену живой ели в новогодний праздник “Новогодний букет”.
- Подготовить хвойный напиток по рецепту.
Во 2 классе дети могут самостоятельно провести исследование и собрать информацию о сосне и ели, изделиях из них.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит фонограмма. Дети поют песню “Ёлочка в лесу жила” и показывают танцевальные движения:
Ёлочка в лесу жила и вот так она росла.
Так, так и вот так, и вот так она росла.
Так, так и вот так, и вот так она росла.Ёлочка в лесу стоит, а под ёлкой зайка спит.
Так, так и вот так, и вот так под ёлкой спит.
Так, так и вот так, и вот так под ёлкой спит.Ну-ка, зайка, хватит спать, давай с нами танцевать.
Так, так и вот так, давай с нами танцевать.
Так, так и вот так, давай с нами танцевать.
- На каком празднике поют эту песню?
- Какое дерево наряжают в Новый год?
- Сегодня мы с вами выясним, нужно ли в этот праздник традиционную ёлочку заменить на что-либо другое.
II. Рассказ: “Где и как празднуют Новый год?”
В Новый год сказка приходит в дом: в комнате вдруг появляется ёлка, да не просто зеленое деревце, а украшенное игрушками и мишурой чудо! В дом приходят волшебники: Дед Мороз и Снегурочка. Всё это создаёт необычайную сказочную атмосферу, делая праздник особо неповторимым и ожидаемым.
С незапамятных времён отмечают во всём мире этот праздник. Все радуются Новому году. А вот встречают его разные народы по-своему.
Обычай приносить в дом и украшать новогоднюю ёлку родился в Германии в XVII веке. Ну а ещё раньше обходились еловыми ветками.
В Германии уже украшали ёлку, а в России в то время праздновали Новый год 1 сентября. Торжественно отмечали этот день. На площади в Кремле царь восседал на престоле, окруженный боярами. А патриарх кропил собравшихся святой водой и поздравлял народ с Новым годом.
Только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра I Новый год стал в России зимним праздником. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек и мушкетов, жгли костры на площадях, устраивали пышные фейерверки.
Новый год в Австралии начинается 1 января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки налегке – в купальных костюмах.
В Индии целых восемь дат, которые отмечаются как Новый год. Вот, например, есть такой день – Гуди Павда. Тут уж непременно надо отведать листьев дерева ним – ним. Ох! Какие же горькие и противные эти листья. Но, по старому поверью они оберегают человека от болезней и бед, обеспечивают, как говорится, сладкую жизнь.
В октябре Новый год приходит в Индонезию. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.
Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. Так уж повелось, что итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги…
Случается, что и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Чем больше выбросишь вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесёт Новый год.
Кто-то ждет 1 апреля, кто-то дожидается 1 октября, кто-то 1 января. А эскимосы ждут, не дождутся, когда выпадет первый снег. Как выпал, так и наступил Новый год.
Новый год в Казахстане отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда просыпается природа. И называется этот праздник Наурыз. Но и по старой традиции празднуют Новый год 1 января.
III. Роль хвойных деревьев в природе и жизни человека.
1 ученик (читает стихотворение И. Токмаковой “Ели”):
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки, -
У лесных ворот
Водят хоровод.
(Вешает табличку “Ель”.)
2 ученик (показывает рисунок елового леса):
Ель – тенелюбивое растение. В еловом лесу кроны деревьев переплетаются и плохо пропускают солнечный свет. Поэтому в таких лесах встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, кислица и другие. (вешает табличку “теневыносливое растение”.)
3 ученик (держит в руке ветку голубой ели):
Ель как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению голубая ель (показ веточки голубой ели, вешает табличку “очищает воздух”).
4 ученик:
Люди не только вдыхают свежий воздух, очищенный растениями, не только любуются красотой леса. Они используют древесину, полученную из ели, для производства, самых разных изделий.
Знаете ли вы, сколько лет надо расти ели, чтобы ее можно было с пользой применить? 100-120 лет.
Учитель:
- Изделий из древесины ели много, но остановимся на одном – необычном. (Звучит музыка – скрипка.)
- Какой инструмент прозвучал? (Скрипка.) (Учитель показывает инструмент и вешает табличку “скрипка”.)
- Правильно. Скрипку очень сложно изготовить, для этого подходят лишь немногие деревья, среди них – ель. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент, изготовленный из нее дает хороший звук.
- У ели все идет в дело: и хвоя, и ветки, и кора, и даже пни.
Из хвои, например, делают муку для домашних животных (вешает табличку “мука для животных”). С помощью различных обработок из ели изготавливают шёлковую ткань (вешает табличку “шелковая ткань”).
Учитель:
- Не менее интересно и уникально другое хвойное дерево.
5 ученик (читает стихотворение И. Токмаковой “Сосны”):
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
(Вешает табличку “Сосна”.)
Учитель (показ картин или слайдов):
Где только не встретишь красавицу сосну с красноватым стволом и тёмно – зеленой хвоей! И в бору, где прямые стволы ее, как колонны в прекрасном здании, стройно высятся над лиловым вереском, и на песках, и над оврагами.
6 ученик:
Сосенки не боятся ни морозов, ни влаги, ни засухи, ни ветров. Но сосне нужен солнечный свет. Если семена сосны попадут под ель с её широкими лапами, проросшие сосенки не смогут выдержать постоянной тени и погибнут. Вот почему ель, попав в сосновый бор, выживает сосну.
(Вешает табличку “светолюбивое растение”.)
7 ученик:
Старые сосны отмирают, а молодые под елью не вырастают и через десятки лет вместо соснового леса остается один еловый. Но сосна поселяется и на новых открытых местах. Сосна живет 350 лет, достигая в высоту 35 метров. Известен случай, когда сосне было 584 года.
Учитель:
- Человек самым различным образом использует сосну. Ее сажают там, где нужно оказать противодействие вредным явлениям природы.
8 ученик:
Вдоль железных дорог сосенки задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.
(Табличка “не дают мелеть рекам”.)
9 ученик (показывает рисунок корабля):
Высокие, тонкие, гладкие стволы сосен в течение многих столетий двигали бесчисленные корабли, поддерживая паруса, наполненные ветром.
10 ученик (показывает рисунки телеграфных столбов):
Сосна -дерево – связист. Взгляни-ка на телеграфные столбы. Ведь они сделаны из сосны и не боятся ни жары, ни холода, устоят даже против сильного ветра.
(Табличка “мачты кораблей, телеграфные столбы”.)
11 ученик (показывает янтарное ожерелье):
Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивое ожерелье.
(Табличка “янтарные ожерелья из смолы”.)
Учитель:
- Многие продукты получают из сосны. В последнее время из сосны стали получать даже суррогат ванили – ванилин.
(Табличка “ванилин”.)
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо от Лесовичка.(из далекой Франции)
Письмо: “Средство капитана Картье”
“Дорогие ребята!
Я хочу рассказать вам еще об одном свойстве сосны. Вот что рассказал мой прадедушка.
Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой (Вывешивается табличка “Болезнь цинга – выпадение зубов из-за недостатка витамина С”). 26 матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей.
Однако Жаку Картье удалось завязать дружеские отношения с индейцами, которые решили помочь ему и его товарищам: они посоветовали лечиться от цинги настоем из сосновой хвои. И картье спас остатки своей команды от смерти этим средством.”
Учитель:
- Рецепт, который передали индейцы капитану Картье, дошел до наших дней. Его мы предлагаем всем гостям и ученикам, здесь присутствующим. Этот витаминный напиток вы можете попробовать после окончания мероприятия и взять с собой рецепт, чтобы приготовить его дома.
Витаминный напиток. Для получения напитка лучше брать молодую хвою одного года: в ней меньше горьких смолистых веществ! В зимней хвое больше витаминов, чем в летней. Собранную хвою с ветками можно хранить под снегом на холоде до двух месяцев или в комнате, но в банке с водой, как цветы. В последнем случае витамины сохраняются в течение месяца. При хранении в комнате в сухом виде хвоя теряет витамины на третий день. Хвою в количестве 50 граммов (дневная доза одного человека) промывают, растирают в фарфоровой ступке, заливают 2-3 стаканами кипяченой воды и дают настояться в темном и прохладном месте в течение 2 часов. Хорошо прибавить в настой немного яблочного уксуса (или лимонной кислоты), а также сахара для вкуса. Процедив настой, пейте его сразу. При хранении настой теряет витамины. Приятного аппетита! |
Учитель:
- Один стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем прославленный путешественниками и моряками лимонный сок. (вывешивается табличка “Витамин С”.)
- Вы убедились в ценности этих двух замечательных деревьев?
IV. Знакомство с литературными произведениями.
Учитель:
- А сейчас послушайте сказку Г.Х. Андерсена “Ель”.
Ученик 12 (заранее подготовленный):
В лесу родилась маленькая Ёлочка. Её ласкало своими лучами Солнце, вокруг неё росли подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Ёлочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась её мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшения, но…
Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.
Учитель:
- Не так ли поступают люди, вырубая на новогодний праздник, тысячи и сотни тысяч ёлочек? Правильно ли это? (Ответы.)
- Послушайте рассказ Г. Скребицкого и В. Чаплиной “Новогодняя елка в лесу” и ответьте на вопрос: правильно ли дети поступили в этом рассказе?
(Читает подготовленный ученик.)
Ученик 13:
Новогодняя ёлка в лесу.
Ваня жил с мамой, папой и бабушкой в небольшом домике на краю леса. Под Новый год приехал к нему из города двоюродный брат Петя. Ваня показал брату, какие ёлочные игрушки сделали они с мамой к новогодней ёлке.
Петя предложил нарядить ёлку в лесу, чтобы на неё посмотрели звери и птицы. Эту идею поддержал папа. Он сказал, что на ёлку вместо игрушек надо повесить еду для птиц и зверей, потому что зимой им трудно добывать себе пищу.
V. Подведение итогов домашнего конкурса “Сохраним елочку!”
1. Подведение итогов (приложение 1).
2. Показ новогодних елок в разных странах мира (неоновые, из множества огней).
VI. Кроссворд “Ёлочка”:
- Что является домом для елки? (Лес.)
- Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)
- Я обманщица большая, я всех вас перехитрю:
И не ёлка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.) - У какого дерева при малейшем ветерке дрожат листочки? (У осины.)
Ключевое слово: лесник.
VII. Закрепление.
- Давайте еще раз вспомним, какова роль хвойных деревьев в природе и жизни человека. (Класс делится на 2 группы.)
- 1 группа выбирает из предложенных карточек свойства и значение ели, 2 группа – сосны.
Ель | Сосна |
Теневыносливое растение | Светолюбивое растение |
Очищает воздух | Очищает воздух |
Скрипки | Не дают мелеть рекам |
Мука для домашних животных | Мачты кораблей, телеграфные столбы |
Шелковая ткань | Янтарное ожерелье из смолы |
Ванилин | |
Витамин С |
VIII. Итог.
Конкурс “Нарядите елку”.
В классе на подставках установлены две небольшие ёлочки на расстоянии 1,5 м друг от друга. Игрушки от ёлки лежат в 1 м. Двум участникам предлагается нарядить ёлочки с завязанными глазами. У кого ёлочка окажется наряднее? (Можно наряжать с открытыми глазами на скорость.)
2. Игра “Доскажи словечко”
Е. Благинина
Ёлка.
Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…. (Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от …. (ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …. (блестят!)
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки… (хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики, … (шары!)
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,… (снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед … (мороз!)
И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая … (звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как … (красива!)
И теперь зажглись на ней,
Сотни крошечных … (огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в … (пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с … (Новым годом!)
С новым счастьем сразу … (всех!)
IX. Домашнее задание.
На подъездах своих домов развесить листовки следующего содержания.
Уважаемые господа!
Приближается Новый год. Мы призываем вас не ставить в своих домах натуральные ели и сосны.
Срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу, как ненужные вещи.
Знаете ли вы, сколько лет надо расти ели, чтобы её можно было с пользой применить? 100-120 лет.
Вы можете заменить их на искусственные ёлочки, которые будут радовать вас в течение многих лет.
Новогодние искусственные ёлочки можно купить:
- на центральном рынке;
- в магазине “1000 мелочей”;
- в магазине № 41 и в других местах.
Юные экологи СОШ № 3