Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Восприятие учащимися и первичное ознакомление нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения..
Задачи урока:
О: Изучение нового физического явления и его основных законов
Р: Развитие сенсорной сферы личности, развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы)
В: Воспитывать мировоззрение способность следовать нормам поведения, исполнять законы
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, видеомагнитофон.
План урока:
№ | Этап урока |
1 | Организация начала урока. Постановка проблемы урока. |
2 | Актуализация знаний, умений необходимых для усвоения нового материала |
3 | Изучение нового материала |
4 | Первичная проверка усвоения знаний |
5 | Первичное закрепление знаний |
6 | Контроль и самопроверка знаний |
7 | Подведение итогов урока |
8 | Информация о домашнем задании |
Ход урока
I. Организация начала урока. Запись на доске и в тетрадях даты, темы урока. Сообщение проблемы урока: изучить принцип действия различных видов линз, научиться выполнять построения изображения в линзах. (Приложение 1) (Слайд 2,3)
II. Актуализация опорных знаний
1) Просмотр анимации “Законы отражения и преломления света”
(CD: Образовательные комплексы. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11)
Рис 1 | Рис 2 |
Рис 3 | Рис 4 |
2) Фронтальный опрос: (Слайд 4)
- Что называют преломлением света?
- Какой угол называют углом преломления? Как он обозначается?
- Чему равна скорость света в вакууме?
- Какая среда является оптически более плотно: лед или кварц? Почему?
- В каком случае угол преломления света меньше угла падения, и в каком больше?
- Чему равен угол падения луча, если преломленный луч перпендикулярен границе раздела сред?
- В воздухе находятся куски стекла, кварца и алмаза. На чьей поверхности лучи света преломятся сильнее всего?
Для демонстрации ответа на последний вопрос можно предложить просмотр модели из библиотеки наглядных пособий, где показана зависимость величины угла преломления от оптической плотности среды. (Слайд 5)
Рис 5 | Рис 6 |
3) В тетради выполнить построение дальнейшего хода луча в призмах. (Самопроверка.) (Слайд 6):
Проверка построения (Слайд 6):
III. Изучение нового материала
1) Просмотр учебного видеофильма. “Принцип действия оптической линзы. Зависимость фокусного расстояния линзы от кривизны ее поверхности”.
2) Работа с учебником: по п.34
а) Изобразить в тетради схематичный ход лучей в собирающей и рассеивающей линзе (см. рис. 90 учебника)
б) Прочитать п. 34 и найти ответы на вопросы. (Слайд 7)
IV. Взаимопрос. (Работа в парах). (Слайд. 7)
- Что называют линзой?
- Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз?
- Какие линзы являются собирающими, какие рассеивающими?
- Что называют главной оптической осью линзы?
- Какую точку называют главным фокусом линзы?
- Что такое фокусное расстояние линзы?
- Что называют оптической силой линзы?
- Как называется единица оптической силы линзы?
- У каких линз оптическая сила положительная, у каких отрицательная?
- Как находится оптическая сила системы нескольких линз?
Изучить правило построения изображения в тонкой линзе (объясняется учителем с использованием PowerPoint), ученики выполняют построение в тетради. (Слайд 8)
V. Первичное закрепление знаний.
Выполнить построение изображения в линзе. (Слайды 9-13 иллюстрируют работу компьютерной модели)
Используется интерактивная модель (CD: Образовательные комплексы. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11)
Рис 8
(см. также рис 9, 10, 11, 12)
VI. Заполните таблицу свойств изображений в собирающих и рассеивающих линзах при различных условиях. (Слайд 13-14)
Рис.13 (см. также рис14)
VII. Итог урока
Своя игра (Приложение 2)
Рис 15
VIII. Домашнее задание: п 34,35. Задачи 140, 143, 145, 148.