«Люди теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или утратили способность испытывать удовольствие от чтения»
С.В. Михалков журнал «Начальная школа»
Обучение умению читать – это не только овладение ребёнком учебными навыками, но и база для личностного развития в будущем. В первом классе уроки обучения грамоте вызывают затруднения, так как дети быстро утомляются, поэтому учитель использует нетрадиционные формы работы, такие как интегрированные уроки. Это позволяет расширить границы предметности, указывает путь поиска решения проблем, формирует у учащихся эстетические, нравственные качества личности.
На уроках обучения грамоте в первом классе дети не только учатся читать, но и развивают речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
Необходимость совместной работы учителя и
логопеда на уроках обучения грамоте
продиктовано тем, что правильное речевое
дыхание и чёткая артикуляция – основа для
развития правильной речи. А этой основой служат
упражнения для развития жизненного и речевого
дыхания. Поскольку дыхание, словообразование и
артикуляция – это единые взаимообусловленные
процессы, то тренировка речевого дыхания и
уточнение артикуляции проводятся на занятиях
одновременно в форме логопедической зарядки.
На уроке был использован дидактический тип
интегративных связей. Вид урока –
последовательная интеграция.
Цель педагога: формирование и совершенствование навыка чтения у детей.
Цель логопеда: добиться успешности учащихся в овладении речью, путём применения логопедической зарядки.
Задачи педагога:
- развитие интереса к чтению, обогащение словарного запаса;
- воспитание нравственных межличностных отношений;
- использование здоровьесберегающих технологий, ориентированных на улучшение состояния здоровья учащихся и их положительный эмоциональный настрой.
Задачи логопеда:
- развитие нижнедиафрагмального дыхания;
- дифференциация ротового и носового дыхания;
- развитие речевого аппарата и общей моторики.
Для успешного решения этих задач на уроке обучения грамоте в первом классе использованы следующие методы и приёмы:
- беседа, творческие задания;
- групповая работа, элементы игры и театрализации;
- деятельностный подход;
- здоровьесберегающие приёмы: применение логопедической зарядки, применение упражнений по варьированию мелодики голоса в процессе выработки речевого дыхания, применение упражнений для воспитания нижнедиафрагмального дыхания и применение упражнений для развития общей моторики и артикуляционного праксиса;
- упражнения для эмоционального настроя.
В процессе урока дети будут решать нравственные задачи, формирующие у них доброту, внимание к окружающим, вежливость. Каждый ребёнок получит возможность высказать своё мнение, анализируя предложенные учителем ситуации. Всё это будет способствовать развитию духовного мира детей и поможет познать самого себя и окружающих. А применение специальных упражнений и логопедических приёмов для постановки речевого дыхания и развития правильной речи раскроют перед детьми возможности быть успешными в усвоении учебной программы, в общении со сверстниками и взрослыми в сохранении и укреплении здоровья.
Обучение грамоте в первом классе.
Тема: Заглавная буква «В». Однокоренные слова
Тип урока: интегрированный урок с логопедом (последовательная интеграция)
Цели:
- формирование и совершенствование навыка чтения у детей,
- добиться успешности учащихся в овладении речью путём применения логопедической зарядки
Задачи:
- развитие интереса к чтению, обогащение словарного запаса;
- воспитание нравственных межличностных отношений;
- использование здоровьесберегающих технологий, ориентированных на улучшение состояния здоровья учащихся и их положительный эмоциональный настрой.
- развитие нижнедиафрагмального дыхания;
- дифференциация ротового и носового дыхания;
- развитие речевого аппарата и общей моторики.
Оборудование:
- предметные картинки, карточки со слогами, карточки для групповой работы;
- опорные таблицы с графическим изображением упражнений по дыхательной гимнастике и варьированию мелодики голоса;
- Р.Н. Бунеев «Азбука», Москва, 2005 г.
- карточки-символы настроения;
- таблицы с изображением символов звуков.
ХОД УРОКА
I. Огрмомент (логопед)
- Эмоциональный настрой с показом карточек-символов;
- Дыхательная гимнастика с применением опорных таблиц;
- Артикуляционные упражнения:
– «улыбочка» – «заборчик» – «трубочка» – «хоботок»
– «блинчик» – «чашечка» – «непослушный язычок»
- Массаж голосовых связок;
- Варьирование мелодики голоса по опорным таблицам;
- Характеристика звука [В] [В’] с применением предметных картинок и таблиц с изображением символов звуков.
II. Работа по теме урока
1. Знакомство с темой «Заглавная буква «В»» (учитель)
– Достаточно ли знать и уметь писать только строчную букву «в»?
– Для чего нам нужно ещё познакомиться с заглавной буквой «В»?
– Приведите примеры.
– Чем отличается строчная буква «в» от заглавной буквы «В»?
2. Работа с Азбукой (стр.100) (учитель)
– Найдите в Азбуке столбики слов, написанные с заглавной буквы «В», прочитайте эти слова.
– Что это за слова?
– Прочитайте имена девочек, имена мальчиков.
– Как написаны эти слова? Почему?
– Найдите столбик слов, одинаковых по смыслу и с одинаковым корнем. Прочитайте.
– А есть ли у нас в классе мальчик с таким именем? Как мы его сейчас называем? Почему?
– Что ещё можно сказать о Владике? Какой он?
– А когда он вырастет, как его будут называть?
3. Игра «Собери слово» (учитель)
– У меня, ребята, случилась неприятность. Я хотела познакомить вас ещё с одним именем, но слоги рассыпались (слоги помешены на доске). Помогите их собрать.
– Какой слог в этом слове будет первым? Почему? (Вла-ди-мир)
– Это полное мужское имя. А как можно назвать маленького мальчика? Это слово есть у вас в Азбуке? (Вова)
– Какой звук в слове повторяется?
– Чем эти буквы различаются? Почему?
– Какие же слова мы будем писать с заглавной буквы «В»?
4. Физминутка (логопед)
1, 2, 3, 4, 5 – мы хотим луну достать
6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить
10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем!
(Проговаривание строк на выдохе)
5. Знакомство со словообразованием (учитель)
– А сейчас мы с вами превратимся в волшебников и отправимся на волшебную полянку. На этой полянке поселились корни. Из корней вырастают деревья, на которых появляются слова-веточки. У всех этих слов-веточек есть такая же часть, как корень.
– Прочитайте в Азбуке (стр.100) слова в столбиках и найдите столбик слов о хищной ночной птице с большими глазами и крючковатым носом. Прочитайте.
– Выделите корень (-сов-)
– Посадите этот корень на полянке.
– Сколько веточек образовалось из этого корня? (три)
– Напишите эти слова на веточках.
– Какие эти слова-веточки?
– Есть ли в этих словах-веточках корень «сов»? выделите его в словах.
– Как можно назвать слова на веточках с одинаковым корнем? (однокоренными)
– Какие ещё слова-веточки можно добавить на этом дереве?
– Итак, ребята, как же называются слова с одинаковым корнем и одинаковые по смыслу? (работа по карточкам в группах)
6. Игра со словами: СОВА-СОФА (логопед) (проводится с применением карточек символов)
7. Ритмическая физминутка «Найди бабочку», «Бабочка полетела» (тренировка нижнедиафрагмального дыхания) (логопед)
8. Чтение предложений в рассказе «Наша выставка» («Азбука», стр.100) (учитель)
– Рассмотрите иллюстрации, прочитайте заглавие. О чём будем читать?
– Как вы думаете, кто организовал эту выставку?
– Что нарисовано на первой картине? Что такое водопад?
– Что нарисовано на второй картине? Что такое вигвам?
9. Чтение текста учителем. Дети следят за чтением учителя и слушают текст.
10. Выборочное чтение текста детьми.
– Где находится выставка?
– Кто нарисовал водопад? Прочитать.
– Кто вышивал коврик? Кто приготовил пироги и торт?
– Чья красивая полка висит на стене?
– А что сделал Павлик?
– Кто ещё участвовал в выставке?
– Как вы думаете, почему Вова так сделал? Что мы можем сказать о Вове?
– Кто пришёл в класс смотреть выставку?
– Почему в конце текста автор поставил многоточие? Придумайте окончание рассказа.
11. Физминутка (логопед) (применение элементов театрализации)
«Страус Кукки»
Страус Кукки встал с постели,
Поразмял свои бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой –
Вправо, влево:
Что с тобой?
Перья в стороны торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже.
Посмотрел и так, и сяк,
А причёска – кавардак!
Это можно всё поправить:
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку, заварить овсянку,
Сладко потянуться и просто улыбнуться!
III. Итог урока (учитель и логопед)
– Ребята нашего класса организовали свою выставку к Новому году, но с секретом. В их рисунках и поделках спрятались слова со звуками [В] [В’]. Найдите их.
– На многих рисунках есть мышки, ведь хозяйка следующего года – Мышь. Давайте дадим мышкам имена, начинающиеся со звука «В».
– Как будем писать эти имена? Почему?
– Давайте покажем своё настроение в конце урока при помощи карточек-символов.