Цели и задачи урока:
- Повторить деление с остатком. Вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.
- Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитание культуры речи, усидчивости.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Деление с остатком”.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: (слайд)
Выполнить деление:
45 : 9 ; |
0 : 67; |
234 : 1; |
|
567 : 567; |
34 :17; |
а : а; |
|
в:0; |
x:x; |
0:а; |
с:1; |
13 : 2; |
24 : 5; |
26 : 7. |
3. Объяснение нового материала: (слайд)
Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу:
Задача.
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
Давайте рассуждать.
Учитель: Сколько конфет у бабушки?
Ученик: У бабушки 23 конфеты.
Учитель: Сколько внуков пришло в гости к бабушке?
Ученик: В гости пришли 4 внука.
Учитель: Что необходимо сделать по условию задачи?
Ученик: Конфеты нужно поделить поровну, надо разделить 23 на 4.
Ученик: 23 делится на 4 с остатком: в частном получится 5, а в остатке 3.
Учитель: Сколько же конфет достанется каждому внуку?
Ученик: Каждому внуку достанется по 5 конфет и в вазочке останется 3 конфеты.
Учитель: Запишем решение (слайд)
Решение:
23 : 4 = 5 (3 остаток)
Учитель: Как называют число, которое делят?
Ученик: Число которое делят - называют делимым.
Учитель: Что такое делитель?
Ученик: Делителем называют число, на которое делят.
Учитель: Как называют результат деления с остатком?
Ученик: Неполное частное, результат деления с остатком.
Учитель: Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении.
Ученик: 23 – делимое; 4 – делитель; 5 – неполное частное; 3 – остаток.
Учитель: Ребята подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток? (учащиеся самостоятельно записывают выражение, ученик по желанию выходит, записывает выражение на доске)
(слайд)
Учитель: Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель неполное частное и остаток.
ПРАВИЛО (слайд)
Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.
a - делимое
b - делитель
с - неполное частное
d - остаток
Учитель: Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?
Ученик: Остаток всегда меньше делителя.
4. Закрепление: (слайд)
А) Устно:
- Найти делимое, если
- Неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель – 6; 45
- Неполное частное равно 11, остаток равен1, а делитель – 9; 100
- Неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель – 15. 313
Б) Работа с учебником:
№ 529 (задачу решает у доски ученик)
Масса чугунной болванки 20 кг. Сколько деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок? Сколько чугуна останется?
Решение:
(ост 2)
Ответ: 11 деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок .
2 кг чугуна останется.
№ 532. Заполните таблицу: (слайд)
Делимое |
Делитель |
Неполное частное |
Остаток |
|
1 |
647 |
81 |
||
2 |
397 |
10 |
||
3 |
84 |
25 |
11 |
Первое задание выполняет ученик у доски
647 : 81 = 7 (ост 80)
Второе и третье ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой (слайд)
Делимое |
Делитель |
Неполное частное |
Остаток |
|
1 |
647 |
81 |
7 |
80 |
2 |
397 |
39 |
10 |
7 |
3 |
2111 |
84 |
25 |
11 |
В) Устно:
- В вашем классе 17 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?
3 полных шеренги, 2 человека в неполной шеренге.
- Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная. Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?
4 полных шеренги, 1 человек в неполной шеренге.
Г) Вопросы:
Остаток всегда меньше делителя.
- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
Чтобы найти делимое надо произведение делителя и неполного частного, сложить с остатком.
- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.
При делении на 5 в остатке могут остаться числа: 1,2,3,4.
- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?
Чтобы проверить, верно, ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.
- Женя задумала число. Если это число увеличить в 7 раз и к произведению прибавить 17, то получится 108. Какое число задумала Женя?
Задуманное число – 13.
5. Домашнее задание:
п. 13
№ 550 а,б ; 553 а
551 а (по желанию)
6. Итог урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Какие трудности были у вас на уроке?
Что понравилось на уроке?
Спасибо за урок!