Урок по математике в 5-м классе с использованием презентации по теме "Деление с остатком"

Разделы: Математика


Цели и задачи урока:

  • Повторить деление с остатком. Вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.
  • Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
  • Воспитание культуры речи, усидчивости.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация “Деление с остатком”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний: (слайд)

Выполнить деление:

45 : 9 ;

0 : 67;

234 : 1;

 

567 : 567;

34 :17;

а : а;

 

в:0;

x:x;

0:а;

с:1;

13 : 2;

24 : 5;

26 : 7.

 

3. Объяснение нового материала: (слайд)

Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу:

Задача.

В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Давайте рассуждать.

Учитель: Сколько конфет у бабушки?

Ученик: У бабушки 23 конфеты.

Учитель: Сколько внуков пришло в гости к бабушке?

Ученик: В гости пришли 4 внука.

Учитель: Что необходимо сделать по условию задачи?

Ученик: Конфеты нужно поделить поровну, надо разделить 23 на 4.

Ученик: 23 делится на 4 с остатком: в частном получится 5, а в остатке 3.

Учитель: Сколько же конфет достанется каждому внуку?

Ученик: Каждому внуку достанется по 5 конфет и в вазочке останется 3 конфеты.

Учитель: Запишем решение (слайд)

Решение:

23 : 4 = 5 (3 остаток)

Учитель: Как называют число, которое делят?

Ученик: Число которое делят - называют делимым.

Учитель: Что такое делитель?

Ученик: Делителем называют число, на которое делят.

Учитель: Как называют результат деления с остатком?

Ученик: Неполное частное, результат деления с остатком.

Учитель: Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении.

Ученик: 23 – делимое; 4 – делитель; 5 – неполное частное; 3 – остаток.

Учитель: Ребята подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток? (учащиеся самостоятельно записывают выражение, ученик по желанию выходит, записывает выражение на доске)

(слайд)

Учитель: Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель неполное частное и остаток.

ПРАВИЛО (слайд)

Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.


a - делимое
b - делитель
с - неполное частное
d - остаток

Учитель: Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?

Ученик: Остаток всегда меньше делителя.

4. Закрепление: (слайд)

А) Устно:

  • Найти делимое, если
  • Неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель – 6;  45
  • Неполное частное равно 11, остаток равен1, а делитель – 9; 100
  • Неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель – 15. 313

Б) Работа с учебником:

№ 529 (задачу решает у доски ученик)

Масса чугунной болванки 20 кг. Сколько деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок? Сколько чугуна останется?

Решение:

(ост 2)

Ответ: 11 деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок .

2 кг чугуна останется.

№ 532. Заполните таблицу: (слайд)

 

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

1

647

81

   

2

397

 

10

 

3

 

84

25

11

Первое задание выполняет ученик у доски

647 : 81 = 7 (ост 80)

Второе и третье ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой (слайд)

 

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

1

647

81

7

80

2

397

39

10

7

3

2111

84

25

11

В) Устно:

  • В вашем классе 17 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?

3 полных шеренги, 2 человека в неполной шеренге.

  • Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная. Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?

4 полных шеренги, 1 человек в неполной шеренге.

Г) Вопросы:

  • Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?

Остаток всегда меньше делителя.

  • Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

Чтобы найти делимое надо произведение делителя и неполного частного, сложить с остатком.

  • Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.

При делении на 5 в остатке могут остаться числа: 1,2,3,4.

  • Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?

Чтобы проверить, верно, ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

  • Женя задумала число. Если это число увеличить в 7 раз и к произведению прибавить 17, то получится 108. Какое число задумала Женя?

Задуманное число – 13.

5. Домашнее задание:

п. 13

№ 550 а,б ; 553 а

551 а (по желанию)

6. Итог урока:

Что нового вы узнали на уроке?
Какие трудности были у вас на уроке?
Что понравилось на уроке?
Спасибо за урок!