Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Безударные гласные" (по программе "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Учебник: Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 144 с. : ил. –

Цели:

  1. Развитие умения проверять написание слов с парными согласными на конце и в середине слова.
  2. Развивать умение подбирать проверочные слова разными способами.

План урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

2. Чистописание.

Снег. Назовите родственные слова к слову снег.

(Снег, снеговик, снежная, снежок, снежинка).

3. Работа над словами из “Словаря”.

- Зима – чудесное время года. Катание на лыжах, коньках, санках, игра в хоккей – всё это бывает зимой. Снеговики с нежные крепости тоже бывают зимой. И всё это не просто интересно, но и полезно для здоровья. Физкультура, игры, труд на свежем воздухе закаляют человека, делают его сильным, и ловким, выносливым.

- Записав слова с безударной гласной, мы сможем собрать снеговика.

Стишок:

Трудные учить слова
Помогает нам игра.

погода

север

морозы – мороз

4. Звуко-буквенный анализ слова мороз

МОРОЗ – 2 слога, 5 б., 5 зв.

М - [м] согл., твёрд., звон.

О - [а] глас., безуд.

Р - [р] согл., твёрд., звон.

5. Работа над предложением.

- Прочитайте слова, записанные на зрительных метках (приложение № 1).

- Составьте предложение, используя эти слова.

Мяхкий снек укрыл землю.

- Найдите ошибки, которые были допущены при записи данных слов, объясните какие буквы надо написать.

- Как это лучше сделать? (подобрать проверочные слова)

- Какие способы подбора проверочных слов мы уже знаем? (нужно подбирать однокоренные (ласковые) слова; можно изменить слово по числам; можно по команде вопроса: (нет) кого? чего?).

Стишок:

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.

- Разберите предложение по членам предложения.

6. Закрепление.

(У каждого ученика карточка)

Кро.., варе..ки, ло..ка, кры..ка, ша..ка, дене..ка, ё.., доро..ка, стри.., хле.., кни..ка, ни..ка, кана…

- Перед нами слова с пропущенными орфограммами. Определите вид орфограммы (парные согласные в корне слова).

- Мы должны записать слова в три столбика: в первый мы запишем слова, к которым проверочные слова надо подбирать, изменяя по команде вопроса: кого? чего?; во второй – те, к которым проверочные слова подбираем, изменяя слова по числам; и в третий столбик запишем слова, которые проверяем с помощью ласковых форм слова.

(Проверка)

7. Физминутка.

Приёмы точечного самомассажа

(Информация для учителя: практически все органы и части тела имеют своё “представительство” на кистях рук, ушных раковинах, наружной поверхности носа и т. д. Определённые воздействия на эти зоны вызывают лечебно-оздоровительный эффект. С этой целью я ребятам на уроках во время физминуток предлагают точечный самомассаж. Можно выполнить задание сидя.)

Точка 1 Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка № 2

Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка № 3

Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка № 4

Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка № 5:

Контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани.

Точка № 6:

Руки человека связаны со всеми органами. Нормализуются многие функции организма.

Массаж надо делать 3 раза в день по 3 секунды (9 раз в одну сторону, 9 раз в противоположную).

8. Работа по учебнику.

с. 114, упр. 145.

- Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

- С какой интонацией вы читали пословицы?

- Объясните правописание пропущенных букв.

- Запишите пословицы. В скобках пишите проверочные слова.

9. Повторение.

- Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на цифры. Подберите проверочное.

  А Б В Г
4 д у р т
3 т п м л
2 б о с и
1 н ж ь г

Шифр:

Г1 Б2 А4 В4 Б2 А4
БЗ Г2 В4 Б2 Г1 В2 A3 В4 Г2 Б1

Ответы: год, рад, пирог, стриж.

10. Домашнее задание творческого характера.

- Сочиним зимнюю сказку.

- В некотором царстве, в некотором государстве жили, были … - (не спеша, начинает читать сказку учитель).

- Слушать, конечно, интересно. А вот самим сочинить, может быть ещё интересней?

- Давайте попробуем. А поможет нам музыка. На кассете вас ожидает встреча с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – с “Вальсом снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.

- Вообще-то вальс – это танец плавный, скользящий. Он как бы маленькая музыкальная сказка, из которой нам известно лишь, что разговор пойдёт о снежных хлопьях, а значит, дело происходит зимой.

Дальше можно сочинять всё что захотите, но непременно, чтобы было в лад с музыкой.

Если встретиться орфограмма, выделите её и впереди слова, в скобках напишите проверочное слово.

11. Итог урока.

- Что на уроке понравилось?

- Что повторяли?

- Какие задания были особенно интересными?

- Что вызвало затруднение?

- Молодцы! Спасибо за работу.