Учебник: Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 144 с. : ил. –
Цели:
- Развитие умения проверять написание слов с парными согласными на конце и в середине слова.
- Развивать умение подбирать проверочные слова разными способами.
План урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Чистописание.
Снег. Назовите родственные слова к слову снег.
(Снег, снеговик, снежная, снежок, снежинка).
3. Работа над словами из “Словаря”.
- Зима – чудесное время года. Катание на лыжах, коньках, санках, игра в хоккей – всё это бывает зимой. Снеговики с нежные крепости тоже бывают зимой. И всё это не просто интересно, но и полезно для здоровья. Физкультура, игры, труд на свежем воздухе закаляют человека, делают его сильным, и ловким, выносливым.
- Записав слова с безударной гласной, мы сможем собрать снеговика.
Стишок:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
погода
север
морозы – мороз
4. Звуко-буквенный анализ слова мороз
МОРОЗ – 2 слога, 5 б., 5 зв.
М - [м] согл., твёрд., звон.
О - [а] глас., безуд.
Р - [р] согл., твёрд., звон.
5. Работа над предложением.
- Прочитайте слова, записанные на зрительных метках (приложение № 1).
- Составьте предложение, используя эти слова.
Мяхкий снек укрыл землю.
- Найдите ошибки, которые были допущены при записи данных слов, объясните какие буквы надо написать.
- Как это лучше сделать? (подобрать проверочные слова)
- Какие способы подбора проверочных слов мы уже знаем? (нужно подбирать однокоренные (ласковые) слова; можно изменить слово по числам; можно по команде вопроса: (нет) кого? чего?).
Стишок:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
- Разберите предложение по членам предложения.
6. Закрепление.
(У каждого ученика карточка)
Кро.., варе..ки, ло..ка, кры..ка, ша..ка, дене..ка, ё.., доро..ка, стри.., хле.., кни..ка, ни..ка, кана…
- Перед нами слова с пропущенными орфограммами. Определите вид орфограммы (парные согласные в корне слова).
- Мы должны записать слова в три столбика: в первый мы запишем слова, к которым проверочные слова надо подбирать, изменяя по команде вопроса: кого? чего?; во второй – те, к которым проверочные слова подбираем, изменяя слова по числам; и в третий столбик запишем слова, которые проверяем с помощью ласковых форм слова.
(Проверка)
7. Физминутка.
Приёмы точечного самомассажа
(Информация для учителя: практически все органы и части тела имеют своё “представительство” на кистях рук, ушных раковинах, наружной поверхности носа и т. д. Определённые воздействия на эти зоны вызывают лечебно-оздоровительный эффект. С этой целью я ребятам на уроках во время физминуток предлагают точечный самомассаж. Можно выполнить задание сидя.)
Точка 1 Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка № 2
Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка № 3
Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка № 4
Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка № 5:
Контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани.
Точка № 6:
Руки человека связаны со всеми органами. Нормализуются многие функции организма.
Массаж надо делать 3 раза в день по 3 секунды (9 раз в одну сторону, 9 раз в противоположную).
8. Работа по учебнику.
с. 114, упр. 145.
- Прочитайте пословицы. Объясните их значение.
- С какой интонацией вы читали пословицы?
- Объясните правописание пропущенных букв.
- Запишите пословицы. В скобках пишите проверочные слова.
9. Повторение.
- Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на цифры. Подберите проверочное.
А | Б | В | Г | |
4 | д | у | р | т |
3 | т | п | м | л |
2 | б | о | с | и |
1 | н | ж | ь | г |
Шифр:
Г1 Б2 А4 | В4 Б2 А4 |
БЗ Г2 В4 Б2 Г1 | В2 A3 В4 Г2 Б1 |
Ответы: год, рад, пирог, стриж.
10. Домашнее задание творческого характера.
- Сочиним зимнюю сказку.
- В некотором царстве, в некотором государстве жили, были … - (не спеша, начинает читать сказку учитель).
- Слушать, конечно, интересно. А вот самим сочинить, может быть ещё интересней?
- Давайте попробуем. А поможет нам музыка. На кассете вас ожидает встреча с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – с “Вальсом снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.
- Вообще-то вальс – это танец плавный, скользящий. Он как бы маленькая музыкальная сказка, из которой нам известно лишь, что разговор пойдёт о снежных хлопьях, а значит, дело происходит зимой.
Дальше можно сочинять всё что захотите, но непременно, чтобы было в лад с музыкой.
Если встретиться орфограмма, выделите её и впереди слова, в скобках напишите проверочное слово.
11. Итог урока.
- Что на уроке понравилось?
- Что повторяли?
- Какие задания были особенно интересными?
- Что вызвало затруднение?
- Молодцы! Спасибо за работу.