Урок литературного чтения в 3-м классе по учебнику О.В. Кубасовой "Литературное чтение. Любимые страницы." Тема: "Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка"

Разделы: Начальная школа


Подтемы:

  1. Биография Х.К. Андерсена
  2. Сказки Х.К. Андерсена
  3. Семейство бобовых – горох

Цель урока: обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста.

Подцели:

  1. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
  2. Получение новых знаний о творчестве Х.К. Андерсена.
  3. Повышение уровня литературоведческой грамотности.

Задачи:

1. Образовательные:

1.1. Ознакомление учащихся с творчеством Х.К. Андерсена и произведением “Пятеро из одного стручка”.

1.2. Систематизация знаний о сказках Х.К. Андерсена.

1.3. Ознакомление учащихся с представителем семейства бобовых – горохе.

2. Развивающие:

2.1. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.

2.2. Способствовать эстетическому восприятию текста.

3. Воспитательные:

3.1. Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.

3.2. Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Оборудование:

  1. Иллюстративный материал: рисунки по сказкам Х.К. Андерсена.
  2. Выставка книг, видеокассет, DVD- дисков “Сказки Х.К. Андерсена”.
  3. Портрет Х.К. Андерсена.
  4. Папки для беглого динамического чтения (индивидуальные).
  5. Таблицы для расширения поля зрения.
  6. Карточки для работы в микрогруппах.
  7. Компьютер с установленной программой Power Point.
  8. Проектор для показа презентации.
  9. Электронный носитель информации с презентацией “Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен “Пятеро из одного стручка” - Приложение 1(Power Point.).

Литература: журнал “Школьная библиотека” №12/2005г, Х.К. Андерсен “Сказки”, “Снежная королева”, “Пятеро из одного стручка”.

Раздаточный материал: папки для беглого динамического чтения (индивидуальные), таблицы для расширения поля зрения, карточки для работы в микрогруппах.

Формы: групповая, фронтальная.

Методы:

  1. Словесный – рассказ, беседа.
  2. Наглядный – показ книг, кассет, презентации.

Тип урока: комбинированный, с элементами интеграции.

Ход урока

I. Мобилизующее началонастрой учащихся на рабочую доминанту (5 мин).

Включает знакомство с рассказчиками, введение в курс темы урока.

Проверка оснащенности рабочего места.

Слайд 1

  • Мы продолжаем работать с произведениями, помещенными в разделе “Жизнь дана на добрые дела”

II. Развитие речевого аппарата.

Разогреем речевой аппарат по папкам для беглого динамического чтения и таблицам для расширения поля зрения.

а) чтение слоговой таблицы (интонации: восклицательно, выразительно; с убыстрением; с логическим ударением на отдельный слог); - Приложение 2

б) букв согласных звуков – Приложение 3.

Слайд 2 :

- Отгадайте загадку:

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

Слайд 3 – горох.

Что вы можете рассказать об этом растении? (подготовленный ученик даёт справку о представители семейства бобовых – горохе)

чтение загадки орфоэпически;

чтение загадки орфографически;

чтение загадки с выражением;

чтение наизусть.

III. Подготовка к восприятию.

Ребята, как вы думаете, глядя на нашу разминку, о чём сегодня на уроке мы будим читать?

Но прежде, решив выражение, определим автора произведения. Слайд 4 – Андерсен

- Слово предоставляем – Бочкаревой Дарье (ученице), которая расскажет о творчестве Х.К. Андерсена.

Слайд 5 – Портрет Х.Андерсена

IV. Изучение нового материала. Слово учителя.

Г.Х. Андерсен (1805-1875)- родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.

Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя “гадким утенком” на “птичьем дворе” среди надменных и заносчивых “кур”, “петухов” и “индеек”. Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя. Слайд 6 – сказки Андерсена Х.К.

- Обратите внимание на выставку книг, видеокассет, DVD- дисков “Сказки Х.К. Андерсена”.

Может быть есть из вас те, которые знакомились с произведениями Андерсена?

Слайд 7, 8 – Определи сказку!

- Удивительный мир сказок, он мог самые необыкновенные вещи, окружающие нас повсюду, посуду, игрушки, растения и цветы превратить в сказочных героев.

Сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений, разгадав шифровку – Слайд 9.

Откройте учебники на с. 102. Прочтите название произведения. Слайд 10

Как понимаете слово “предчувствие”? ( Предчувствие – чувство ожидания чего-нибудь назревающего, предстоящего или неизвестного. Ожегов С.И.).

V. Чтение и анализ сказки.

А) Самостоятельное чтение 1 части сказки.

  • Устно нарисуйте иллюстрацию жилища бедной женщины.
  • Выделите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?

Б) Чтение сказки до конца “по цепочке”.

Беседа по содержанию:

  • Когда бедная женщина поверила, что её дочь выздоровеет?
  • Каким образом горошины оказались на воле?
  • О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).
  • Какая судьба постигла каждую горошин?
  • Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.
  • Какая из пяти горошин оказалась самой замечательной? Почему?
  • Что помогло девочке выздороветь?
  • Расположите рисунки в соответствии с содержанием текста. Слайд

VI. Закрепление материала, анализ полученной информации.

Самостоятельная работа на анализ и синтез.

В классе 5 микрогрупп, каждой микрогруппе я даю задание: вставить пропущенные слова в отрывок текста и с выражением прочитать этот отрывок.

Задания

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд. Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты _________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к   крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________ . Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна. А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая.

Встаньте последовательно так, как идут события в сказке.

Восстановите рисунки так, как происходят события в сказке. Слайд 11.

Проверьте свои выводы. Слайд 12.

VII. Итог урока:

Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

VIII. Комментарий результатов работы обучающихся на уроке, выставление оценок.

IX. Комментарии домашнего задания:

перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям (с.104-105).