Подтемы:
- Биография Х.К. Андерсена
- Сказки Х.К. Андерсена
- Семейство бобовых – горох
Цель урока: обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста.
Подцели:
- Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
- Получение новых знаний о творчестве Х.К. Андерсена.
- Повышение уровня литературоведческой грамотности.
Задачи:
1. Образовательные:
1.1. Ознакомление учащихся с творчеством Х.К. Андерсена и произведением “Пятеро из одного стручка”.
1.2. Систематизация знаний о сказках Х.К. Андерсена.
1.3. Ознакомление учащихся с представителем семейства бобовых – горохе.
2. Развивающие:
2.1. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.
2.2. Способствовать эстетическому восприятию текста.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.
3.2. Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.
Оборудование:
- Иллюстративный материал: рисунки по сказкам Х.К. Андерсена.
- Выставка книг, видеокассет, DVD- дисков “Сказки Х.К. Андерсена”.
- Портрет Х.К. Андерсена.
- Папки для беглого динамического чтения (индивидуальные).
- Таблицы для расширения поля зрения.
- Карточки для работы в микрогруппах.
- Компьютер с установленной программой Power Point.
- Проектор для показа презентации.
- Электронный носитель информации с презентацией “Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен “Пятеро из одного стручка” - Приложение 1(Power Point.).
Литература: журнал “Школьная библиотека” №12/2005г, Х.К. Андерсен “Сказки”, “Снежная королева”, “Пятеро из одного стручка”.
Раздаточный материал: папки для беглого динамического чтения (индивидуальные), таблицы для расширения поля зрения, карточки для работы в микрогруппах.
Формы: групповая, фронтальная.
Методы:
- Словесный – рассказ, беседа.
- Наглядный – показ книг, кассет, презентации.
Тип урока: комбинированный, с элементами интеграции.
Ход урока
I. Мобилизующее начало – настрой учащихся на рабочую доминанту (5 мин).
Включает знакомство с рассказчиками, введение в курс темы урока.
Проверка оснащенности рабочего места.
Слайд 1
II. Развитие речевого аппарата.
Разогреем речевой аппарат по папкам для беглого динамического чтения и таблицам для расширения поля зрения.
а) чтение слоговой таблицы (интонации: восклицательно, выразительно; с убыстрением; с логическим ударением на отдельный слог); - Приложение 2
б) букв согласных звуков – Приложение 3.
Слайд 2 :
- Отгадайте загадку:
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
Слайд 3 – горох.
Что вы можете рассказать об этом растении? (подготовленный ученик даёт справку о представители семейства бобовых – горохе)
чтение загадки орфоэпически;
чтение загадки орфографически;
чтение загадки с выражением;
чтение наизусть.
III. Подготовка к восприятию.
Ребята, как вы думаете, глядя на нашу разминку, о чём сегодня на уроке мы будим читать?
Но прежде, решив выражение, определим автора произведения. Слайд 4 – Андерсен
- Слово предоставляем – Бочкаревой Дарье (ученице), которая расскажет о творчестве Х.К. Андерсена.
Слайд 5 – Портрет Х.Андерсена
IV. Изучение нового материала. Слово учителя.
Г.Х. Андерсен (1805-1875)- родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя “гадким утенком” на “птичьем дворе” среди надменных и заносчивых “кур”, “петухов” и “индеек”. Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя. Слайд 6 – сказки Андерсена Х.К.
- Обратите внимание на выставку книг, видеокассет, DVD- дисков “Сказки Х.К. Андерсена”.
Может быть есть из вас те, которые знакомились с произведениями Андерсена?
Слайд 7, 8 – Определи сказку!
- Удивительный мир сказок, он мог самые необыкновенные вещи, окружающие нас повсюду, посуду, игрушки, растения и цветы превратить в сказочных героев.
Сегодня с вами на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений, разгадав шифровку – Слайд 9.
Откройте учебники на с. 102. Прочтите название произведения. Слайд 10
Как понимаете слово “предчувствие”? ( Предчувствие – чувство ожидания чего-нибудь назревающего, предстоящего или неизвестного. Ожегов С.И.).
V. Чтение и анализ сказки.
А) Самостоятельное чтение 1 части сказки.
- Устно нарисуйте иллюстрацию жилища бедной женщины.
- Выделите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?
Б) Чтение сказки до конца “по цепочке”.
Беседа по содержанию:
- Когда бедная женщина поверила, что её дочь выздоровеет?
- Каким образом горошины оказались на воле?
- О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).
- Какая судьба постигла каждую горошин?
- Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.
- Какая из пяти горошин оказалась самой замечательной? Почему?
- Что помогло девочке выздороветь?
- Расположите рисунки в соответствии с содержанием текста. Слайд
VI. Закрепление материала, анализ полученной информации.
Самостоятельная работа на анализ и синтез.
В классе 5 микрогрупп, каждой микрогруппе я даю задание: вставить пропущенные слова в отрывок текста и с выражением прочитать этот отрывок.
Задания
В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже ____________, ну, они думали, что весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, __________ и горошины; они приноравливались к _____________________ и сидели все в ряд. Крак! – стручок лопнул, и все пять горошин ________________на яркое солнце. Они лежали на _________________ладони; маленький мальчик ____________________ их и говорил, что они как раз пригодятся ему для стрельбы из бузинной трубочки. А в коморке жила бедная женщина. Она ходила на подённую работу: чистила __________, пилила дрова, словом, _____________ всякую тяжёлую работу; сил у неё было довольно, охоты _________ тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Однако она подпёрла зелёный росток, подбодривший девочку, небольшой ______________, чтобы он не сломался от ветра; потом взяла ________________ верёвочку и один конец её ___________ к крыше, а другой привязала к верхнему краю оконной рамы. За эту верёвочку побеги горошины могли цепляться, когда станут подрастать. Как я славно раздобрела! – говорила горошина. – Право, я скоро _____________, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна _______________ . Я самая _______________ из всех пяти! Канава была с нею вполне согласна. А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая.
Встаньте последовательно так, как идут события в сказке.
Восстановите рисунки так, как происходят события в сказке. Слайд 11.
Проверьте свои выводы. Слайд 12.
VII. Итог урока:
Чему учит сказка? (приносить людям пользу)
Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?
VIII. Комментарий результатов работы обучающихся на уроке, выставление оценок.
IX. Комментарии домашнего задания:
перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины. Подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям (с.104-105).