Цель: развитие интереса к истории своей семьи, к её традициям, к профессиональной деятельности родителей. Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей, повышение педагогической культуры родителей. Укрепление связи семьи и школы.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня вы являетесь свидетелем важного события в истории нашей деревни – мы открываем в нашем журнале «Вести» рубрику «Семья».
У нас работает редакционная комиссия, ее цель – отобрать для рубрики «Семья» актуальный и интересный материал. А гости в студии помогут им в этом.
Почему актуален вопрос семейных отношений?
Ученица 11 класса подготовила исследовательскую работу «Роль семьи в воспитании детей», где дает характеристику семьям, которые проживают на территории Подвигалихинского сельского поселения, описывает наиболее часто встречающиеся причины конфликтов, все отображается в диаграммах: количество неполных семей, количество семейных пар, проживших вместе более 50 лет, более 25 лет и др.
Ведущий. Я предлагаю собравшимся разделиться на 2 группы: 1 – отцы, 2 – дети.
Ведущий.
«Отец поздравил сына с Днем рожденья:
Тебе 17. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешенье
На пригрешенья взрослых:
На курение и на бокал вина, мой дорогой!
Сын посмотрел задумчиво в окно:
Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».
Конечно, это стихотворение Э.Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой…Какой? (Отвечают команды.)
Ведущий. Перед нашим заседанием работала аналитическая группа, которая проводила опросы, беседы с родителями и детьми.
(Анализируются результаты анкет, тестов, которые провели члены аналитической группы, весь материал собран в диаграммы.)
Вот некоторые результаты исследовательской работы с детьми.
Большинство детей пишут, что родители – добрые и справедливые. Но все-таки на вопрос, бывают ли в их жизни конфликты:
75% ответили, что чаще бывают с родителями,
21% - со сверстниками,
4% - с учителями.
Причем 52% ответили, что родители бывают недовольны их поведением, 36% - учебой.
Многие из вас назвали свои отрицательные черты – упрямство, грубость, упрямство, лень, вы часто огорчаете своих родителей плохими оценками.
30% опрошенных ничего не хотят изменить в семейных отношениях.
37% - мечтают о том, чтобы родители больше времени уделяли детям.
33% - были честными с детьми.
Что показало общение с родителями?
Для большей части опрошенных – забота о детях является вопросом первостепенной важности. Однако 50% опрошенных родителей, отвечая на вопросы, значок ставят в графе – могу, но не всегда так поступают.
Порой родители чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, склонны к компромиссам. Это комментарии психолога.
Отдельно поговорили с отцами – большая их часть считает себя внимательными и заботливыми отцами. Причем во многих семьях, в которые я приходила, мнения у членов семьи разошлись.
Я долго размышляла, в чем причина конфликтов. И пришла к выводу: не плохие дети, не плохие родители, а разница в возрасте, а главное – разница статуса, роли: родители должны воспитывать детей, привить им положительные качества, нужные в жизни. Это трудно, так как дети многое воспринимают очень критично.
Таким образом, проблемы в семейных отношениях были, есть и будут. Другой вопрос – постараться, чтобы их было меньше, чтобы проблемы не перерастали в конфликт.
Это и есть цель нашей встречи и рубрики «СЕМЬЯ» в журнале.
Ведущий. Назовите черты, отличающие благополучную семью? (Отвечают обе группы.)
Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Давайте сейчас подумаем и скажем откровенно: что раздражает друг в друге «отцов» и «детей»?
- Что больше всего вас раздражает в поколении отцов (вопрос детям) и детей (вопрос отцам)?
- В чем бы вы хотели походить на «отцов», на «детей»?
- Может ли непонимание поколений вызвать конфликт?
Ведущий. А сейчас, дорогие друзья, мы попробуем обыграть конфликтную ситуацию.
Прошу ко мне выйти шесть взрослых человек (1 человек в роли ребенка, другие – взрослые)
Ситуация такая:ребенок не убрал в своей комнате. Родитель разговаривает с ним на эту тему. Причем, «родитель» этот разговор будет вести по-разному, а вы, дорогой ребенок, должны отвечать ему соответственно.
Упражнение «Предпочитаемый исход»
1. Позиция агрессии
«Ты почему не убрал? Молчать, когда с тобой говорит старший. Пока я тебя пою, кормлю, одеваю, будь добр прибрать!»
2. Позиция безразличия
«Дело твое, что хочешь, то и делай. Ты сам по себе, а я сама по себе. Это твои проблемы».
3. Позиция подкупа
«Дорогая, если ты сейчас приберешься в комнате, то я разрешу тебе в субботу сходить на дискотеку. Более того – ты сможешь прийти домой в половине двенадцатого».
4. Позиция компромисса
«Давай договоримся. Я сегодня сама вымою посуду, а ты приберись, будь добра, в своей комнате».
5. Позиция личной заинтересованности
«Наташенька, я чувствую, что с тобой что-то происходит. Чем я могу помочь? Я очень беспокоюсь за тебя».
Ведущий. Уважаемые гости, вы просмотрели пять стилей общения. Какой, на ваш взгляд, самый конструктивный стиль общения? (Отвечают родители и дети.)
Ведущий. Мы пригласили в гости семейные пары, которые прожили вместе более 50 лет. Давайте попросим их поделиться опытом.
- Расскажите, какие семейные вопросы было всего труднее решить?
- В чем секрет вашего семейного благополучия?
- Какие советы вы могли бы дать нашим родителям? Детям?
- Вы можете вспомнить интересные случаи в семейной жизни?
Ведущий. Сейчас полученные знания закрепим: я предлагаю группам несколько диалогов. Ваша задача определить – что это: приказ, угроза, подшучивание, критика, вопросы, совет, выспрашивание, увещевание, нравоучение. (Вручаю диалоги и карточки с типами высказываний, в которых надо проставить цифры.)
«Упражнение «Слушать по-другому»
Дочь: «Никогда не пойду больше к зубному!»
1. Мать: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб.
Дочь: «Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно!»
2. Мать: «Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов».
Дочь: «Тебе хорошо говорить. Тебе так не сверлили! И вообще, ты меня не любишь!»
Мать: «Не говори глупостей».
Сын: «Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе».
3. Мать: «Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, да и сам виноват».
Сын: «Пусть другой сидит, а я не хочу. Это несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!»
4. Мать: «Откуда ты знаешь, что он слабее?»
Сын: «Знаю, я один из лучших в команде».
5. Мать: «Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным».
Сын: «Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...»
Девочка лет пяти - отцу: «Посмотри, что он (брат, 2,5 года) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается».
6. Папа: «Да, действительно, а как это случилось?»
Дочь: «Откуда я знаю. Моя ку-у-ко-ол-ка!»
7. Папа: «Ну, успокойся. Давай что-нибудь придумаем».
Дочь: «Не могу успокоиться. Ку-у-кол-ка моя...»
8. Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом, симпатичный такой инвалидик» (улыбается).
Дочь: «Не хочу представлять... Не смейся. Я убью его в следующий раз!»
9. Папа: «Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!»
Дочь: «Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри...»
(Анализируем результаты работы групп.)
Ведущий. Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Однако, проблемная ситуация еще не конфликт, а спор – еще не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинство.
Задание. Найти выход из проблемной ситуации:
- Студенту до окончания техникума еще 2 года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против брака.
Убедите друг друга, что вы правы (студент и его родители).
- Студент, весьма одаренный в области механики, с задатками изобретателя, желают бросить техникум и идти работать в охрану, где хорошо платят.
Убедите друг друга в своей правоте.
Ведущий. А сейчас практическая работа – составить мини-проекты. Времени для этого – 10 минут.
А: Родители – приближается День рождения вашего ребенка. К вам придут 3 девочки и 4 мальчика. Как лучше организовать праздник?
Б: Дети– выходной день в вашей семье – каким вы видите его в идеале. Я вам предлагаю «снять» фильм.
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ командами.
Ведущий. Большую роль в семейной жизни, я согласна с ребятами, играют проведенные всей семьей праздники, выходные. Именно тогда проявляется возможность поговорить о своих близких, вспомнить родственников.
- В нашей школе прошла выставка «Семейный фотоальбом». Подводим итоги.
- А некоторые семьи пожелали рассказать о своих родственниках, оформили проекты.
(Проходит защита победителей конкурса проектов «Мое генеалогическое древо»: презентации, газеты и т.п.)
- Зачитывают сочинения на тему «История любви» (отрывки о встрече и любви своих родителей).
Ведущий. В любом журнале, газете есть кроссворды. Я вам предлагаю кроссворд на тему «Моя семья».
Ведущий. А сейчас настало время для подведения итогов. И родители, и дети должны сдать экзамен.
(Вытаскивают билеты, отвечают.)
Вопросы детям:
- Назови дни рождения мамы и папы?
- Есть ли у тебя тайны от родителей?
- Брату (сестре) купили новую вещь, а тебе – нет. Как ты на это реагируешь?
- До которого часа тебе разрешают гулять вечером?
- Что для тебя главное в семье?
- Какая семья будет у тебя? Помечтай вслух.
- Тебе хочется взять брошенного щенка или котенка. Сможешь ли ты уговорить своих родителей?
- Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?
Вопросы родителям:
- Вы заняты домашними делами, а ваш сын (дочь) просят уделить внимание. Как вы обычно поступаете?
- Как вы относитесь к просьбе дочери (сына) купить ей новую вещь, которая приглянулась в магазине?
- Вы заметили, что ребенок врет. Что вы будете делать?
- Вас вызывают в школу, о чем вы узнаете из дневника вашего ребенка. Ваша реакция?
- Знает ли ваш ребенок, как вы распределяете ваш семейный бюджет?
- Вы заметили, что ваш сын (дочь) курят. Что вы будете делать? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни?
- Ваш ребенок был на дне рождения у друга. Пришел домой, и вы почувствовали запах алкоголя. Ваша реакция.
- Ваш ребенок плохо отзывается об учителях. Как вы поступаете в таких случаях?
Ведущий. Вы все успешно сдали вступительные экзамены. И теперь вы – участники клуба «Мы вместе». А я хочу пожелать, чтобы в жизни каждого из вас было как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы немного по-другому взгляните друг на друга, буду рада, если у кого-то изменятся в лучшую сторону отношения в семье. И очень хочу пожелать, чтобы в ваших семьях не получилось такой истории любви, о какой рассказывается в монологе.
(Монолог «История любви».)
Ведущий. А на память о нашей встрече у вас останутся памятки (раздаю памятки родителям и детям). Постарайтесь в жизни им следовать. А сейчас слово представляется нашей редколлегии.
(Выступает руководитель редакционной комиссии, представляет вариант первого номера газеты «Семейный вестник».)
Завершается мероприятие исполнением «Гимна семьи», который станет гимном клуба детей и родителей «Мы вместе».
1.
В нашей жизни множество проблем,
Стрессы нас повсюду поджидают,
И понятно может быть не всем,
Что семья от этого спасает.
И поверь, что только здесь - в семье,
Многое теряется из виду,
Тают грозовые облака
Кончатся нелепые обиды.Припев:
Семья – это дом наш родной,
Тепло в ней - награда за верность.
И песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.2.
Надо только помнить об одном:
Что семья - оплот наш и спасенье;
И хранит очаг - родимый дом,
От беды, любого огорченья.
И поверь, что здесь в семье всегда
Ты найдешь любовь и понимание
Радости свои неси сюда,
Береги семью от всех страданий
Литература
1. Блошенко В.В.- Классный руководитель, №7, 2004.
2.Доминова П.С., Поверинова Н.А.- Классный руководитель, №7, 2004.
3. Жаворонкова А.Ф. – Классный руководитель, №7, 2001.