Игра-практикум "Школа семья"

Разделы: Работа с родителями


Цель: развитие интереса к истории своей семьи, к её традициям, к профессиональной деятельности родителей. Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей, повышение педагогической культуры родителей. Укрепление связи семьи и школы.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня вы являетесь свидетелем важного события в истории нашей деревни – мы открываем в нашем журнале «Вести» рубрику «Семья».

У нас работает редакционная комиссия, ее цель – отобрать для рубрики «Семья» актуальный и интересный материал. А гости в студии помогут им в этом.

Почему актуален вопрос семейных отношений?

Ученица 11 класса подготовила исследовательскую работу «Роль семьи в воспитании детей», где дает характеристику семьям, которые проживают на территории Подвигалихинского сельского поселения, описывает наиболее часто встречающиеся причины конфликтов, все отображается в диаграммах: количество неполных семей, количество семейных пар, проживших вместе более 50 лет, более 25 лет и др.

Ведущий. Я предлагаю собравшимся разделиться на 2 группы: 1 – отцы, 2 – дети.

Ведущий.

«Отец поздравил сына с Днем рожденья:
Тебе 17. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешенье
На пригрешенья взрослых:
На курение и на бокал вина, мой дорогой!
Сын посмотрел задумчиво в окно:
Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».

Конечно, это стихотворение Э.Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой…Какой? (Отвечают команды.)

Ведущий. Перед нашим заседанием работала аналитическая группа, которая проводила опросы, беседы с родителями и детьми.

(Анализируются результаты анкет, тестов, которые провели члены аналитической группы, весь материал собран в диаграммы.)

Вот некоторые результаты исследовательской работы с детьми.

Большинство детей пишут, что родители – добрые и справедливые. Но все-таки на вопрос, бывают ли в их жизни конфликты:

75% ответили, что чаще бывают с родителями,
21% - со сверстниками,
4% - с учителями.

Причем 52% ответили, что родители бывают недовольны их поведением, 36% - учебой.

Многие из вас назвали свои отрицательные черты – упрямство, грубость, упрямство, лень, вы часто огорчаете своих родителей плохими оценками.

30% опрошенных ничего не хотят изменить в семейных отношениях.
37% - мечтают о том, чтобы родители больше времени уделяли детям.
33% - были честными с детьми.

Что показало общение с родителями?

Для большей части опрошенных – забота о детях является вопросом первостепенной важности. Однако 50% опрошенных родителей, отвечая на вопросы, значок ставят в графе – могу, но не всегда так поступают.

Порой родители чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, склонны к компромиссам. Это комментарии психолога.

Отдельно поговорили с отцами – большая их часть считает себя внимательными и заботливыми отцами. Причем во многих семьях, в которые я приходила, мнения у членов семьи разошлись.

Я долго размышляла, в чем причина конфликтов. И пришла к выводу: не плохие дети, не плохие родители, а разница в возрасте, а главное – разница статуса, роли: родители должны воспитывать детей, привить им положительные качества, нужные в жизни. Это трудно, так как дети многое воспринимают очень критично.

Таким образом, проблемы в семейных отношениях были, есть и будут. Другой вопрос – постараться, чтобы их было меньше, чтобы проблемы не перерастали в конфликт.

Это и есть цель нашей встречи и рубрики «СЕМЬЯ» в журнале.

Ведущий. Назовите черты, отличающие благополучную семью? (Отвечают обе группы.)

Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Давайте сейчас подумаем и скажем откровенно: что раздражает друг в друге «отцов» и «детей»?

  • Что больше всего вас раздражает в поколении отцов (вопрос детям) и детей (вопрос отцам)?
  • В чем бы вы хотели походить на «отцов», на «детей»?
  • Может ли непонимание поколений вызвать конфликт?

Ведущий. А сейчас, дорогие друзья, мы попробуем обыграть конфликтную ситуацию.

 Прошу ко мне выйти шесть взрослых человек (1 человек в роли ребенка, другие – взрослые)

Ситуация такая:ребенок не убрал в своей комнате. Родитель разговаривает с ним на эту тему. Причем, «родитель» этот разговор будет вести по-разному, а вы, дорогой ребенок, должны отвечать ему соответственно.

Упражнение «Предпочитаемый исход»

1. Позиция агрессии

 «Ты почему не убрал? Молчать, когда с тобой говорит старший. Пока я тебя пою, кормлю, одеваю, будь добр прибрать!»

2. Позиция безразличия

«Дело твое, что хочешь, то и делай. Ты сам по себе, а я сама по себе. Это твои проблемы».

3. Позиция подкупа

«Дорогая, если ты сейчас приберешься в комнате, то я разрешу тебе в субботу сходить на дискотеку. Более того – ты сможешь прийти домой в половине двенадцатого».

4. Позиция компромисса

«Давай договоримся. Я сегодня сама вымою посуду, а ты приберись, будь добра, в своей комнате».

5. Позиция личной заинтересованности

«Наташенька, я чувствую, что с тобой что-то происходит. Чем я могу помочь? Я очень беспокоюсь за тебя».

Ведущий. Уважаемые гости, вы просмотрели пять стилей общения. Какой, на ваш взгляд, самый конструктивный стиль общения? (Отвечают родители и дети.)

Ведущий. Мы пригласили в гости семейные пары, которые прожили вместе более 50 лет. Давайте попросим их поделиться опытом.

  1. Расскажите, какие семейные вопросы было всего труднее решить?
  2. В чем секрет вашего семейного благополучия?
  3. Какие советы вы могли бы дать нашим родителям? Детям?
  4. Вы можете вспомнить интересные случаи в семейной жизни?

Ведущий. Сейчас полученные знания закрепим: я предлагаю группам несколько диалогов. Ваша задача определить – что это: приказ, угроза, подшучивание, критика, вопросы, совет, выспрашивание, увещевание, нравоучение. (Вручаю диалоги и карточки с типами высказываний, в которых надо проставить цифры.)

«Упражнение «Слушать по-другому»

Дочь: «Никогда не пойду больше к зубному!»

1. Мать: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб.

Дочь: «Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно!»

2. Мать: «Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов».

Дочь: «Тебе хорошо говорить. Тебе так не сверлили! И вообще, ты меня не любишь!»

Мать: «Не говори глупостей».

Сын: «Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе».

3. Мать: «Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, да и сам виноват».

Сын: «Пусть другой сидит, а я не хочу. Это несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!»

4. Мать: «Откуда ты знаешь, что он слабее?»

Сын: «Знаю, я один из лучших в команде».

5. Мать: «Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным».

Сын: «Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...»

Девочка лет пяти - отцу: «Посмотри, что он (брат, 2,5 года) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается».

6. Папа: «Да, действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Откуда я знаю. Моя ку-у-ко-ол-ка!»

7. Папа: «Ну, успокойся. Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу успокоиться. Ку-у-кол-ка моя...»

8. Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом, симпатичный такой инвалидик» (улыбается).

Дочь: «Не хочу представлять... Не смейся. Я убью его в следующий раз!»

9. Папа: «Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!»

Дочь: «Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри...»

(Анализируем результаты работы групп.)

 Ведущий. Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Однако, проблемная ситуация еще не конфликт, а спор – еще не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинство.

Задание. Найти выход из проблемной ситуации:

  • Студенту до окончания техникума еще 2 года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против брака.

Убедите друг друга, что вы правы (студент и его родители).

  • Студент, весьма одаренный в области механики, с задатками изобретателя, желают бросить техникум и идти работать в охрану, где хорошо платят.

Убедите друг друга в своей правоте.

Ведущий. А сейчас практическая работа – составить мини-проекты. Времени для этого – 10 минут.

А: Родители – приближается День рождения вашего ребенка. К вам придут 3 девочки и 4 мальчика. Как лучше организовать праздник?

Б: Дети– выходной день в вашей семье – каким вы видите его в идеале. Я вам предлагаю «снять» фильм.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ командами.

Ведущий. Большую роль в семейной жизни, я согласна с ребятами, играют проведенные всей семьей праздники, выходные. Именно тогда проявляется возможность поговорить о своих близких, вспомнить родственников.

  • В нашей школе прошла выставка «Семейный фотоальбом». Подводим итоги.
  • А некоторые семьи пожелали рассказать о своих родственниках, оформили проекты.

(Проходит защита победителей конкурса проектов «Мое генеалогическое древо»: презентации, газеты и т.п.)

  • Зачитывают сочинения на тему «История любви» (отрывки о встрече и любви своих родителей).

Ведущий. В любом журнале, газете есть кроссворды. Я вам предлагаю кроссворд на тему «Моя семья».

Ведущий. А сейчас настало время для подведения итогов. И родители, и дети должны сдать экзамен.

(Вытаскивают билеты, отвечают.)

Вопросы детям:

  1. Назови дни рождения мамы и папы?
  2. Есть ли у тебя тайны от родителей?
  3. Брату (сестре) купили новую вещь, а тебе – нет. Как ты на это реагируешь?
  4. До которого часа тебе разрешают гулять вечером?
  5. Что для тебя главное в семье?
  6. Какая семья будет у тебя? Помечтай вслух.
  7. Тебе хочется взять брошенного щенка или котенка. Сможешь ли ты уговорить своих родителей?
  8. Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вопросы родителям:

  1. Вы заняты домашними делами, а ваш сын (дочь) просят уделить внимание. Как вы обычно поступаете?
  2. Как вы относитесь к просьбе дочери (сына) купить ей новую вещь, которая приглянулась в магазине?
  3. Вы заметили, что ребенок врет. Что вы будете делать?
  4. Вас вызывают в школу, о чем вы узнаете из дневника вашего ребенка. Ваша реакция?
  5. Знает ли ваш ребенок, как вы распределяете ваш семейный бюджет?
  6. Вы заметили, что ваш сын (дочь) курят. Что вы будете делать? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни?
  7. Ваш ребенок был на дне рождения у друга. Пришел домой, и вы почувствовали запах алкоголя. Ваша реакция.
  8. Ваш ребенок плохо отзывается об учителях. Как вы поступаете в таких случаях?

Ведущий. Вы все успешно сдали вступительные экзамены. И теперь вы – участники клуба «Мы вместе». А я хочу пожелать, чтобы в жизни каждого из вас было как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы немного по-другому взгляните друг на друга, буду рада, если у кого-то изменятся в лучшую сторону отношения в семье. И очень хочу пожелать, чтобы в ваших семьях не получилось такой истории любви, о какой рассказывается в монологе.

(Монолог «История любви».)

Ведущий. А на память о нашей встрече у вас останутся памятки (раздаю памятки родителям и детям). Постарайтесь в жизни им следовать. А сейчас слово представляется нашей редколлегии.

 (Выступает руководитель редакционной комиссии, представляет вариант первого номера газеты «Семейный вестник».)

Завершается мероприятие исполнением «Гимна семьи», который станет гимном клуба детей и родителей «Мы вместе».

1.

В нашей жизни множество проблем,
Стрессы нас повсюду поджидают,
И понятно может быть не всем,
Что семья от этого спасает.
И поверь, что только здесь - в семье,
Многое теряется из виду,
Тают грозовые облака
Кончатся нелепые обиды.

Припев:

Семья – это дом наш родной,
Тепло в ней - награда за верность.
И песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.

2.

Надо только помнить об одном:
Что семья - оплот наш и спасенье;
И хранит очаг - родимый дом,
От беды, любого огорченья.
И поверь, что здесь в семье всегда
Ты найдешь любовь и понимание
Радости свои неси сюда,
Береги семью от всех страданий

Литература

1. Блошенко В.В.- Классный руководитель, №7, 2004.
2.Доминова П.С., Поверинова Н.А.- Классный руководитель, №7, 2004.
3. Жаворонкова А.Ф. – Классный руководитель, №7, 2001.