Цели и задачи:
- Формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей.
- Уметь сравнивать рабочие и сборочные чертежи, читать спецификацию.
- Развивать логическое и пространственное мышление.
- Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы проведения: работа с учебником, сравнение и чтение чертежей, упражнения.
Материальное обеспечение: таблицы с рабочим чертежом и сборочным чертежом, учебники
ХОД УРОКА
I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1) | Организационный момент | 2 мин. |
2) | Актуализация опорных знаний. | 3 мин. |
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
1) | Беседа-лекция по новой теме. | 15 мин. |
2) | Закрепление | 5 мин. |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА.
III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - фронтальная
1) 2) |
Алгоритм чтения сборочных чертежей Практическая работа : чтение сборочного чертежа игрушки “СОБАЧКА” по алгоритму |
5 мин. 10 мин |
IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1) | Подведение итогов | 3 мин. |
2) | Задание на дом (инструктаж). | 2 мин. |
I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Наш урок посвящён завершающему разделу машиностроительного черчения – сборочным чертежам. И чтобы освоить данную тему, вам необходимо хорошо знать все предыдущие темы, этот материал сложен, но интересен.
Показываются чертежи для повторения – болтовое соединение, шпилечное соединение, соединение шпонкой, чертёж болта. Названия этих соединений учащиеся озвучивают сами. Смотреть приложение 1.
Подумайте и ответьте:
- Окружающие нас предметы – это единое целое или целое, состоящее из отдельных взаимосвязанных частей?
- А какие документы необходимы рабочему, чтобы изготовить детали, а затем правильно собрать из них изделие?
Ответ : Необходимы чертежи, сборочные.
- Мы подошли к необходимости изучения сборочных чертежей.
А теперь - внимание! Постарайтесь воспринять и усвоить новый материал, и тогда вы сумеете самостоятельно читать и выполнять чертежи бытовых приборов, игрушек и самых разнообразных изделий, окружающих вас… Назовите тему урока!
Ответ: Тема урока: “Общие сведения о сборочных чертежах”
? - Попробуйте назвать задачи урока?
Учащиеся пытаются сформулировать ответ, а учитель координирует:
- Мы должны выяснить отличие и сходство сборочных чертежей с рабочими чертежами, назначение и оформление чертежей.
Под диктовку в тетрадь записывается тема урока и его задачи.
На доске - план урока, что необходимо знать:
- Сравнительно-сопоставительная характеристика рабочего и сборочного чертежей.
- Назначение.
- Изображения на сборочных чертежах.
- Особенности разрезов на сборочных чертежах.
- Спецификация, номера позиций.
- Размеры на сборочных чертежах.
- Чтение сборочных чертежей.
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Человек живёт в мире вещей, которые иначе называются изделиями. - (написать на доске)
Одежда, обувь, игрушки, инструменты, мебель, транспортные средства, станки и т.п. – всё это изделия , состоящие из деталей, собранных в определённой последовательности. Многодетальное изделие называется Сборочной единицей. Каждая составная часть изделия – находится в своём рабочем положении. Нарушение последовательности сборки деталей в изделии недопустимо.
- Почему? (ответ учащихся, как они понимают)
По плакату на доске: Изображение сборочной единицы даёт полное представление о взаимном расположении и о способах соединения составных частей. Назовите их. (соединение резьбой, шпилькой, болтом…)
На сборочном чертеже изделие изображается в собранном виде со всеми входящими в него деталями.
Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочных операций (болт, ложка, гвоздь, игла).
На производстве сначала по чертежу изготовляют детали. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие
- А где вы уже сталкивались со сборочными чертежами?
Обобщение: Покупая какую-то вещь, к ней прикладывают сборочный чертёж, например, для правильной сборки мебели и т.п.
(приготовить рисунки для сравнения или по учебнику, Преображенская Н.Г. ,стр. 276, §57)
Задание: 1. - Сравнить рабочий и сборочный чертёж. Найдите общие и различные стороны в их назначение и оформлении. Наглядное изображение сборочной единицы- даёт полное представление о расположении составных частей изделий и их геометрической форме
(используется преимущественно в учебных целях)
ОБОБЩЕНИЕ: (можно под запись)
Чертёж детали – изображение детали (виды, разрезы, сечения) и другие данные необходимые для её изготовления.
Сборочный чертёж - изображение сборочной единицы, обеспечивающее сборку изделия.
Повторить и закрепить:
Итак , Сборочный чертёж- это документ, где дано изображение сборочной единицы и все данные, необходимые для её сборки из отдельных деталей.
Ещё раз повторить, что называется изделием, деталью, сборочной единицей?
Сборочная единица – изделие, составные части которого соединены между собой на предприятии – изготовителе.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Из приведённых определений следует, что все предметы – это изделия , которые могут состоять из одной детали, из нескольких и из сборочных единиц (из множества деталей , объединенных в сборочные единицы – автомашина, состоящая из моторной и ходовой части… которые в свою очередь состоят из различных изделий.
Подобрать по рисункам ответ и записать в тетрадь.
III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - фронтальная
Изготовление любого изделия начинается с разработки конструкторских документов, которые подразделяются на графические и текстовые.
Графический документ – чертёж детали (виды, сечения, разрезы) и другие данные. Сборочный чертёж и наглядное изображение сб. ед. (используется в учебных целях)
Текстовый документ – спецификация – таблица, содержащая основные данные о деталях, входящих в изделие.
Сборочный чертёж содержит –
- Минимальное ,но достаточное количество изображений(виды, сечения, разрезы), дающих полное представление об устройстве изделия, расположении, взаимной связи и конструкции входящих в него деталей. Штриховка смежных деталей- противоположно
- Размеры:
- установочные и присоединительные- для правильной установки изделия на месте монтажа. (рис.353 -130x172)
- эксплуатационные – крайнее положение движущихся частейрис.353 -55
- габаритные
- Номера позиций – наносят один раз на горизонтальных полках линий – выносок
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Фронтальное чтение сборочного чертежа по данному алгоритму.
IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Подведение итогов.:
- Что называется изделием, деталью, сборочным чертежом
- Назначение сборочного чертежа
- Какие изображения применяют
- Особенности разрезов
- Графы спецификации
- Размеры
Домашнее задание: §57-58 ,стр. 283 упр. 2. Составить алгоритм чтения сборочного чертежа
Уч. Преображенской Н.Г.