"Общие сведения о сборочных чертежах". Урок черчения 2-го года обучения

Разделы: Технология


Цели и задачи:

  1. Формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей.
  2. Уметь сравнивать рабочие и сборочные чертежи, читать спецификацию.
  3. Развивать логическое и пространственное мышление.
  4. Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы проведения: работа с учебником, сравнение и чтение чертежей, упражнения.

Материальное обеспечение: таблицы с рабочим чертежом и сборочным чертежом, учебники

ХОД УРОКА

I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1) Организационный момент 2 мин.
2) Актуализация опорных знаний. 3 мин.

II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1) Беседа-лекция по новой теме. 15 мин.
2) Закрепление 5 мин.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПАУЗА.

III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - фронтальная

1)

2)

Алгоритм чтения сборочных чертежей

Практическая работа : чтение сборочного чертежа игрушки “СОБАЧКА” по алгоритму

5 мин.

10 мин

IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

1) Подведение итогов 3 мин.
2) Задание на дом (инструктаж). 2 мин.

I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Наш урок посвящён завершающему разделу машиностроительного черчения – сборочным чертежам. И чтобы освоить данную тему, вам необходимо хорошо знать все предыдущие темы, этот материал сложен, но интересен.

Показываются чертежи для повторения – болтовое соединение, шпилечное соединение, соединение шпонкой, чертёж болта. Названия этих соединений учащиеся озвучивают сами. Смотреть приложение 1.

Подумайте и ответьте:

- Окружающие нас предметы – это единое целое или целое, состоящее из отдельных взаимосвязанных частей?

- А какие документы необходимы рабочему, чтобы изготовить детали, а затем правильно собрать из них изделие?

Ответ : Необходимы чертежи, сборочные.

- Мы подошли к необходимости изучения сборочных чертежей.

А теперь - внимание! Постарайтесь воспринять и усвоить новый материал, и тогда вы сумеете самостоятельно читать и выполнять чертежи бытовых приборов, игрушек и самых разнообразных изделий, окружающих вас… Назовите тему урока!

Ответ: Тема урока: “Общие сведения о сборочных чертежах”

? - Попробуйте назвать задачи урока?

Учащиеся пытаются сформулировать ответ, а учитель координирует:

- Мы должны выяснить отличие и сходство сборочных чертежей с рабочими чертежами, назначение и оформление чертежей.

Под диктовку в тетрадь записывается тема урока и его задачи.

На доске - план урока, что необходимо знать:

  1. Сравнительно-сопоставительная характеристика рабочего и сборочного чертежей.
  2. Назначение.
  3. Изображения на сборочных чертежах.
  4. Особенности разрезов на сборочных чертежах.
  5. Спецификация, номера позиций.
  6. Размеры на сборочных чертежах.
  7. Чтение сборочных чертежей.

II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Человек живёт в мире вещей, которые иначе называются изделиями. - (написать на доске)

Одежда, обувь, игрушки, инструменты, мебель, транспортные средства, станки и т.п. – всё это изделия , состоящие из деталей, собранных в определённой последовательности. Многодетальное изделие называется Сборочной единицей. Каждая составная часть изделия – находится в своём рабочем положении. Нарушение последовательности сборки деталей в изделии недопустимо.

- Почему? (ответ учащихся, как они понимают)

По плакату на доске: Изображение сборочной единицы даёт полное представление о взаимном расположении и о способах соединения составных частей. Назовите их. (соединение резьбой, шпилькой, болтом…)

На сборочном чертеже изделие изображается в собранном виде со всеми входящими в него деталями.

Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочных операций (болт, ложка, гвоздь, игла).

На производстве сначала по чертежу изготовляют детали. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие

- А где вы уже сталкивались со сборочными чертежами?

Обобщение: Покупая какую-то вещь, к ней прикладывают сборочный чертёж, например, для правильной сборки мебели и т.п.

(приготовить рисунки для сравнения или по учебнику, Преображенская Н.Г. ,стр. 276, §57)

Задание: 1. - Сравнить рабочий и сборочный чертёж. Найдите общие и различные стороны в их назначение и оформлении. Наглядное изображение сборочной единицы- даёт полное представление о расположении составных частей изделий и их геометрической форме

(используется преимущественно в учебных целях)

ОБОБЩЕНИЕ: (можно под запись)

Чертёж детали – изображение детали (виды, разрезы, сечения) и другие данные необходимые для её изготовления.

Сборочный чертёж - изображение сборочной единицы, обеспечивающее сборку изделия.

Повторить и закрепить:

Итак , Сборочный чертёж- это документ, где дано изображение сборочной единицы и все данные, необходимые для её сборки из отдельных деталей.

Ещё раз повторить, что называется изделием, деталью, сборочной единицей?

Сборочная единица – изделие, составные части которого соединены между собой на предприятии – изготовителе.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Из приведённых определений следует, что все предметы – это изделия , которые могут состоять из одной детали, из нескольких и из сборочных единиц (из множества деталей , объединенных в сборочные единицы – автомашина, состоящая из моторной и ходовой части… которые в свою очередь состоят из различных изделий.

Подобрать по рисункам ответ и записать в тетрадь.

III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - фронтальная

Изготовление любого изделия начинается с разработки конструкторских документов, которые подразделяются на графические и текстовые.

Графический документ – чертёж детали (виды, сечения, разрезы) и другие данные. Сборочный чертёж и наглядное изображение сб. ед. (используется в учебных целях)

Текстовый документ – спецификация – таблица, содержащая основные данные о деталях, входящих в изделие.

Сборочный чертёж содержит –

  1. Минимальное ,но достаточное количество изображений(виды, сечения, разрезы), дающих полное представление об устройстве изделия, расположении, взаимной связи и конструкции входящих в него деталей. Штриховка смежных деталей- противоположно
  2. Размеры:
    • установочные и присоединительные- для правильной установки изделия на месте монтажа. (рис.353 -130x172)
    • эксплуатационные – крайнее положение движущихся частейрис.353 -55
    • габаритные
  3. Номера позиций – наносят один раз на горизонтальных полках линий – выносок

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Фронтальное чтение сборочного чертежа по данному алгоритму.

IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Подведение итогов.:

  1. Что называется изделием, деталью, сборочным чертежом
  2. Назначение сборочного чертежа
  3. Какие изображения применяют
  4. Особенности разрезов
  5. Графы спецификации
  6. Размеры

Домашнее задание: §57-58 ,стр. 283 упр. 2. Составить алгоритм чтения сборочного чертежа

Уч. Преображенской Н.Г.