Классный час "Социальные ЧС. Массовое скопление людей. Толпа"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Ознакомить с опасностями, которые могут возникнуть при массовом скоплении людей.
  • Сформировать прочные навыки правильного поведения в случае возникновения угрозы их жизни и здоровью в толпе.
  • Воспитать чувства уважения к бойцам МЧС.

Проведению мероприятий предшествовала подготовка “спасателей”. Учащиеся, желающие выступить в этой роли, заранее изучили специальную литературу.

Ход занятия

Слово учителя. Сегодня я предлагаю вам, ребята, поговорить о различных городских мероприятиях, связанных со скоплением большого количества людей и возможных ЧС.

Приведите примеры таких мероприятий (гуляния, митинги, шествия, демонстрации, забастовки).

- Как одним словам назвать скопление большого количества людей на ограниченной территории?

- Толпа.

- Спасибо. Где может возникнуть толпа?

- На рынке, на стадионе, в аэропорту, в очереди.

- Кто попадал в толпу? Вам понравилось?

- Какие воспоминания остались у вас? Вам повезло, пребывание в толпе не стало опасным для вас. Но, история показывает, что толпа безобидна далеко не всегда.

1 спасатель:

Например, 30 мая 1999 года. Минск. Во время проведения фестиваля пива неожиданно разразилась гроза, пошел сильный дождь с громом. Участники праздника устремились в переход метро. Началась давка в которой погибло 52, ранено более 100 человек.

2 спасатель:

18 октября 1982 года. Москва. Стадион “Лужники”. В давке погибло 66, травмирован 61 человек. Причина трагедии заключается в падении болельщиков на обледенелых ступеньках.

Слово учителя. Если массовое скопление людей носит мирный характер, разрешено властями, имеет определенные цели, задачи, план проведения, то такое мероприятие не представляет собой особой опасности. Участники должны строго выполнять указания организаторов, не поддаваться на призывы провокаторов, не допускать паники и самовольных действий.

Запрещенное же массовое мероприятие – это всегда ЧС. Наибольшую опасность представляет собой агрессивно настроенная толпа. Она устраивает поджоги, погромы киосков и магазинов, переворачивает автомобили, угрожает прохожим. Остановить эти действия может только решительная, оперативная деятельность правоохранительных органов.

Любому массовому скоплению людей присущи следующие черты:

  • Преобладание эмоций над здоровым смыслом.
  • Коллективное мышление, отсутствие независимости, резкое повышение внушаемости, подчинение мнению массы, психология толпы.
  • Наличие лидера неукоснительное выполнение его воли, вплоть до противоправных и преступных действий.
  • Быстрое успокоение после достижения целей. Осознание содеянного.
  • Коллективная безответственность, переходящая в преступность каждого члена толпы.
  • Наличие в толпе пьяных или одурманенных людей, способствует ожесточению ситуации, выходу ее из-под контроля, обеспечивает непредсказуемость развитию событий.

Человек может оказаться в толпе преднамеренно или случайно. Независимо от этого он подвергает себя серьезной опасности. В толпе люди становятся главным источником опасности друг для друга.

Уважаемые спасатели, ознакомьте своих одноклассников с правилами которые должен выполнять каждый человек, решивший принять участие в мероприятии с большим количеством людей:

1 спасатель:

  • не берите с собой животных, громоздкие вещи: сумку, рюкзак, тележку;
  • оставьте дома фото-кино-технику, стеклянные бутылки;
  • наденьте строгую облегченную одежду без капюшона, застегните все молнии и пуговицы. Не надевайте галстук, шарф, пояс;

2 спасатель:

  • зашнуруйте обувь и надежно завяжите шнурки, не надевайте обувь на высоком каблуке;
  • не берите с собой острые, колющие, режущие предметы, оружие;
  • старайтесь не брать в руки плакаты, транспаранты, флаги на древке или шесте;

1 спасатель:

  • снимите с одежды символику и знаки различия, поскольку они могут вызвать отрицательную реакцию у ваших противников или сотрудников милиции;
  • имейте при себе удостоверение личности;
  • изучите место, где будет проходить мероприятие, узнайте варианты подъезда и ухода;

2 спасатель:

  • постоянно контролируйте ситуацию, состояние толпы и свое место, держитесь подальше от трибуны, микрофонов, сцены;
  • в случае возникновения ЧС незамедлительно покиньте это место;
  • в условиях открытых площадок периферия толпы – относительно безопасное место.

(Каждый пункт обсуждается, учащиеся самостоятельно пытаются дать объяснения, приводят примеры).

Слово учителя. А теперь давайте совершим заочное путешествие. Продолжайте мой рассказ:

“Мы попали на городской праздник: музыка, шары, смех и вдруг…” (Учащиеся предлагают различные варианты развития событий. Учитель плавно ненавязчиво подводит их к самому опасному варианту- разъяренной толпе. Учащиеся дают словесные зарисовки происходящего: дети в толпе…, инвалиды в коляске.., пьяный человек… и т.д.

Обсуждая каждый случай, пытаемся найти самый щадящий выход из ЧС, формируем правила поведения.

Викторина

Цель: конкретизировать и систематизировать знания в ходе занятия.

“Спасатели” МЧС оценивают правильность ответов ребят, дают разъяснения.

1. Стоит ли идти против толпы?

2. Как защитить себя от сдавливания и удушья? (Спасатели демонстрируют действия человека в плотной толпе)

3. Что делать если:

- на пути неподвижно стоящие предметы: заборы, машины, урны?

- вы уронили свои вещи?

- впереди вас высокие и полные люди с детьми колясками, объемным предметами в руках, животные, инвалиды, пьяные, агрессивные?

- вас толкают, бьют?

- предстоит контакт с милицией?

- появился вариант отхода через проходные дворы, переулки, улицы?

Ответы формулируются кратко и записываются в специальный сборник правил безопасности поведения.

Подведение итогов.

- Ребята, есть ли у вас реальная возможность попасть в такую ситуацию?

- Знаете ли вы правильный способ поведения, который поможет вам сохранить свою жизнь и здоровье?

Спасатели прочтут записанные на стенде правила:

1 спасатель:

  • Никогда не идите против толпы.
  • Старайтесь избегать центра и краев толпы.
  • Уклоняйтесь от неподвижно стоящих на пути предметов: урн, столбов, деревьев, стен, забора, машин оцепления, углов зданий.
  • Не цепляйтесь руками за предметы.
  • Застегните одежду, бросьте сумку, зонтик, сбросьте туфли на высоком каблуке.
  • В плотной толпе возрастает вероятность сдавливания и удушья, поэтому следует сцепить руки в замок, сложить их на груди, защищать диафрагму или согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу.
  • Толчки переносите терпеливо, не отвечайте на них.

2 спасатель:

  • Перед лицом должно быть пространство для обеспечения свободного дыхания.
  • Избегайте стеклянных витрин, оградительных сеток, набережных, мостов, транспортных средств, узких проходов.
  • Постоянно соблюдайте самообладание, контролируйте свое положение, старайтесь выбираться из толпы в безопасное место.
  • Имейте варианты отхода через проходные подъезды и дворы, переулки, примыкающие улицы.
  • Держитесь подальше от милиции, не вступайте в переговоры и стычки с ней.
  • Старайтесь держаться подальше от высоких и плотных людей, от людей с детскими колясками, объемными предметами в руках, с рюкзаками, животными, от инвалидов, пьяных, агрессивных.
  • Не пытайтесь поднять с земли упавшую вещь, даже если она очень дорогая, жизнь дороже.

Уважаемые “спасатели” какой совет вы хотите дать ребятам?

1 совет. Массовое скопление людей, толпа представляет собой реальную угрозу для здоровья и жизни.

2 совет. Школьники! Покиньте подобное “поле сражения” - это смелый и единственно правильный поступок!

Спасибо, спасатели, мы запомним ваши советы, научим правильному поведению в толпе своих друзей и знакомых.

На этом наше внеклассное мероприятие законченно.

Спасибо за внимание.