Внеклассное мероприятие "Искусство импрессионистов «Живописцы счастья»"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: знакомство с искусством импрессионистов.

 Задачи:

  • развитие аналитических способностей;
  • выработка самостоятельной точки зрения;
  • развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного через произведения искусства

Форма  занятия:  Урок-погружение.

Методы обучения:  метод размышления, метод импровизации, метод эмоциональной драматургии.

Оборудование Действующие лица
1. Мольберт, ватман, краски, кисти, берет для художника с выставки. Художник
2. Пианино, ноты, стул для музыканта. Музыкант
3. Выпуск газеты «Шаривари» для газетчика. Газетчик
4. Нарядные бальные платья, зонтики, строгие костюмы, трости для посетителей выставки. Посетители выставки
5. Фотоаппарат, листы с ручкой для журналистов. Журналисты
6.Выставка работ французских художников - импрессионистов Экскурсовод (учитель)
7. Синтезатор, ноты «Свет и тени» Художники-импрессионисты
8. Разноцветные листы бумаги размером 10 на 10 см., клей по числу присутствующих на мероприятии.  
9. «Книга отзывов»  
10. Подборка фото по теме «Достопримечательности Парижа»

 

Предварительная подготовка: кабинет  условно делится на 3 рабочие зоны. 1-я зона  «выставочный зал» (оформлена экспозиция из репродукций французских художников, мольберт), 2-я зона – «зал для пресс-конференции», где расположен стол для художников и стулья для журналистов и посетителей выставки, 3-я зона – парты, стулья, доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Между учащимися заранее распределяются роли по группам, учитывая способности и пожелания ребят. Просматривается фильм  «Эрмитаж».

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

К культурному наследию второй половины XIX в. относится  «Искусство импрессионистов». С этим реалистическим направлением и его представителями мы сегодня познакомимся.

Сегодняшнее занятие будет необычным – погружение в эпоху позапрошлого века. Я приглашаю вас посетить салон французских художников конца XIX столетия  и ближе познакомиться с выдающимися людьми искусства того времени, их творческой биографией, личным неповторимым почерком, давшим дорогу новому направлению в искусстве под названием «импрессионизм».

Наша задача: не только увидеть произведения искусства, но и постараться понять, в чём ценность этого или иного произведения искусства, выявить суть нового направления.
Для этого мы с вами  уже  посетили виртуальную экспозицию французской живописи конца XIX века в Эрмитаже и  заранее разделились на группы, члены которых получили свою социальную роль.

Напомню. Учащиеся группы «Посетители выставки» должны были изучить картины французских художников – импрессионистов и инсценировать обмен мнениями между посетителями выставки. Группа «Художников – импрессионистов» знакомилась с биографией и творчеством импрессионистов, и готовились к возможным вопросам  по теме урока.

Группа «журналистов», предварительно рассмотрев иллюстрации, продумали, кто, кому, и в каком порядке будет задавать вопросы, чтобы из ответов они смогли понять значение термина «импрессионизм».

Итак, в путь по реке времени в XIX век. Франция. Париж.

Связующее звено: исполнение учителем произведения «Свет и тени» на синтезаторе, на фоне которого просматриваются  слайды «Достопримечательности Парижа».

1-я часть

Вбегает «Газетчик». У него в руках  последний выпуск газеты «Шаривари». Он выкрикивает: «Читайте газету «Шаривари»! Самые свежие новости! Открыта квантовая теория света! Белый свет состоит из семи основных цветов! Изобрели новый вид красок, которыми можно будет пользоваться прямо из тюбиков! В НАШЕМ ГОРОДЕ ОТКРЫЛСЯ   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН! СЕНСАЦИЯ! СКАНДАЛЬНЫЕ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ!

Учитель-экскурсовод: Уважаемые дамы и господа!  Прошу вас на выставку независимых художников XIX века. Появления этого реалистического направления было не случайным и было вызвано, прежде всего, изменениями в экономике, политике и социальной сфере.
Бурное развитие производительных сил потребовало распространения научных знаний о природе и обществе, общество становится более демократичным и реальным.

В связи с этим позвольте вам представить группу молодых художников. Знакомьтесь:
К.Моне, Э.Мане, П. Ренуар, К.Писсарро. Э. Дега, А. Сислей. (учитель-экскурсовод по очереди представляет  «художников»).

Предлагаю вам познакомиться с их работами. (Учащиеся проходят к 1-й рабочей зоне и рассматривают картины. «Художник» начинает писать пейзаж в импрессионистическом стиле.)

 Звучит  музыка К. Дебюсси. Исполняет «Музыкант». 

Инсценировка обмена мнениями группы «Посетители выставки»

1-й посетитель - Какое безобразие! Где же здесь сюжет? Ни одной линии, все сливается.

2-й посетитель -  А мне нравится. Здесь какой – то фокус. Если стоишь близко к картине, то все краски сливаются, но стоит отойти, проясняется сюжет картины.

1-й посетитель - Что это за мазки! Ни одной линии, вся картина пестреет какими – то пятнами.

4-й посетитель - Вы видели этих сумасшедших? Они бегают с огромными холстами и пишут прямо на улице, им, видите ли, нужно пространство!

2-й посетитель - Дамы, не будем забывать, что вначале все мастера – новаторы шокируют.

1-й посетитель - Рисунок на обоях в зачаточном виде и то выглядит более законченным, чем эта, с позволения сказать, марина!»

3-й посетитель - Да и вообще, все эти художники «представляют о цвете тоже, что некоторые бредни Вагнера в музыке.

1-й посетитель - Эти художники «впечатления» производят то же впечатление, что и кошка, которая вздумала бы прогуляться по клавишам  фортепиано, или обезьяна, завладевшая ящиком с красками!

2-й посетитель - Картины написаны в смеющейся гамме. Свет заливает их полотна, и все в них радость, ясность, весенний праздник.

Учитель-экскурсовод: Я слышу, у вас сложилось противоречивое мнение по поводу картин. Позвольте мне помочь вам. Давайте более внимательно рассмотрим эти полотна.
В центре внимания живописцев – пейзаж, в котором сам  изображаемый предмет отступает на второй план, а главным героем картины становится изменчивый и непостоянный свет.

Обратите внимание на картину К.Моне «Впечатление. Восход солнца». « Красный шар без лучей выплывает из-за облака, окрашивая небо и залив, отражаясь трепещущей дорожкой на поверхности воды. Влажный туман смягчает в силуэты предметов. Кругом все зыбко. Границы между небом и рекой едва уловимы. Еще минута – утренний туман рассеется и все примет другой вид»

Клод Моне ввел в практику работы над сериями полотен, изображающих один и тот же мотив при разном освещении. Тому примером служит серия работ «Руанский собор».

Свет становится главным героем картин К.Моне, своего рода субстанцией формы. Цвет в этом случае делается автономным. Художник увидел, что яркий солнечный свет не усиливает звучание цвета, а высветляет его, растворяя оттенки. Оттого предметы, погруженные в тень, теряют свою светосилу и обогащаются дополнительными цветами – синим, фиолетовым. Напротив, освещенные предметы отличаются цветом, близким к теплым тонам – оранжевому и желтому. Таким образом, колорит картин строится на сопоставлении теплых и холодных цветов.

Своим предтечей, старшим товарищем, лидером импрессионисты считают Э. Мане. Он утверждает, что тени имеют цвет, они светятся, и цвет их зависит от окраски освещения окружающих предметов.

Посмотрите на картину «Флейтист».

«Фигура маленького музыканта  помещена в абстрактную временную среду, окутана  мягким  оливково-серым маревым. Наряженный в  яркую одежду мальчик подносит стремительным жестом флейту к губам – художнику удается идеально передать мгновенность этого движения».

А эта скандальная работа Э.Мане явилась первой импрессионистической картиной. Речь идет о полотне «Завтрак на траве».

«На залитой солнцем поляне сидят два молодых человека, одетых по последней моде, а между ними – обнаженная женщина, видимо только что вышедшая из реки. Интенсивные вспышки цвета создают живую, вибрирующую поверхность. В стиле картины объединились два стиля письма – пейзаж, написан ясными, светящимися красками, как бы слегка размытыми, тогда как для фигур (шляпа, платье) и натюрморта (хлеб, корзина с фруктами) используются более темные и контрастные тона. Внешне разобщенные герои картины объединены  одной поэтической аурой, ощущением  радости бытия».

А вот другая, не менее интересная картина - «Бар в Фоли-Бержер» - самобытная и оригинальная. В центре – молодая девушка-продавщица с печальным взглядом. Она изображена на фоне огромного  зеркала, в котором отражается многолюдный зал, пестрая толпа посетителей, горящие люстры, барная стойка с бутылками и сама девушка, к которой подходит представительный господин. Фактически зеркало – фон всей картины. Пространство бара, отражающееся в нем, расширяется, вовлекая в себя зрителя. Это многоцветная, сияющая, иллюзорная среда притягивает к себе взгляд, заставляя потерять представление о том, где реальность, а где отражение. Девушка по центру является единственным связующим звеном между этими двумя мирами, только она одна настоящая в этом Зазеркалье.

У художников-импрессионистов мы часто встречаем портрет, где представлены балерины, барменши, барышни из предместьев. Образ современной, обаятельной парижанки является центральным в творчестве П.О.Ренуара.

Портрет Жанны Самари соткан из красочных переливов, сияющих теплым светом на ее лице, шее, груди, платье. Блестящие голубые глаза и красные губы притягивают взгляд. В портрете все струится и вибрирует за исключением темных точек глаз. Они одни, эти темные окна бездонной женской души кажутся чем-то единственно  реальным  и незыблемым среди алмазной россыпи красок.

Давайте перейдем к картине «Зонтики», на которой изображено выхваченное мгновение из жизни французской улицы.  Симпатичные парижанки, миловидные дети, безмятежное настроение. Каждая фигура  - эталон женской красоты. В этом магия художника.

«Бал в Мулен де ла Галетт» - самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Главная тема картины - танцующая, веселящаяся толпа, типичные фигуры и лица завсегдатаев парижских увеселительных садов. В пестром мелькании фигур, жестов и лиц, в веселом мчащемся потоке красочных пятен недорогих нарядов, в солнечных бликах, заставляющих их  сверкать и переливаться в единой световой воздушной атмосфере, мажорном ритме  созвучном настроению, охватившему собравшихся здесь людей, создан образ, перерастающий сиюминутность.

Катина обладает одной особенностью: Ренуар не позволяет нашему глазу задерживаться на отдельных деталях композиции, взгляд как бы скользит, не цепляясь за частности, улавливая лишь общую атмосферу открывшегося ему зрелища. Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на что-то заинтересовавшее его.

Учитель-экскурсовод: теперь, я надеюсь, вы смотрите уже другими глазами на эти полотна. Кто же эти люди, создавшие их? Я предлагаю вам пообщаться с ними на пресс-конференции. Господа художники, займите свои места за столом, (учащимся предлагают занять свои места во 2-й рабочей зоне) Господа журналисты, вы можете задать свои вопросы. Представьтесь, пожалуйста!

1-й журналист:  «Морис Дрюэн, газета  «Фигаро». Мой вопрос господину Э. Дега: Какова тематика ваших работ, господин Дега?»

2-й журналист: «Фелисите Круа  Сатирическая газета «Утка на цепи». Клод Моне, как вам удается сообщить своим портретам такой живой облик?»

3-й журналист: «Андре Ампер, газета «Мир». Господин Э. Мане, ваши картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» неприличны. Вам нравится шокировать публику?» и т. д.

(«Художники-импрессионисты» дают ответы, опираясь на рассказ учителя – экскурсовода и те знания, которые   они приобрели во время подготовке  к занятию.)

3-я часть

Учитель-экскурсовод: Уважаемые посетители! Предлагаю вам в книге отзывов оставить свои впечатления от выставки. Напишите на цветной бумаге, которую вы найдете на партах,  синквейн на тему одной из картин  салона импрессионистов. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строк без рифмы. (Звучит музыка К. Дебюсси  «Паруса», ученики составляют синквейн и приклеивают листочки в «Книгу отзывов».)
Учитель:  – Ну что же, нам пора возвращаться в XXI век. Для нас 1 выставка картин художников-импрессионистов уже история. Подумайте и скажите, почему же импрессионистов называют живописцами счастья?

(Ответы.)

И глядя на эту палитру цветов в книге отзывов можно смело сказать, что художники-импрессионисты – живописцы счастья. А в память о нашем путешествии останется вот эта работа нашего юного художника, творчество которого, возможно, в будущем будут изучать  новые поколения, знакомясь с искусством XXI века. («Художник» представляет свою работу.)

 Используемая литература:

1.«Великий стиль европейского искусства. Импрессионизм. Эдуард Мане». Газета «Искусство» № 23 2005 г. приложение к газете  «Первое сентября»
2.«Пьер Огюст Ренуар». Газета «Искусство» № 19 2007 г.  приложение к газете  «Первое сентября»
3. «О французском импрессионизме с естественно – научной точки зрения» Н. Баранов. Газета «Искусство» № 11 2005 г.  приложение к газете «Первое сентября»
4. «Живописцы счастья» Т. Шклярова. Газета «Искусство» № 13 2007 г.  приложение к  газете «Первое сентября»
Фотографии «Достопримечательности Парижа»  экспортированы из сайта http://www.frsong.ru/fr_foto.php
5. «Свет и тени» П. Пиццигони  Хрестоматия I «Мой инструмент синтезатор» Изд. «Композитор» (Санкт-Петербург).