Цель занятия: знакомство с искусством импрессионистов.
Задачи:
- развитие аналитических способностей;
- выработка самостоятельной точки зрения;
- развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного через произведения искусства
Форма занятия: Урок-погружение.
Методы обучения: метод размышления, метод импровизации, метод эмоциональной драматургии.
Оборудование | Действующие лица |
1. Мольберт, ватман, краски, кисти, берет для художника с выставки. | Художник |
2. Пианино, ноты, стул для музыканта. | Музыкант |
3. Выпуск газеты «Шаривари» для газетчика. | Газетчик |
4. Нарядные бальные платья, зонтики, строгие костюмы, трости для посетителей выставки. | Посетители выставки |
5. Фотоаппарат, листы с ручкой для журналистов. | Журналисты |
6.Выставка работ французских художников - импрессионистов | Экскурсовод (учитель) |
7. Синтезатор, ноты «Свет и тени» | Художники-импрессионисты |
8. Разноцветные листы бумаги размером 10 на 10 см., клей по числу присутствующих на мероприятии. | |
9. «Книга отзывов» | |
10. Подборка фото по теме «Достопримечательности Парижа» |
Предварительная подготовка: кабинет условно делится на 3 рабочие зоны. 1-я зона «выставочный зал» (оформлена экспозиция из репродукций французских художников, мольберт), 2-я зона – «зал для пресс-конференции», где расположен стол для художников и стулья для журналистов и посетителей выставки, 3-я зона – парты, стулья, доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Между учащимися заранее распределяются роли по группам, учитывая способности и пожелания ребят. Просматривается фильм «Эрмитаж».
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
К культурному наследию второй половины XIX в. относится «Искусство импрессионистов». С этим реалистическим направлением и его представителями мы сегодня познакомимся.
Сегодняшнее занятие будет необычным – погружение в эпоху позапрошлого века. Я приглашаю вас посетить салон французских художников конца XIX столетия и ближе познакомиться с выдающимися людьми искусства того времени, их творческой биографией, личным неповторимым почерком, давшим дорогу новому направлению в искусстве под названием «импрессионизм».
Наша задача: не только увидеть произведения искусства, но и постараться понять, в чём ценность этого или иного произведения искусства, выявить суть нового направления.
Для этого мы с вами уже посетили виртуальную экспозицию французской живописи конца XIX века в Эрмитаже и заранее разделились на группы, члены которых получили свою социальную роль.
Напомню. Учащиеся группы «Посетители выставки» должны были изучить картины французских художников – импрессионистов и инсценировать обмен мнениями между посетителями выставки. Группа «Художников – импрессионистов» знакомилась с биографией и творчеством импрессионистов, и готовились к возможным вопросам по теме урока.
Группа «журналистов», предварительно рассмотрев иллюстрации, продумали, кто, кому, и в каком порядке будет задавать вопросы, чтобы из ответов они смогли понять значение термина «импрессионизм».
Итак, в путь по реке времени в XIX век. Франция. Париж.
Связующее звено: исполнение учителем произведения «Свет и тени» на синтезаторе, на фоне которого просматриваются слайды «Достопримечательности Парижа».
1-я часть
Вбегает «Газетчик». У него в руках последний выпуск газеты «Шаривари». Он выкрикивает: «Читайте газету «Шаривари»! Самые свежие новости! Открыта квантовая теория света! Белый свет состоит из семи основных цветов! Изобрели новый вид красок, которыми можно будет пользоваться прямо из тюбиков! В НАШЕМ ГОРОДЕ ОТКРЫЛСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН! СЕНСАЦИЯ! СКАНДАЛЬНЫЕ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ!
Учитель-экскурсовод: Уважаемые дамы и господа! Прошу вас на выставку независимых художников XIX века. Появления этого реалистического направления было не случайным и было вызвано, прежде всего, изменениями в экономике, политике и социальной сфере.
Бурное развитие производительных сил потребовало распространения научных знаний о природе и обществе, общество становится более демократичным и реальным.
В связи с этим позвольте вам представить группу молодых художников. Знакомьтесь:
К.Моне, Э.Мане, П. Ренуар, К.Писсарро. Э. Дега, А. Сислей. (учитель-экскурсовод по очереди представляет «художников»).
Предлагаю вам познакомиться с их работами. (Учащиеся проходят к 1-й рабочей зоне и рассматривают картины. «Художник» начинает писать пейзаж в импрессионистическом стиле.)
Звучит музыка К. Дебюсси. Исполняет «Музыкант».
Инсценировка обмена мнениями группы «Посетители выставки»
1-й посетитель - Какое безобразие! Где же здесь сюжет? Ни одной линии, все сливается.
2-й посетитель - А мне нравится. Здесь какой – то фокус. Если стоишь близко к картине, то все краски сливаются, но стоит отойти, проясняется сюжет картины.
1-й посетитель - Что это за мазки! Ни одной линии, вся картина пестреет какими – то пятнами.
4-й посетитель - Вы видели этих сумасшедших? Они бегают с огромными холстами и пишут прямо на улице, им, видите ли, нужно пространство!
2-й посетитель - Дамы, не будем забывать, что вначале все мастера – новаторы шокируют.
1-й посетитель - Рисунок на обоях в зачаточном виде и то выглядит более законченным, чем эта, с позволения сказать, марина!»
3-й посетитель - Да и вообще, все эти художники «представляют о цвете тоже, что некоторые бредни Вагнера в музыке.
1-й посетитель - Эти художники «впечатления» производят то же впечатление, что и кошка, которая вздумала бы прогуляться по клавишам фортепиано, или обезьяна, завладевшая ящиком с красками!
2-й посетитель - Картины написаны в смеющейся гамме. Свет заливает их полотна, и все в них радость, ясность, весенний праздник.
Учитель-экскурсовод: Я слышу, у вас сложилось противоречивое мнение по поводу картин. Позвольте мне помочь вам. Давайте более внимательно рассмотрим эти полотна.
В центре внимания живописцев – пейзаж, в котором сам изображаемый предмет отступает на второй план, а главным героем картины становится изменчивый и непостоянный свет.
Обратите внимание на картину К.Моне «Впечатление. Восход солнца». « Красный шар без лучей выплывает из-за облака, окрашивая небо и залив, отражаясь трепещущей дорожкой на поверхности воды. Влажный туман смягчает в силуэты предметов. Кругом все зыбко. Границы между небом и рекой едва уловимы. Еще минута – утренний туман рассеется и все примет другой вид»
Клод Моне ввел в практику работы над сериями полотен, изображающих один и тот же мотив при разном освещении. Тому примером служит серия работ «Руанский собор».
Свет становится главным героем картин К.Моне, своего рода субстанцией формы. Цвет в этом случае делается автономным. Художник увидел, что яркий солнечный свет не усиливает звучание цвета, а высветляет его, растворяя оттенки. Оттого предметы, погруженные в тень, теряют свою светосилу и обогащаются дополнительными цветами – синим, фиолетовым. Напротив, освещенные предметы отличаются цветом, близким к теплым тонам – оранжевому и желтому. Таким образом, колорит картин строится на сопоставлении теплых и холодных цветов.
Своим предтечей, старшим товарищем, лидером импрессионисты считают Э. Мане. Он утверждает, что тени имеют цвет, они светятся, и цвет их зависит от окраски освещения окружающих предметов.
Посмотрите на картину «Флейтист».
«Фигура маленького музыканта помещена в абстрактную временную среду, окутана мягким оливково-серым маревым. Наряженный в яркую одежду мальчик подносит стремительным жестом флейту к губам – художнику удается идеально передать мгновенность этого движения».
А эта скандальная работа Э.Мане явилась первой импрессионистической картиной. Речь идет о полотне «Завтрак на траве».
«На залитой солнцем поляне сидят два молодых человека, одетых по последней моде, а между ними – обнаженная женщина, видимо только что вышедшая из реки. Интенсивные вспышки цвета создают живую, вибрирующую поверхность. В стиле картины объединились два стиля письма – пейзаж, написан ясными, светящимися красками, как бы слегка размытыми, тогда как для фигур (шляпа, платье) и натюрморта (хлеб, корзина с фруктами) используются более темные и контрастные тона. Внешне разобщенные герои картины объединены одной поэтической аурой, ощущением радости бытия».
А вот другая, не менее интересная картина - «Бар в Фоли-Бержер» - самобытная и оригинальная. В центре – молодая девушка-продавщица с печальным взглядом. Она изображена на фоне огромного зеркала, в котором отражается многолюдный зал, пестрая толпа посетителей, горящие люстры, барная стойка с бутылками и сама девушка, к которой подходит представительный господин. Фактически зеркало – фон всей картины. Пространство бара, отражающееся в нем, расширяется, вовлекая в себя зрителя. Это многоцветная, сияющая, иллюзорная среда притягивает к себе взгляд, заставляя потерять представление о том, где реальность, а где отражение. Девушка по центру является единственным связующим звеном между этими двумя мирами, только она одна настоящая в этом Зазеркалье.
У художников-импрессионистов мы часто встречаем портрет, где представлены балерины, барменши, барышни из предместьев. Образ современной, обаятельной парижанки является центральным в творчестве П.О.Ренуара.
Портрет Жанны Самари соткан из красочных переливов, сияющих теплым светом на ее лице, шее, груди, платье. Блестящие голубые глаза и красные губы притягивают взгляд. В портрете все струится и вибрирует за исключением темных точек глаз. Они одни, эти темные окна бездонной женской души кажутся чем-то единственно реальным и незыблемым среди алмазной россыпи красок.
Давайте перейдем к картине «Зонтики», на которой изображено выхваченное мгновение из жизни французской улицы. Симпатичные парижанки, миловидные дети, безмятежное настроение. Каждая фигура - эталон женской красоты. В этом магия художника.
«Бал в Мулен де ла Галетт» - самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Главная тема картины - танцующая, веселящаяся толпа, типичные фигуры и лица завсегдатаев парижских увеселительных садов. В пестром мелькании фигур, жестов и лиц, в веселом мчащемся потоке красочных пятен недорогих нарядов, в солнечных бликах, заставляющих их сверкать и переливаться в единой световой воздушной атмосфере, мажорном ритме созвучном настроению, охватившему собравшихся здесь людей, создан образ, перерастающий сиюминутность.
Катина обладает одной особенностью: Ренуар не позволяет нашему глазу задерживаться на отдельных деталях композиции, взгляд как бы скользит, не цепляясь за частности, улавливая лишь общую атмосферу открывшегося ему зрелища. Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на что-то заинтересовавшее его.
Учитель-экскурсовод: теперь, я надеюсь, вы смотрите уже другими глазами на эти полотна. Кто же эти люди, создавшие их? Я предлагаю вам пообщаться с ними на пресс-конференции. Господа художники, займите свои места за столом, (учащимся предлагают занять свои места во 2-й рабочей зоне) Господа журналисты, вы можете задать свои вопросы. Представьтесь, пожалуйста!
1-й журналист: «Морис Дрюэн, газета «Фигаро». Мой вопрос господину Э. Дега: Какова тематика ваших работ, господин Дега?»
2-й журналист: «Фелисите Круа Сатирическая газета «Утка на цепи». Клод Моне, как вам удается сообщить своим портретам такой живой облик?»
3-й журналист: «Андре Ампер, газета «Мир». Господин Э. Мане, ваши картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» неприличны. Вам нравится шокировать публику?» и т. д.
(«Художники-импрессионисты» дают ответы, опираясь на рассказ учителя – экскурсовода и те знания, которые они приобрели во время подготовке к занятию.)
3-я часть
Учитель-экскурсовод: Уважаемые посетители! Предлагаю вам в книге отзывов оставить свои впечатления от выставки. Напишите на цветной бумаге, которую вы найдете на партах, синквейн на тему одной из картин салона импрессионистов. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строк без рифмы. (Звучит музыка К. Дебюсси «Паруса», ученики составляют синквейн и приклеивают листочки в «Книгу отзывов».)
Учитель: – Ну что же, нам пора возвращаться в XXI век. Для нас 1 выставка картин художников-импрессионистов уже история. Подумайте и скажите, почему же импрессионистов называют живописцами счастья?
(Ответы.)
И глядя на эту палитру цветов в книге отзывов можно смело сказать, что художники-импрессионисты – живописцы счастья. А в память о нашем путешествии останется вот эта работа нашего юного художника, творчество которого, возможно, в будущем будут изучать новые поколения, знакомясь с искусством XXI века. («Художник» представляет свою работу.)
Используемая литература:
1.«Великий стиль европейского искусства. Импрессионизм. Эдуард Мане». Газета «Искусство» № 23 2005 г. приложение к газете «Первое сентября»
2.«Пьер Огюст Ренуар». Газета «Искусство» № 19 2007 г. приложение к газете «Первое сентября»
3. «О французском импрессионизме с естественно – научной точки зрения» Н. Баранов. Газета «Искусство» № 11 2005 г. приложение к газете «Первое сентября»
4. «Живописцы счастья» Т. Шклярова. Газета «Искусство» № 13 2007 г. приложение к газете «Первое сентября»
Фотографии «Достопримечательности Парижа» экспортированы из сайта http://www.frsong.ru/fr_foto.php
5. «Свет и тени» П. Пиццигони Хрестоматия I «Мой инструмент синтезатор» Изд. «Композитор» (Санкт-Петербург).