Информационная карта урока(ИКУ)
Целеполагание для учащихся |
Целеполагание для учителя |
1. познакомиться с циркуляцией воздушных масс на территории России; 2. изучить сущность и значение атмосферных фронтов; 3. изучить процесс формирования атмосферных вихрей: циклона, антициклона. |
1. представить учащимся схему циркуляции воздушных масс на территории России; 2. организовать самостоятельное выявление учащимися сущности и значения атмосферных фронтов; 3. организовать практическую работу с картой, требующую использования всех каналов приема и переработки информации для нахождения на территории России атмосферных фронтов и центров низкого и высокого давления; 4. разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации. |
Опорные понятия | Новые понятия |
- Атмосферное давление; - Воздушная масса; - Широтная зональность; - Барометр; - Изобаты; - Циркуляция воздушных масс. |
- Трансформация воздушных масс; - Атмосферный фронт; - Холодный атмосферный фронт; - Теплый атмосферный фронт; - Атмосферный максимум; - Атмосферный минимум; - Циклон; - Антициклон. |
Этапы урока
Этапы урока | Дидактическое обеспечение | Формы и приемы учебной работы учащихся, рефлексия |
1. Организационный этап (цели, задачи, этапы урока). | - компьютерная презентация(КП), рабочие материалы к уроку; | - активное слушание, знакомство с рабочими материалами; |
2. Знакомство с циркуляцией воздушных масс на территории России. | - КП, рабочие материалы к уроку; | - рассказ учителя географии с элементами беседы; |
3. Изучение сущности и значения атмосферных фронтов. | - КП, рабочие материалы к уроку; | - эвристическая беседа с учителем физики; |
4. Изучение процессов формирования циклонов и антициклонов. | - КП, рабочие материалы к уроку; | - самостоятельная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала; |
5. Практическая работа с картой: нахождение центров формирования атмосферных максимумов и минимумов. | - КП, рабочие материалы к уроку; | - коллективная практическая работа на единую цель, руководит – учитель географии; |
6. Подведение итогов, домашнее задание. | - рабочие материалы к уроку. | - самопроверка, самооценка. |
Ход урока
1 этап
Учителя географии и физики обсуждают с учащимися тему и план урока, знакомят их с рабочими материалами к уроку.
2 этап. Изучение нового материала.
Учитель географии предлагает учащимся вспомнить, что такое воздушная масса, какие типы воздушных масс формируются на поверхности Земли.
Учащиеся, работая с текстом учебника, объясняют происхождение морских и континентальных воздушных масс, поясняют процесс их трансформации.
Далее, работая с файлом презентации, учитель географии объясняет процесс формирования атмосферного фронта – своеобразной переходной зоны, сопровождающейся ветрами, облачностью, выпадением осадков, т.е. сменой погоды.
Учитель физики предлагает учащимся вспомнить, что такое атмосферное давление, в каких единицах оно измеряется, с помощью каких приборов его измеряют.
Далее, работая с файлом презентации, учитель физики раскрывает суть процесса формирования теплого и холодного атмосферных фронтов, механизм образования атмосферных вихрей циклонов – системой замкнутых изобар с пониженным давлением в центре и антициклонов – системой замкнутых изобар с повышенным давлением в центре.
В ходе эвристической беседы, работая с иллюстративным материалом учебника, учитель географии организует самостоятельное выявление учащимися характерных признаков крупных атмосферных вихрей: циклонов и антициклонов.
По итогам работы учащиеся заполняют в тетради таблицу:
Характерные признаки погоды | |||
циклон | антициклон | ||
зима | лето | зима | лето |
3 этап. Коллективная практическая работа на единую цель (проводит учитель географии).
Оценив важность информации об атмосферных фронтах и центрах формирования атмосферных вихрей, учитель географии предлагает учащимся провести практическую работу по их нахождению на карте
Объясняет алгоритм деятельности:
1 группа - находит атмосферные фронты;
2 группа - атмосферные максимумы;
3 группа – минимумы.
Консультанты каждой группы показывают их на настенной карте.
Далее учащиеся класса обозначают на контурной карте арктический и полярный фронт, Ирландский и Алеутский барические минимумы, Северо-Атлантический, Южно Тихоокеанский, Азиатский барические максимумы.
4 этап. Самодиагностика уровня усвоенных знаний.
Учитель географии предлагает учащимся провести предварительную диагностику приобретенных знаний в форме географического диктанта.
Из предложенного ниже перечня найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта:
- атмосферный вихрь с высоким давлением в центре;
- атмосферный вихрь с низким давлением в центре;
- приносит пасмурную погоду;
- устойчив, малоподвижен;
- устанавливается над Восточной Сибирью;
- зона сталкивания теплых и холодных воздушных масс;
- восходящие потоки воздуха в центре;
- нисходящее движение воздуха в центре;
- движение от центра к периферии;
- движение против часовой стрелки к центру;
- они бывают теплые и холодные.
После проведения диктанта учитель географии выводит на экран правильные ответы. Он спрашивает учащихся, кто ошибся при ответе на первый, второй и т.д. вопросы. При необходимости проводит коррекцию, уточнение усвоенной информации
Учащиеся проводят самооценку, сверяя с ответами на экране. Участвуют в общей оценке уровня усвоения всем классом информации.
Далее учитель предлагает учащимся определить практическое значение изученной темы, составить описание любимой погоды
На экран проектируются картинки и отрывки из стихотворений, по которым учащиеся определяют деятельность атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.
Домашнее задание: §17, в портфолио подобрать материал из произведений русских классиков (поэтов, писателей, художников, музыкантов) по изученной теме.