Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?" (Г.Цыферов "Тайна запечного Сверчка")

Разделы: Начальная школа


Тема:  «Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?» (по произведению Г. Цыферова «Тайна запечного Сверчка»).

Цели урока:

  • учить правильному, выразительному чтению вслух; осознанному чтению про себя;
  • учить прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации;
  • формировать умение высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
  • формировать правильный тип читательской деятельности;
  • познакомить с биографией и творчеством Моцарта;
  • художественно-эстетическое развитие учащихся;
  • воспитание трудолюбия, чувства ответственности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ученик читает наизусть стихи Юрия Визбора.

Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден!
Своих мучителей забудем,
Вот сквер – пройдёмся до конца.
Найдём любимейшую дверь,
За ней – ряд кресел золочённых,
Куда с восторгом увлечённых
Внесём мы тихий груз
Своих потерь.
Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.

– Какой теме будет посвящен наш урок?

II. Проверка домашнего задания

– Так почему же люди пишут музыку? Как ответил папа героине нашего учебника Насте на этот вопрос?

(Подробный пересказ авторского текста с.134 – ответ ученика).

– Мы только что прочитали рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Что вдохновило норвежского композиторам Эдварда Грига на создание музыки? (Встреча с Дагни Педерсен, её душевная чистота, красота окружающей природы.)

III. Постановка проблемы

Работа с произведением Г.Цыферова до чтения.

– Хочется вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов? Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка.
Откройте учебник на с. 146 и прочитайте заглавие.
– Кто такие сверчки? ( … )
– Послушаем, что ваш товарищ узнал о сверчках. (Сверчок – прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».)
– Рассмотрим иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Музыканта.)
– Кто его слушает? Этот мальчик – наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.)
– Кто же это? Прочитаем заголовки частей.
– Чему сверчок учит маленького Моцарта? (Предположения детей.)
– Что же мы должны узнать, прочитав это произведение?
(Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?)
– Это тема нашего урока.

Открывается 1-й слайд презентации. (Приложение 1, слайд 1.)

IV. Чтение «Небольшого вступления»

– Будем читать предисловие автора к книге по абзацам.

После чтения 1-го абзаца:

– С какой интонацией можно прочитать второе предложение? (Торжественно, либо мечтательно – работа над выразительностью.)

Звучит запись «Маленькой ночной серенады» (фрагмент) Моцарта. 

После 2-го абзаца.

Рассказ о Зальцбурге с демонстрацией презентации с видами Зальцбурга (Приложение 1, слайды 2 – 8), музыкальное сопровождение –  «Фантазия К397» (фрагмент).

– Попробуем представить себя на улицах Зальцбурга XVIII века.
В те дни он был столицей маленького княжества.
Здесь начинали своё шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор Европы.
Чтобы понять фантастическую прелесть Зальцбурга пройдемся по старому городу: крепостные стены, купола, колокольни, узенькие улочки, внутренние дворики, пышная зелень альпийских предгорий… кажется, что время остановилось, и покой и вечность приняли Вас в свои объятья.
Но не это было самым замечательным в старинном городке.
О Зальцбурге в самой Австрии говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка». Жители Зальцбурга хорошо пели, плясали, играли на музыкальных инструментах.               

После 3-го абзаца.

– Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург?

После 4-го абзаца.

– С кем автор сравнивает музыку

После чтения 5 и 6-го абзацев.

– Как выглядит маленький Моцарт?

Чтение части до конца.

– Что мы будем читать – сказку или рассказ?

(Размышления детей.)

V.  Чтение 1-й части «О сказочной тайне маленького Моцарта»

– Прочитайте 1-ю часть «О сказочной тайне маленького Моцарта» самостоятельно.

Вопросы после чтения:

– С кем встретился маленький Моцарт?
– Что вас удивило в их диалоге?

– Сейчас мы будем читать эту часть по ролям и при этом попробуем найти ответы на  следующие вопросы:

Демонстрация слайда  с вопросами. (Приложение 1, слайд 9)

– Сколько лет было Вольфгангу?
– На что был похож звук, разбудивший мальчика?
– О чём мечтал мальчик, слушая сверчка?
– С какой трудностью встретился маленький Моцарт?
– Какую тайну открыл сверчок Моцарту?

Чтение по ролям, ответы на вопросы.

– Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды сверчка? (Пока не знаем. Надо читать дальше.)
На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведением и узнаем, когда танцует снег, и при чем здесь серебряная шпага принца.

VII. Знакомство с биографией и творчеством Моцарта.

Выступление учеников музыкальной школы.

– А сейчас ученики нашего класса, занимающиеся в музыкальной школе, расскажут о Моцарте и сыграют его произведения.    

Исполнение учениками музыкальных произведений Моцарта, песни «Детские игры» (педагог музыкальной школы Спода Г.А.).
Выступление детей с рассказом о Моцарте. (По ходу – демонстрация 2-й части презентации с видом дома, где родился Моцарт, портретами композитора. Приложение 1, слайды 10 – 13.)

1) 27 ЯНВАРЯ 1756 года в австрийском городе Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта, помощника капельмейстера при дворе городского архиепископа, родился мальчик, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Рождение ребенка едва не стоило жизни его матери Анне-Марии: она смогла оправиться после тяжелых родов лишь спустя несколько месяцев. Из семерых детей Анны-Марии и Леопольда Моцарта пятеро умерли в младенчестве, выжили только Вольфганг и его старшая сестра Мария-Анна, которую в семье называли Наннерль.

2) Леопольд Моцарт был незаурядным музыкантом и великолепным педагогом. Заметив несомненные признаки музыкальной одаренности шестилетней Наннерль, он взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия страшно заинтересовали трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал терции, приходя в восторг, если ему удавалось найти верные созвучия. Когда ему исполнилось 4 года, Леопольд, как бы играя, начал разучивать с ним небольшие пьесы. Вскоре мальчик начал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать.

3) Однажды Леопольд Моцарт вместе со своим другом, придворным скрипачом, Шахтнером застали четырехлетнего Вольфганга за работой: он старательно покрывал нотную бумагу корявыми нотными знаками вперемешку с кляксами. Что ты делаешь? — удивился Леопольд. Я пишу концерт для клавира, — серьезно ответил малыш, — первая часть скоро будет готова. Ну и хорош, должно быть, этот концерт! — иронически заметил Леопольд. — Позволь посмотреть. Заранее улыбаясь, он взял перепачканный чернилами лист, и вскоре его улыбка исчезла, он сделался очень задумчив, а потом вдруг прослезился. Смотрите, господин Шахтнер, — произнес он, — как все сочинено верно и по правилам! Только это нельзя использовать, ибо сие столь исключительно трудно, что ни один человек не был бы в состоянии сыграть оное. Ничего подобного! — вмешался Вольфганг. — Этот концерт сможет сыграть даже ребенок. Например, я. Только надо упражняться до тех пор, пока не получится. И он действительно сумел сыграть часть этого небольшого концерта.

4) Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами – отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.
На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:
– Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет…

5) В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет – первую оперу "Бастьен и Бастьена". В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет...
Когда отец поздравлял его, он сказал:
– Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

6) Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.
– Как написать симфонию? – спросил он.
– Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, – почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?
– Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет...
– Да, – согласился Моцарт. – Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать...

VIII. Итог урока

(Обсуждение в группах проблемных вопросов урока).

– А сейчас вы разобьётесь на три группы и вместе ответите на вопросы, возникавшие в ходе урока:
(Демонстрация слайда с вопросами. Приложение 1, слайд 14. Разбиение на группы. Обсуждение. Во время обсуждения негромко звучит музыка.)

1. Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?
Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Сверчок, его пение – часть природы, природа вдохновляет на создание музыки.)

2. Верите ли вы в историю, рассказанную Геннадием Цыферовым? (Здесь сказка и быль переплелись.)

3. Согласны ли вы с тем, как  Моцарт–отец воспитывал своего сына? (Трудно ответить однозначно. С одной стороны, у Моцарта не было беззаботного детства, игр, веселья. А с другой стороны, без каждодневного труда Моцарт, возможно, и не стал бы великим музыкантом.)

– Отец маленького Моцарта написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфганг выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырех лет, за день до своего дня рождения».
Геннадий Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было.

Прочитаем, как заканчивается это произведение Г.Цыферова.

Демонстрация слайда с текстом. (Приложение 1 , слайд 15.) Читает учитель.

«Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.
А вскоре почтовая кареиа привезла из австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия».
Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей.
Звучат мелодии Моцарта. И светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу счастью».

– Лучше всяких слов пусть прозвучит музыка Моцарта.

Прослушивание записи «Симфонии №40» (фрагмента) Моцарта.

IX. Домашнее задание

  1. Подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию.  (Выучить слова из реплик наизусть.)
  2. Читать выразительно  2-ю часть.

Использованные информационные источники:

  1. Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А.  Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2004.
  2. http://www.peoples.ru/art/music/composer/mozart/
  3. http://ru.salzburg.info/mozart.html#
  4. http://www.classic-music.ru/fact_mozart.html