Урок:предметная область «Природные сообщества».
Тема: Лес – природное сообщество.
Тип урока: контрольно-обобщающий урок с применением методики интерактивного обучения “Мозаика”.
Цели урока:
- Формировать навык установления связей внутри природного сообщества лес: между растениями и животными, между разными группами животных.
- Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.
- Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.
Ожидаемый результат:
Учащийся будет:
- знать:
- наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;
- правила поведения в природе;
- уметь:
- приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;
- устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;
Форма проведения урока:индивидуально-групповая.
Методы:словесный, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийная презентация (Приложение 7);
- мультимедийный компакт-диск «Природа России» (Новый диск)
- мультимедийный компакт-диск «Мир природы» (Новый диск)
- мультимедийный компакт-диск «Естествознание» (Новый диск)
- папка экспертной группы;
- папка рабочей группы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей)
Учитель.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс,
Интересно здесь у нас!
– Дети! Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра!
2. Формулировка темы урока
– Два последних урока курса «Мы и окружающий мир» были посвящены теме «Природные сообщества». Сегодняшний урок – урок подведения промежуточного итога по одному из сообществ. О чём пойдёт речь, вам предстоит отгадать.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Загадка появляется на экране проектора.
Учитель. Что это? Верно, это – лес. Сегодня мы с вами в него отправляемся для того, чтобы встретить давно знакомых жителей леса и разгадать новые загадки о них.
На экране проектора появляется Лесовичок.
– А вот и хозяин леса – Лесовичок. Он будет
нашим проводником в лесу. Работать будем в
группах. У вас на партах лист оценивания работы
группы. (Приложение 1)
Помните, что недаром говорят «Один за всех и
все за одного».
На уроке будет несколько видов работы.
Недаром я выделила их разными цветами. Из общего
количества баллов, полученных на уроке будет
складываться ваша отметка по теме.
После каждого вида работы я предлагаю
фиксировать уровень новизны, уровень трудности,
отношение к заданию в строке уровень
правильности каждая группа будет обозначать
числом количество правильных ответов.
Дополнительный балл начисляется группе быстрее
всех справившейся с заданием.
Итак, приступаем к работе.
В лес нельзя войти, пока не вспомним, как нужно
вести себя в нем.
Задание № 1 от Лесовичка «Проверь себя (Приложение 2)
Поставьте номер утверждения в нужный столбик таблицы.
На экране проектора появляются правила поведения в лесу и дети распределяют высказывания на две группы (верные – неверные).
– Можно срывать цветы.
– Нельзя ловить насекомых.
– Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
– Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
– Можно уносить из леса детенышей зверей.
– В лесу можно шуметь и громко разговаривать.
– Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли
от вытаптывания.
– Весной и в начале лета брать с собой собаку.
Учитель. Поработайте с листом
оценивания. Я рада, что все справились с заданием!
Итак, представьте, что мы входим в лес.
Эмоциональный настрой учащихся на тему урока (чтение
стихотворения наизусть).
Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
3. Обобщение знаний о растениях леса
У. Деревья – главные лесные жители, они определяют весь облик леса и многие его особенности. Леса делятся на разные типы. Назовите основные типы лесов по преобладающему виду растений.
Д. Хвойные, или тайга.
– Широколиственные.
– Смешанные.
– Запишите в таблицу «Типы лесов» ваши ответы. (Приложение 3)
Интерактивная экскурсия «Типы лесов»
У. Сейчас мы отправляемся в виртуальную экскурсию, после которой вам необходимо будет записать в таблицу наиболее ярких представителей флоры каждого типа леса.
Работа в группах. Проверка задания.
Д. В хвойных лесах растут ель, сосна,
пихта, кедр, лиственница.
– В широколиственных – дуб, бук.
– В смешанных – дуб, липа, клен, ель, сосна,
береза.
Фиксируем результат в лист оценивания.
У. Под сенью деревьев находит приют
множество лесных растений. Все они живут в
содружестве, не мешая друг другу.
4. Проверка знаний по теме «Растения леса»
Задание №2 от Лесовичка. «Проверь себя» (Приложение 4)
Прочитайте названия деревьев и подумайте к какому относится каждый листочек.
Проверка. Рефлексия:
Л. Если вы прочитаете числа римской нумерации, то узнаете, какой высоты могут вырасти некоторые деревья.
На доске прикрепляются картинки с изображением деревьев. Дети читают:
ДУБ СОСНА ОСИНА БЕРЕЗА ОЛЬХА
ТОПОЛЬ ЕЛЬ
XL LV XXXVI
XXIX XXV
XLV
XXX
– Какое дерево дольше всех живет?
Дети, решив математическую цепочку, находят ответ:
24 : 4 • 8 – 72 : 9 • 1
Д. Это дуб.
5. Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы»
– Настало время отдохнуть. Проведём
эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз
проговорим хоть и мысленно названия деревьев,
кустарников и трав.
Если называется дерево – «прыжок на месте»,
кустарник – «руки вверх», травянистое
растение – «приседание»
Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная,
черемша, багульник, лиственница сибирская,
бересклет, ландыш майский, бузина.
6. Работа по интерактивной технологии «Мозаика», углубление имеющихся знаний
Управляющий слайд.
У. Лес – это природное сообщество определенного вида животных, растений, грибов, бактерий. Все они являются представителями круговорота веществ в природе. И прежде чем мы обратимся к научному разъяснению смысла этих слов, вам предстоит самостоятельно сделать маленькое научное открытие. Работать будем по схеме «Мозаика».
1. Каждый участник «рабочей» группы (6 групп по 4
человека) на 5 минут становится членом новой,
«экспертной» группы. Таким образом все дети
перегруппируются в 4 группы по 6 человек. В
«экспертной» группе по определённой структуре
каждый знакомится с текстовой информацией,
заполняет предложенную схему ответа.
2. С полученными знаниями (оформленными в виде
схемы) через 5 мин. ученик возвращается в
«рабочую» группу.
3. Каждый ребёнок, вернувшись в «рабочую» группу
рассказывает, о чём узнал.
Таким образом в «рабочей» группе все дети знают ответ на 4 вопроса
«Экспертная» группа №1.
Какие вещества тебе известны?
В природе существуют неорганические вещества – это углекислый газ, вода, почвенные соли и другие. Также в природе существуют органические вещества – это белки, жиры и углеводы. Из органических веществ состоит живая природа: растения и животные. Из неорганических веществ состоит неживая природа.
Схема «Вещества в природе»
«Экспертная» группа №2
Какие группы организмов живой природы тебе известны?
Живая природа – это бактерии, грибы, растения и животные. Все живые организмы участвуют в круговороте жизни и каждый имеет свою роль. Так бактерии и грибы – это организмы-разрушители. Они превращают останки растений и животных в перегной. Растения – это организмы-производители. Под действием солнечного света, тепла и влаги они образуют из неорганических веществ – органические. Животные – это организмы-потребители. Они потребляют растения или других животных.
Схема «Группы живых организмов
«Экспертная» группа №3
Почему растения называют организмами-производителями?
Растениям для роста и развития нужны свет,
тепло и влага. Таким образом, перерабатывая
неорганические вещества (углекислый газ, воду и
почвенные соли) растения накапливают
органические. Тем самым они являются источником
для питания растительноядных и всеядных
животных.
Растения-производители – первое звено в цепи
питания.
Схема «Необходимые условия для роста и развития растений»
«Экспертная» группа №4
Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено – это растения. Второе звено – это
разнообразные животные, которые питаются
растениями. Третье звено – это животные, которые
питаются другими животными, их называют
плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно – они
организмы-потребители.
Обобщённая схема «Цепи питания»
Пищевая цепочка состоит из звеньев.
Первое звено – это растения. Второе звено – это
разнообразные животные, которые питаются
растениями. Третье звено – это животные, которые
питаются другими животными, их называют
плотоядными или хищниками.
Всех животных объединяет одно – они
организмы-потребители.
Подводим итог.
- На какие вопросы вы получили ответ?
- С каким видом информации вы работали?
Рефлексия (лист оценивания)
7. Применение полученных знаний на новом материале
Сейчас мы рассмотрим схему, в которой представлены участники круговорота веществ и пользуясь только что полученными знаниями расскажите о роли каждого.
Видеоматериал «Круговорот веществ» (Приложение 8).
Перед тобой основные участники круговорота
веществ (удивительного круговорота жизни) :
растения производители; животные – потребители;
организмы – разрушители: грибы, дождевые черви; а
также почва с перегноем, бактериями и
минеральными солями.
– Вспомните и расскажите о роли каждого из них.
Д. Растения создают органические
вещества, которые путешествуют по цепям питания
и служат пищей животным-разрушителям и грибам.
Так почва обогащается перегноем.
– Перегной превращается в почвенные соли под
действием бактерий.
– Минеральные соли всасываются корнями растений
для создания органических веществ. Эти
органические вещества вновь начнут своё
путешествие по цепям питания.
У. По какому основному признаку можно разделить животных, обитающих в лесах?
Д. Способ питания.
У. Какие значения есть у этого признака? Назовите представителей каждой группы.
Д. Растительноядные.
– Это белка, заяц, мышь, лось, бобр, сойка, снегирь, клёст.
– Насекомоядные.
– Это дятел, синица, кукушка, летучая мышь.
– Хищные.
– Волк, лиса, сова, ласка, ястреб.
– Всеядные.
– Медведь, ёж, кабан.
8. Проверочная работа
«Кто чем питается?» (Приложение 5)
Выбери чем питается ёж, чем заяц, что является пищей для других животных.
У. Выполните задание Лесовичка, поставив рядом с каждым словом соответствующую цифру.
У. Как в науке называют связь растений и животных между собой?
Д. Цепочкой питания.
Составьте схему цепей питания животных леса. (Приложение 6)
Детям предлагаются цепочки питания с пропущенными звеньями.
У. Заполни пропуски в цепи питания.
Рефлексия (лист оценивания).
Блиц-опрос (индивидуальная работа )
Закончи высказывание:
1. Живая природа состоит из … (органических)
веществ.
2. Животные – это организмы – … (потребители).
3. Растения – производители … (первое) звено в
цепи питания.
4. Животных, которые питаются растениями,
называют … (растительноядными).
9. Итог урока
У. Предлагаю вам взглянуть на лист оценивания.
– Какие выводы вы можете сделать?
– Знаний по каким вопросам у вас недостаточно?
– Какие задания вызвали интерес?
– О чём бы вам хотелось узнать подробнее?
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Лесовичку вы так пригодились.
Использованные Интернет-сайты:
http://tambov.fio.ru
http://tomsk.school.edu.ru
http://www.int-edu.ru
http://www.eco.nw.ru
http://ipkps.bsu.edu.ru
http://www.solnet.ee