ЦЕЛЬ УРОКА:
- изучить устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.
ЗАДАЧИ УРОКА.
- ОБУЧАЮЩИЕ:
- продолжить знакомить учащихся с физическими принципами действия тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания.
- РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать умения применять полученные знания для объяснений явлений, развивать у учащихся интерес к изучению физики, развивать устную речь, умения выражать свои мысли.
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- формировать доброжелательные отношения в классе, такие качества, как ответственность, аккуратность, умения слушать других.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- Таблица “Двигателя внутреннего сгорания”.
- На стене кабинета висит плакат для динамической паузы.
- Доска,
- -мел,
- -указка.
- Мультимедийная установка.
ПЛАН УРОКА.
|
1мин. 10мин. 4мин. 1мин. 15мин. 12мин. 1мин. 1мин. |
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Методическое обоснование: воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, готовлю учащихся к активному восприятию материала, заинтересовываю их.
Сегодня мы с вами продолжим изучать тепловые двигатели, более подробно остановимся на одном из них, двигатель внутреннего сгорания. В своей жизни мальчики с ним уже наверное встречались, разбирали его. Но и девочкам я думаю, что узнать его устройство и принцип действия тоже будет полезно, так как сейчас всё больше женщин садятся за руль автомобилей. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали ранее.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Методическое обоснование: проверяется уровень знаний, проводится подготовка к изучению нового материала.
2.1.Фронтальный опрос: | |
Учитель | Учащиеся |
1)Дайте определение теплового двигателя. | Машина, в которой внутренняя энергия топлива превращается в механическую. |
2)Какие превращения энергии происходят в тепловом двигатели? | Внутренняя энергия топлива- энергия газа (пара) механическая энергия. |
3)Что такое КПД? | Отношение полезной работы, совершенной двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя. |
4)Почему КПД тепловых машин всегда меньше 100%? | Часть энергии идет на нагревание деталей, окружающего воздуха. |
2.2.Решение задачи: некто узнал о трёх изобретениях: применение первого из них обещало экономию топлива 30%, второе позволяла надеяться на 25% экономии, а от внедрения в практику третьего ожидали экономию 45%. Этот человек решил построить такую машину, в которой применялись бы сразу все три изобретения, рассчитывая сэкономить 30%+25%+45%=100% топлива. Насколько обоснованы надежды “изобретателя”? | Расчеты изобретателя неверны, так как 100%-ная экономия топлива означала бы возможность осуществления вечного двигателя. Пусть установка потребляет 100кг топлива, тогда после первого изобретения она будет потреблять до 70кг/ч топлива. После применения двух изобретений одновременно расход топлива составит 52,5кг/ч (т.к. второе изобретение позволит экономить топливо на 25%, но уже от 70кг), и третье изобретение снизит расход до 28,9кг/ч. |
2.3.Заслушивание доклада “Вечный двигатель и невозможность их создания” | |
2.4.Приведите примеры тепловых машин. | Паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания, |
Сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Записываем тему урока.
3.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.
Методическое обоснование: развития интереса изучения физики, расширение кругозора учащихся.
Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, послушаем доклад об истории создания тепловых двигателей.
Учащийся: делает доклад “Изобретение ДВС”.
4.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Методическое обоснование: воспитывается чувство ответственности у детей за своё здоровье, дети улучшают самочувствие.
Упражнения.
4.1.Повторить по плакату путь пчелы, а затем нарисовать эту спираль во всю стену- тренируют мышцы глаз.
4.2.Пальчиковый массаж: поглаживая поочередно пальцы рук, улучшают работу соответствующих органов:
мизинец-сердце,
безымянный- желудок,
средний- кишечник,
указательный- печень,
большой- головной мозг.
5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Методическое обоснование: реализуются обучающие задачи урока, идёт активизация мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся, воспитывается чувство уверенности в высказывании своего мнения.
При объяснении нового материала используются знания учащихся из повседневной жизни, а также таблица “Двигатель внутреннего сгорания”.
Учитель: Назовите элементы ДВС.
Учащиеся: цилиндр, поршень, коленчатый вал, шатун, маховик, впускной и выпускной клапаны, свеча.
Учитель: ещё раз называет эти элементы, показывая их по таблице, а также отмечает, что маховик используется для уменьшения неравномерности вращения вала. Затем просит учащихся записать элементы ДВС в тетрадях. Записи тут же проверяются.
Далее учитель продолжает объяснение нового материала: само название ДВС говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя- прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе ( бензин, керосин) или на горючем газе.
В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800?С.
Принцип действия ДВС.
Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками.
Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более подробно каждый такт.
Учащиеся: пытаются сами объяснить работу двигателя в каждом такте.
Затем учитель ещё раз останавливается на этом, объясняя подробнее с использованием таблицы.
Учитель:
1такт- впуск: при повороте вала поршень опускается вниз. Объём над поршнем увеличивается, в цилиндре создается разрежение, клапан 1 открывается и в цилиндр входит горючая смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей смесью и клапан 1 закрывается.
2 такт- сжатие: при дальнейшем повороте вала поршень начинает двигаться вверх и сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь возгорается от электрической искры и быстро сгорает.
3 такт- рабочий ход: образующиеся при сгорании смеси газы давят на поршень и он движется вниз. В этом случае двигатель совершает работу. Этот такт называется рабочим ходом.
Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты.
4 такт- в конце 3 такта клапан 2 открывается и через него продукты сгорания выходят в атмосферу. В течение такта поршень движется вверх. В конце такта клапан 2 закрывается.
Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте вспомним их ещё раз.
Учащиеся: ещё раз называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи тут же проверяются.
Для более наглядного восприятия нового материала используется компьютерное моделирование работы двигателя внутреннего сгорания.
6.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ.
Методические обоснования: совершенствовать умения учащихся в решении задач, объяснять с помощью полученных знаний некоторые явления.
Решение задач.
6.1. Можно ли ружьё считать тепловым двигатель?
Ответ: да, можно. Так как при выстреле часть тепловой энергии превращается в кинетическую энергию пули.
6.2. Можно ли двигатель внутреннего сгорания использовать на подводной лодке?
Ответ: нет, нельзя, так как недостаточно воздуха.
6.3. Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях. Задача: двигатель внутреннего сгорания совершил работу, равную 2,3·10кДж, и при этом затратил бензин массой 2кг. Вычислите КПД этого двигателя.
7.ДОМАШНЕНИЕ ЗАДАНИЕ.
Методическое обоснование: подготовка учащихся на выполнение домашнего задания, развитие интереса к изучению физики.
Учитель: п.22, написать мини-сочинение “Значение ДВС в жизни людей и на окружающий мир”
Учащиеся: записывают в дневники.
8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Методическое обоснование: воспитание интереса изучения физики.
Учитель: Хочется отметить, что научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это- машины нового века, новых технологий. Это – машины будущего. Может быть кто-то из вас и будет изобретателем этих машин. Желаю вам в этом удачи.