Работа педагогического коллектива по сохранению здоровья в процессе обучения и воспитания учащихся

Разделы: Администрирование школы


«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также не допускали бы перегрузок учащихся. Решение этой задачи имеет существенное значение для сохранения здоровья школьников.

При поступлении детей в школу медицинский работник распределяет учащихся по трем группам здоровья на основании медицинских карт учащихся: I – основная, II – подготовительная,   III – специальная. В течение учебного года происходит количественное изменение в этих группах. Нами было проанализировано, как изменилось количество учащихся по ступеням обучения с сентября 2005 года по март 2006 года:

 

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

 

сентябрь

март

сентябрь

март

сентябрь

март

 

кол

%

кол

%

кол

%

кол

% кол

%

кол

%

I

69

30%

64

28%

70 33%

58

27%

33

34%

29

30%

II

151

65%

153

66%

133 62%

136

64%

56

58%

56

58%

III

12

5%

15

6%

10 5%

19

9%

7

7%

11

12%

Рисунок 1

Рисунок 1

Из диаграммы (рисунок 1) видно, что к концу учебного года уменьшается число учащихся основной группы и увеличивается – третьей группы. Причины снижения здоровья детей разные: это может быть травматизм, осложнение хронических заболеваний, перегрузка, недостаточное питание и витаминизация в семье.

Противостоять школьным болезням может только научная, природосообразная педагогика, ставящая в центр всех действий учителя – ребенка, законы его развития, его врожденные способности.

Поэтому, в 2001/2002 учебном году школе была разработана программа «ЗДОРОВЬЯ». Целью этой программы является сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание культуры сбережения, привитие нравственно-этических навыков доброго, бережного отношения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Это нашло свое отражение в методической теме школы: «Формирование творческого потенциала на основе здоровьесберегающих технологий».

Нами были выделены следующие типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья:

1. Здоровьесберегающие – создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.

Конкретные методы:

  • диспансеризация учащихся (ежегодные осмотры учащихся специалистами по договоренности с городской поликлиникой 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11 классы);
  • профилактические прививки (по календарю прививок);
  • обеспечение двигательной активности (сокращение длительности уроков за счет проведения физкультурных пауз, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе во время динамической паузы 1 кл., музыкальные перемены с использованием КАРАОКЕ, во время которых учащиеся могут потанцевать, подвигаться под музыку, игровые перемены, игра в теннис на переменах);
  • витаминизация (порошковым витамином С добавлением в чай в течение 4 месяцев с декабря)
  • организация здорового питания (составление рационального меню, содержащего необходимый минимум питательных веществ, витаминов);
  • мероприятия в период повышенной заболеваемости респираторно-вирусными инфекциями и гриппом (режим проветривания, осенняя вакцинация против гриппа – этой осенью были привиты против гриппа не только учащиеся 1–4 кл., но и 5–8 классов, влажная уборка, правильное освещение рабочего места, беседы с детьми и родителями классными руководителями и медицинской сестрой школы, выращивание фитонцидных растений).

2. Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.

  • проведение спортивных меропиятий;
  • дети носят кулончики с чесноком, посещают бассейн  учащиеся 1б, 1в классов;
  • ароматерапия во 2а, 3а, 4в классах в период полярной ночи.

3. Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание.

Эти технологии реализуются в школе, во-первых, путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла («Основы безопасности жизнедеятельности», «Биология», «Обществоведение» и др.), во-вторых, традиционным стало проведение в школе недели чистоты и здоровья. В театрализованной форме проводятся праздники «Мойдодыра», Уроки  Айболита.  В этих  мероприятиях активное участие принимают врачи амбулатории. Так,  врач-стоматолог проводит классные часы, на которых показывает и рассказывает, как правильно ухаживать за зубами, правильно чистить, проверяет  с помощью специальных   средств,  как дети чистят зубы.

Психологами школы Михайловой И.А. и Сперанской М.А. организован цикл  бесед в начальных классах «Проблемы  личной гигиены»,  для 5–8-х классов «Особенности полового созревания и поведения детей в подростковом возрасте». Ежегодно  в школу приглашается врач-гинеколог Клокова А.А. для проведения бесед со старшеклассницами «Здоровье девушки».

В начальной школе ведется работа, направленная на формирование психологического здоровья учащихся. Сперанская М.А. проводит уроки по регуляции психики по программе О.В Хухлаевой «Тропинка к своему я». Уроки направлены на приобретение учащимися полезных свойств, способствующих успешной адаптации в школе, детском коллективе, а также на продуктивное развитие личности ребенка на благо самому себе и обществу, в котором он живет.

Во внеурочное время (в ГПД) проводятся занятия, которые направлены  на формирование сознательной установки на здоровый образ жизни, помогают малышам научиться  жить в гармонии с собой и окружающим миром. Занятия ведутся по программе В.М. Мельничук « Я и мое здоровье».

Социальный педагог Кривоногова Г.Г. совместно с психологом Михайловой И.А. проводят большую работу по выявлению детей, которые курят, употребляют алкоголь. Но, не смотря на то, что  проводится большая профилактическая работа, количество курящих школьников растет.

По данным анонимного тестирования учащихся 8–11 классов выявлено: употребляют табачные изделия 22% от общего количества тестируемых. Процент употребления алкоголя среди девушек выше, чем  среди юношей почти на 9%. Проводится анкетирование учеников об их отношении к употреблению токсичных веществ, к здоровому образу жизни. Данные используются для работы с учащимися и их родителями.

Ежегодно школа участвует в Декаде  “SOS”, днях “Некурения”. Дважды агитбригада школы принимала участие в региональном фестивале «Молодая Россия  говорит наркотикам – НЕТ!»: в 2002 и 2005 годах.

В школе ведется работа по формированию спортивно-оздоровительной системы. Работают секции «Волейбол», «ОФП», тренажерный зал.  Регулярно проводятся спортивные спартакиады, соревнования, спортивные праздники,  спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Второй год подряд учащиеся школы выигрывают в городской спартакиаде школьников. 190 учащихся школы посещают спортивную школу, которая  подключилась к эксперименту по оздоровлению детей. На базе 1б и 1в классов в этом году  организованы спортивные группы по плаванию. Дети посещают бассейн,  2 раза в неделю и 1 раз проводится тренировка по общей физической подготовке. В бассейне наравне с обучением плаванию проводится комплекс мер по закаливанию.

Нами был проведен мониторинг заболеваемости ОРВИ, инфекционными заболеваниями учащихся 1-х классов с сентября по март. Мы получили такие результаты:

Месяц


(не посещает
бассейн)

Сентябрь

36%

24%

14%

Октябрь

29%

29%

23%

Ноябрь

36%

24%

41%

Декабрь

36%

10%

23%

Январь

43%

10%

14%

Февраль

43%

5%

14%

Март

29%

5%

9%

Рисунок 2. «Заболеваемость учащихся 1-х классов»

Рисунок 2. «Заболеваемость учащихся 1-х классов»

Из диаграммы (рисунок 2) видно, что заболеваемость учащихся 1а класса выше, чем учащихся 1б,в классов, и происходит уменьшение числа болеющих детей, которые посещают бассейн.

Третий год  в школе работает тренажер БОС – по коррекции опорно-двигательной системы учащихся.  За это время  прошли лечение 92 ученика нашей школы с диагнозами, указанными в таблице:

Диагноз

2003–2004

2004–2005

2005–2006

Нарушение осанки

15

19

8

Плоскостопие

9

14

1

Сколиоз

8

11

4

Компрессионный перелом тел позвонков

1

1

ДЦП

1

Итого:

33

45

14

Медсестра школы Соколова Н.Ф. жалуется на то, что не все учащиеся проходят назначенный курс лечения до конца, а на повторный чаще всего не приходят. А это значит, что лечение не достигает того эффекта, который может быть при полном курсе лечения. Т.е. медсестрой не проводится кропотливой работы по взаимодействию с родителями учащихся, городской поликлиникой, самими учащимися, нет так называемой рекламы работы кабинета. Поэтому необходимо улучшить работу кабинета в этом направлении (увеличение посещаемости).

4. Воспитание культуры здоровья – воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества физическое воспитание. Осуществляется через факультативные занятия по развитию личности учащихся (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских и молодежных проектов, волонтерское движение.

За время работы по данной методической теме, в школе были проведены педагогические чтения по книгам А.Я.Каменского,  педсоветы «Формирование философии здоровья в учебно-воспитательном процессе», «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках Физкультуры, ОБЖ, ИЗО, и музыки», «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе». В 2004 году был проведен практический семинар «Валеологический подход к организации педагогического процесса». На педчтениях, педсоветах, семинарах учителя  делятся своим опытом, своими наработками в этом направлении.

В школе создан лекторий для родителей по сохранению здоровья детей. Учителями, врачами, психологами прочитаны лекции  на такие темы как: «Нервозность у детей и ее причины, определение невроза», «Особенности раннего психического развития детей, впоследствии заболевающих неврозом», «Нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание – причины возникновения неврозов». «Организация закаливания ребенка».

В рамках программы «Здоровья» проводится научно-исследовательская  деятельность учащихся.  К  школьным и городским научным конференциям учащиеся подготовили работы по следующим темам:

1. Изучение состояния чистоты почвы вокруг школы методом выращивания кресс-салата».
2. Влияние фитонцидных растений на повышение иммунитета и снижения % заболеваемости ОРЗ».
3. Влияние коррегирующей гимнастики и ежедневного  употребления моркови на остроту зрения первоклассников.
4. Влияние плавания на физическое развитие учащихся.

С последней работой Света Парыгина заняла 1 место в городской конференции «Молодые лидеры науки» и  выступала на 8 областной инженерной и научной выставке «Шаг в будущее» и получила диплом за актуальность проблемы в Мурманской области.

Данные исследования с фитонцидными растениями  дали положительный результат, % заболеваемости в классе, где выращивали растения и носили кулончики с чесноком,  был на много ниже чем в контрольном классе.

Программа «Здоровья»  ставит задачу диагностики уровня готовности ребенка к школе и динамике развития познавательных способностей у учащихся начальной школы. С этой целью выявляется контингент дошкольников  в микрорайоне. В школе проводится эксперимент «Будущий первоклассник». Школьные психологи Сперанская М.А., Михайлова И.А. проводят консультации с родителями по подготовке детей к школе. Исследуют адаптационный период  в начальной школе и  основном звене. С этой целью посещают уроки, внеклассные мероприятия, семьи учащихся, чтобы отследить деятельность ребенка.

Уже несколько лет в школе проводится анализ заболеваемости учащихся. И если анализ за  2001/2002 учебный год показал, что среди учащихся школы возросло количество детей с заболеваниями глаз на 47 случаев, количество тубинфицированных на 59, хронический тонзиллит на 10, расширенный аллергоз на 14случаев, то за последние четыре года мы имеем следующую картину:

Заболевание

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Инфекционные  и паразитарные

 5%

2%

0%

0%

Краснуха

5%

0,1%

0%

0,1%

Заболевания глаз

34%

12%

6%

5%

Болезни органов дыхания

110%

105%

107%

108%

ОРЗ

78%

86%

 38%

34%

Пневмония

1,1%

0,8%

0,6%

0,4%

Грипп

1%

0,9%

1%

0,7%

Сколиоз

3%

9%

1,8%

0,7%

Рисунок 3

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 4

Анализ заболеваемости за 4 года позволяет сделать вывод, что снизилось количество:

Инфекционные и паразитические заболевания
Краснуха
Заболевания глаз
Грипп
Пневмония
с 5% до 0 %
с 5%   до 0,1%
с 34 % , до 5%
с 1 % до 0,7%,
с 1,1% до 0,4%

Но зато с 2003 года возросло количество заболеваний органов дыхания на 3 %. Конечно, может быть наши статистические данные не совсем точны, поскольку, не все родители обращаются к врачу в случае заболевания ребенка. Звонок классному руководителю о том, что мой сын (дочь) пару дней не придет в школу и – справки нет. Ну, а вообще, есть над чем работать и медикам школы и учителям.

Ведь здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

А в конце своего выступления я хотела бы остановиться на рассказе о работе  студии  «Прикладная природная эстетика», в которой работают второй год объединения «Природа в интерьере» и «Тестопластика» (руководитель Богданова Н.И.),  «Цветоводство и фитодизайн» (руководитель Коваленко Л.В.), «Узелковое кружево» (руководитель Сергиенко Л.Г.), а с февраля этого года открылось объединение «Узоры Севера»  (руководитель Сапина А.Н.). Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не смогут жить, а творчество – это свобода, это возможность быть личностью, а не унылым потребителем. Я хочу предложить вашему вниманию презентацию одного из направлений нашей студии.

Презентация

Я думаю, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. К этому и стремится педагогический коллектив школы.