Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:
- активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
- формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В условиях глобализации, интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека, когда ключевым ресурсом экономического роста страны становится интеллектуально-образовательный потенциал, государство выдвигает новые требования к образованию граждан своей страны.
Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности.
Одной из наиболее удачно и полно отвечающей требованиям современного образования является проектная методика, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Как учитель, использующий в практике своей работы технологию метода проектов, интересна и полезна работа над ними с учениками начальных классов. Постановка задачи исходила от учеников, заинтересовавшихся закономерностями в происходящих природных явлениях. А т.к. знаний ещё не достаточно, к решению проблемы был привлечён учитель старших классов, предметник. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с определенной точки зрения, физики - определять природу явления и его закономерности
Темы работ были сформулированы следующим образом: “Атмосферное давление – помощник человека ”, “Мы живём на дне океана”, “В мире звука”, “Давление морских глубин”. В ходе реализации проектной деятельности акцент обучения делается не на содержании учения как самоцель (“что нужно делать?”), а на процессе применения имеющихся знаний (“знать, как”). Вместе с ребятами проделаны десятки простых экспериментов, которые можно выполнить не только в лабораторных условиях, но и дома. Обращается особое внимание на технику безопасности, эстетическую сторону и аккуратность исполнения. В ходе работы выполнены исследования, проведён их анализ, построены графики и диаграммы. Как результат долгой и кропотливой работы являются призовые первые места на районном туре конкурса “Хочу стать академиком”, наградная грамота за “Исследовательское мастерство” на 4 Городском конкурсе творческих работ, наградные грамоты за “Удивительные идеи” на 5 Городском конкурсе творческих работ “Хочу стать академиком”, в рамках Городской целевой Программы “Одарённые дети”, наградные грамоты за участие в региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников по физике, информатике, технологии и методике их преподавания на физическом факультете Уральского государственного педагогического университета.
Учитель, используя технологию метода проекта, видит необходимость исследовательской деятельности учениками старших классов для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. Работа над проектами охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. В таких проектах принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: физики, химии, географии, биологии, анатомии, экологии и даже литературы, определять природу явлений и его закономерности.
Темы работ были сформулированы следующие: “Радиация – добро или зло?”, “…Звезда по имени Солнце…”. В ходе реализации исследовательской деятельности ребята исследовали вопросы с разных сторон: положительные и отрицательные стороны изучаемой проблемы, собственное отношение к данному вопросу, влияние на окружающую среду в целом и на район проживания в частности. В результате работы учащиеся выступили с презентацией на школьной научно-практической конференции, а также в региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников по физике, информатике, технологии и методике их преподавания на физическом факультете Уральского государственного педагогического университета.
Удачно использовать на этапах работы над проектом: постановка проблемы, выдвижение гипотез, планирование деятельности по реализации проекта технологию мозгового штурма. В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. Это развивает у учащихся: абстрактное мышление, саморефлексию, определение своей собственной позиции, самооценки, критического мышления, формирует интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.); т.е. комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность.
Как доказывают ученые и подтверждают практика, проектное обучение способствует:
- развитию у учащихся абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;
- формированию интеллектуальных умений (аналитических, критических, коммуникативных и др.);
- т.е. комплекс качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность.
Как отмечено в стратегии модернизации содержания общего образования все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.
В проектной деятельности в большей степени формируются компетентности, относящиеся к деятельности человека.
В результате работы с точки зрения компетентностного подхода были достигнуты следующие цели, научить:
- решать познавательные задачи: объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;
- ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, решать аналитические проблемы;
Одним из важных аспектов организации обучения в школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формирования ключевых компетентностей. Реализация этого аспекта возможна при выполнении проектной деятельности межпредметного характера, разработке междисциплинарных проектов. В результате работы развивается познавательный интерес к предмету, к исследовательской деятельности у учащихся, а для педагога эта работа влияет на профессиональный рост и приносит удовлетворение в работе учителя.