Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста. В последнее время меняется подход к художественному произведению на уроках чтения в начальных классов. Совершенствование техники чтения и формирование умения работать с текстом выступают как задачи равной значимости. В школьной практике анализ произведения подменяется морализированием по поводу той жизненной ситуации, которая изображена писателем. Упор делается на выяснение мотивов поведения действующих лиц, при этом персонажи обсуждаются и оцениваются так, будто это живые люди, а не герои литературного произведения. Позиция автора, его оценка изображаемых событий часто не принимается во внимание. А «рассмотрение произведения с точки зрения отражения в нём авторской мысли даёт богатые возможности для понимания его смысла, помогает многое распознать в его содержании и строении».
Конечно, уроки чтения в начальных классах сохраняют свою специфику, отличаются от уроков изучения художественной литературы в старших классах, но цель анализа художественного произведения – осознание его идей, то есть отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежит текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Существенное значение имеют вопросы, которые побуждают учеников задуматься над отношением писателя к изображаемому событию или к героям. Например: «С каким чувством Чехов описывает волчицу?» Ваш ответ подтвердите примерами из текста. Или: Какая осень у Плещеева?» Почему для поэта осень грустная и скучная? Вслушайтесь в слова. Только ли грусть и печаль передаёт поэт, изображая картины осени? Тут нежность ещё: «В каких же словах передаётся нежность?» Или: «Почему Филиппок говорит про себя: «Я бедовый, я ловкий»». Данное монологическое слово героя строится под воздействием предвосхищаемого чужого слова. Возможна реплика учителя: «Ты ещё мал, неловок». Этим и определяется тон, торопливость, стиль высказывания Филиппка, взволнованность героя. Это дети должны заметить, если учитель привлечёт внимание детей к переживаниям героев, к мотивам их поведения. Но за всем этим стоит автор.
1. Сравним три вопроса к рассказу Н. Артюховой «Трусиха».
- Как поступили ребята, услышав, что лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?
- Почему Валя выбежала навстречу псу?
- Автор пишет: «Валя взвизгнула, побежала из калитки…и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости». Почему Валя взвизгнула? Изменится ли что-нибудь, если убрать это слово?
Первый вопрос хотя и настраивает на сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта. Отвечая, ученик должен лишь воспроизвести нужное место из текста. Такой вопрос не открывает ему ничего нового, не приводит к углублению восприятия рассказа. Второй вопрос требует размышлений, оценки, но мысль ученика направлена не на художественное произведение, а на решение моральной задачи. Вопрос не побуждает ученика обращаться к тексту, он отвечает, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации. Обогащение личности ребёнка через художественное произведение не происходит. И только третий вопрос носит аналитический характер, направляет внимание ученика на изображение персонажа автором. Обдумывая значение в этом описании слова «взвизгнула», ученик понимает, что Вале очень страшно, она боится грозного пса не меньше остальных, но всё-таки бежит ему навстречу, не может поступить иначе. Это не значит, что она вдруг стала храброй, это значит, что есть сила, заставляющая и робкого человека принимать беду на свои плечи. Эта сила – любовь, стремление оберегать младшего, ответственность за него. Приходя к такому выводу, ученик приобретает больше, чем знание очередной ситуации, он приобретает нравственный опыт, потому что соприкоснулся с авторским видением жизни.
2. Анализ возможен только после эмоционального
восприятия произведения. Аналитическое чтение –
это всегда вторичное чтение. Во время первого
знакомства с произведением воображение читателя
не должно сковываться никакими вопросами и
заданиями.
«Опираясь на непосредственное восприятие
произведения учащимися, анализ должен
корректировать и углублять это восприятие.
Обсуждению на уроке подлежит то в художественном
произведении, что не воспринимается детьми при
самостоятельном чтении: мотивы, обстоятельства,
последствия поступков героев, описание
внешности персонажей, их переживаний и
размышлений, особенности композиции и т. д. Все
элементы произведения рассматриваются не сами
по себе, в их отношении к идее, так как идея
раскрывается в выборе изобразительных средств
языка, построении предложения, образов героев, т.
е. в каждом элементе произведения. Поэтому так
важно не ограничиваться воссозданием портретов
персонажей, констатацией мотивов поведения
действующих лиц, составлением плана
произведения. Нужно, чтобы школьники задумались,
зачем дан портрет, как в нем выражается отношение
автора к герою, как оценивает автор поступки
персонажей, почему именно так построено
произведение и т. д. »
Рассмотрим, например, как идея рассказа раскрывается через его композицию. Во 2 классе четырехлетней начальной школы дети знакомятся с двумя, на первый взгляд, похожими рассказами. Это «Конек» Л. Толстого и рассказ В. Осеевой «Плохо». В основу этих произведений положена одна и та же ситуация: собака нападает на котенка, но на этом сходство рассказов и заканчивается. В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.
Произведение Л. Толстого построено иначе. Писатель рассказывае6т о том, как у детей появился котенок, как они играли с ним, заботились о нем. Этому посвящена вся первая часть рассказа. Только во второй части описывается основное событие. Зачем нужно такое длинное вступление? Для Л. Толстого принципиально важно, что дети взяли в поле любимое живое существо и забыли о нем. В том, что случилось с котенком, их вина. Идею рассказа можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
3. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения, исходить из внутренних законов жанра. Например, в основу рассказа как эпического произведения составляет изображения персонажей, действующих в определенных обстоятельствах. Автор выражает свое отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышлений героев. Следовательно, анализ должен помочь читателю раскрыть идею в изображении событий и героев, а не привнести ее извне в виде готовой истины, что часто наблюдается в школьной практике. (Этому, в частности, способствует задание подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа, данное до анализа текста. Это задание настраивает не на постижение идеи через систему образов, а на прикрепление моральной сентенции к художественному произведению. Рассказ при этом воспринимается как иллюстрация к тому, что давно известно. Сопоставление пословицы и рассказа возможно после анализа текста, но то лишь тогда, когда выясняется специфика каждого жанра, а не подменивается один жанр другим.)
4. Анализ должен быть изобразительным: на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения.
Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера героев (Н. Носов «На горке», «Заплатка» и др.), поможет анализ композиции. Можно использовать такой прием, как составление плана. Это позволит установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа. При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев (В. Осеева «Три товарища», «Сыновья» и др. ), анализировать композицию нецелесообразно. Лучше использовать прием словесного рисования, позволяющий воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя.
5. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ученика, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы. Как эти требования можно воплотить в практику школьного преподавания, рассмотрим на примере рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», который изучается во втором классе четырехлетней начальной школы.
При самостоятельном чтении рассказа «Волшебное слово» дети воспринимают обычно лишь внешнюю сторону: Павлик сталь говорить всем «пожалуйста», и все его желания исполнились. Идея рассказа воспринимается как назидание – нужно быть вежливым. Дети не замечают, что волшебное слово изменило самого героя, научило его думать о других людях. Эта перемена в герое подготавливается всем ходом повествования и становится явной лишь в конце рассказа. Вспомним, в начале рассказа Павлик ослеплен своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Спокойный тон старика заставляет его впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Затем идут встречи с Леной, бабушкой, братом. Павлик вежлив, внимателен. Но почему? Он хочет проверить, прав ли старик, исполняются ли его желания, т. е. думает о себе. А в конце рассказа Павлик вновь бежит в сад, но уже не затем, чтобы «отдать» – сказать «спасибо».
Итак, задача анализа – раскрыть идею рассказа, проследив развитие образа героя. Удобнее всего провести урок в форме подготовки к чтению по ролям. Этот вид работы позволит обратить внимание на смену настроения персонажей, выяснить мотивы и обстоятельства их поступков. Рассказ большой, второклассникам трудно ориентироваться в таком тексте. Поэтому лучше перечитывать рассказ небольшими отрывками, а отдельные словосочетания, необходимые для сопоставления поведения героя в похожих ситуациях, выписывать на карточки.
Ход урока будет во многом зависеть от того, как организовано первичное восприятие текста. Навык чтения у второклассников сформирован еще недостаточно. При самостоятельном чтении им трудно воспринимать прочитанное как художественное произведение, поэтому рассказ лучше прочитать учителю. После чтения необходимо проверить первичное восприятие, чтобы внести коррективы в ход анализа.
Приведем фрагмент урока.
1. Проверка первичного восприятия текста
– Понравился ли рассказ? Как вы думаете, зачем Павлик вернулся в сад? За что он хотел поблагодарить старика? Что изменилось в жизни мальчика? А сам Павлик изменился?
2. Постановка учебной задачи
– Вы отметили, что Павлик изменился в лучшую сторону. А что заставляет человека меняться? Как вырабатывается характер героя рассказа? Пока вам трудно ответить на этот вопрос. Поможет вам автор. Нужно только внимательно пересчитать рассказ. А чтобы вы лучше поняли героя, представьте себя на его месте. Итак, перечитайте рассказ и приготовьтесь к чтению по ролям.
3. Вторичное восприятие текста и его анализ
1) Чтение первого отрывка до слов: «Ещё бы! – сердито буркнул мальчик».
– Можно ли при чтении этого отрывка по ролям оставить только слова героев, а слова автора опустить? Докажите свою точку зрения. Зачем нужны слова автора? (Автор рассказывает о месте действия, о том, как выглядели герои, а по описанию внешности можно понять состояние, настроение героя. Поэтому опустить слова автора нельзя.)
– Значит, роль автора самая ответственная. Прочтите первые три строчки так, чтобы можно было представить себе старика. Найдите и прочитайте про себя предложение, начинающееся со слов «Старик подвинулся…». Какие слова в этом предложении вы выделите при чтении и почему? («Красное, сердитое лицо мальчика…» Эти слова говорят о состоянии Павлика, подсказывают, как читать реплики.)
– Как Павлик говорит со стариком? (Раздражённо, грубо, желая, чтобы его оставили в покое.)
– А как отвечает старик? (Спокойно, заинтересованно, как бы не замечая его грубости.)
– Прочтите по ролям этот отрывок, постарайтесь передать раздражение Павлика, спокойствие и заинтересованность старика.
2) Чтение второго отрывка до слов «И вдруг замолчал».
– Прочтите этот отрывок про себя. Отметьте на рабочей закладке те предложения, которые показывают, что настроение Павлика меняется. (Цель этого приёма – вовлечь в работу менее активных людей).
– Прочитайте те предложения, которые показывают, что настроение Павлика изменилось.
В ходе коллективной работы выясняется, почему менялось настроение героя. По мере того, как дети выделяют нужные слова, учитель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку со словами: сказал, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком по скамейке, вдруг замолчал.
– Итак, Павлик вспоминает одну обиду за другой, его раздражение растёт. А как продолжает вести себя старик? (Старик всё так же спокоен и доброжелателен, именно поэтому Павлик вдруг замолчал». Он впервые обратил внимание на своего собеседника, подумал о нём.)
– Прочитайте этот отрывок по ролям, помня обо всём, что мы говорили.
3) Чтение третьего отрывка до слов «Лена сидела…».
– Поверил ли Павлик старику, когда услышал волшебное слово? Что вызвало сомнение Павлика, а что заставляло верить? (Автор пишет, что Павлик «усмехнулся», значит, сомневался в волшебном слове, но побежал проверять, значит, надеялся, что оно поможет. Слово знакомое, обыкновенное, но… недаром автор всё время подчёркивает, как выглядит старик: мягкая седая борода делает его похожим на волшебника.)
– Как нужно прочитать слова старика, чтобы Павлик поверил в волшебное слово? (Очень убедительно, чуть-чуть таинственно, негромко.)
– Тому, кто будет читать за автора, важно подчеркнуть все детали, делающие старика похожим на волшебника. Прочтите этот отрывок по ролям.
Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» рассчитано на два урока. Вторая часть рассказа анализируется на следующем уроке, после того как дети перечитали её дома. Теперь они хорошо знакомы с текстом, поэтому методика выборочного чтения меняется. Звучит вопрос учителя, и дети сами находят и читают отрывок текста.
Приведём фрагмент второго урока.
1. Выборочное чтение текста и его анализ
– Как встретила Лена Павлика? Прочитайте. Почему она так сделала? А как она повела себя, когда Павлик попросил дать ему краску? Прочитайте. Что же изменилось и почему? (Поведение Лены изменилось потому, что изменилось поведение Павлика.)
– Как подошел Павлик, как попросил Лену? Прочитайте, как пишет об этом автор.
На наборное полотно учитель выставляет карточки со словами: пошел боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал. Карточки ставит во второй столбик, чтобы удобнее было сопоставлять с карточками, выставленными в ходе первого урока.
– Прочтите по ролям сцену встречи Лены и Павлика, – говорит учитель.
– Как вы думаете, как могла выглядеть та сцена, когда бабушка за одну морковку замахнулась на Павлика тряпкой? Как теперь повел себя Павлик при встречи с бабушкой?
На набранное полотно учитель выставляет карточки со словами: заглянул в глаза и прошептал, расцеловал ее в обе щеки.
– Почему бабушка выбирала внуку самый лучший
пирожок? Как автор показывает, что бабушка
очень обрадовалась? Прочтите по ролям сцену
встречи бабушки с Павликом.
– Почему бабушка и сестра стали просить брата
взять Павлика покататься на лодке? Прочитайте по
ролям эту сцену.
На наборное полотно учитель выставляет карточки со словами: сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил.
2. Обобщение
– Посмотрите на доску. Прочитайте те карточки, что мы выставили на доску на прошлом уроке (в левом столбике), и те, что поставили сегодня (они в правом столбце). Похоже, что речь идет об одном человеке? Что же произошло с Павликом? Почему Павлик, узнав волшебное слово, ничего не сказал старику, а в конце рассказа возвращается в сад? В чем же состояло волшебство волшебного слова?
– Ребята, будем надеяться, что Павлик задумается над тем, что надо быть внимательным к людям».
Автор убеждает своего героя и читателей, что доброе отношение к людям приносит им радость, рождает доброе отношение к тебе самому.