Урок математики "Разложение чисел на простые множители"

Разделы: Математика


Тема урока: «Разложение чисел на простые множители».

Цель урока: выработать навык разложения чисел на простые множители, повторить признаки делимости чисел и использовать их при разложении чисел на простые множители, продолжать расширять представления учащихся об окружающем их мире.

ХОД УРОКА

Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Тема нашего урока «Разложение чисел на простые множители».
Давайте вспомним, что это значит? Какие числа являются простыми? Какие еще вы знаете числа? К какой группе относится число 1? Теперь мы повторим, изученные нами, признаки делимости чисел на 3, 9, 5, 2 и 10. (Фронтально)

1) Работа в парах. Задание учащимся:  заполнить таблицу:

 

Кратно10

Кратно 9

Кратно 3

Кратно 3 и 5

Кратно 2

Кратно 9

Кратно 2 и 9

Число              
Буква              

«ш»     312                     «ч»   310 
«е»      567                     «в»    585
«ы»     555                     «б»    771

  Ответ:

 

Кратно10

Кратно 9

Кратно 3

Кратно 3 и 5

Кратно 2 и 3

Кратно 9

Кратно 5 и 9

Число

310

567

771

555

312

567

585

Буква

ч

е

б

ы

ш

е

в

Историческая справка: Пафнутий Львович Чебышев – русский математик. Он занимался изучением свойств простых чисел. Он доказал, что между любым натуральным числом, большим 1, и числом, вдвое большим, всегда имеется не менее одного простого числа. Давайте проверим это на примере нескольких чисел. (Устно)

2) Задание учащимся:  Соедините стрелками равные выражения, предварительно разложив числа из левого столбика на простые множители.

На доске записано:

125                                                                            2 . 2 . 2 . 2 . 7

315                                                                            5 . 5 . 5

444                                                                            2 . 2 . 3 . 13

112                                                                            2 . 2 . 3 . 37

156                                                                            3 . 3 . 5 . 7

Как по-другому можно записать выражения, стоящие в правом столбике?

24 . 7, 53, 22 . 3 . 13, 22 . 3 . 37, 32 . 5 . 7.

2) Проверьте правильность разложения чисел на простые множители, поставив знаки «+» или «–».

3) Задание учащимся: из чисел  84, 44, 75, 60 выберите то, которое раскладывается на наибольшее количество простых множителей. Подчеркните это число зеленым цветом.

4) Работа по группам

Задание учащимся:  по разложениям чисел определите, какие из них делятся на 2, на 3, на 4, на 6, на 7:

  1. 2 . 11 . 13
  2. 2 . 5 . 3 . 17
  3. 3 . 5 . 23 . 41
  4. 2 . 2 . 2 . 3 . 7.

Выпишите отдельно разложения чисел, делящихся: на число 4; на число 6.

5) Отвечая на вопросы, впишите верные слова и в выделенном столбце получите имя ученого, математика, жившего до нашей эры.

1. Продолжите предложение: натуральное число, имеющее только два делителя  называется …
2. Как называется натуральное число, на которое число а делится без остатка?
3. Какое число является делителем любого натурального числа?
4. Назовите автора первого учебника по математике.
5. Продолжите предложение: натуральное число, имеющее более двух делителей, называется …
6. Как называются числа, используемые при счете?

Ответы:

В данном кроссворде «спрятано» имя Пифагора Самосского (VI в. до н.э.).  Историческая справка на эту тему: Пифагор и его ученики изучали вопросы делимости чисел. Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), они называли совершенным числом. Например, 6 = 1 + 2 + 3; 28 = 1 + 2 + 4 + 7 + 14; 496; 8 128.

Подведение итогов урока: Давайте подведем небольшой итог. Какова была цель урока? Мы её достигли?

Домашнее задание: п.41, № 495(3),  №503, №507 (2).