Цель: Помочь детям научиться справляться с проблемами.
Задачи:
- Научить детей адекватно анализировать свои проблемы;
- Способствовать установлению атмосферы дружелюбия.
(В роли лисенка – психолог)
ХОД УРОКА
Учитель:
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Сегодня у нас несколько необычное занятие.
- Ребята, посмотрите не наших гостей. Знакомы ли вам их лица? (Ответы детей). Конечно же, вы узнали своих недавних воспитателей.
Ведь в детский садик вы ходили,
Было мало там хлопот.
А теперь вы повзрослели –
Стало все наоборот.
Продолжить разговор о нашем сегодня я приглашаю (выходит группа ребят с буквами Ш, К, О, Л, А; дети читают стихи).
Настя (Ш) – Шаг за шагом в этот класс
Катя (К) – Кто-то вел за ручку нас
Саша (О) – Очень благодарны им,
Воспитателям своим.
Лера (Л) – Любим мы звонок веселый!
Алена (А) – А зовется это… (вместе) ШКОЛА!
Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось? (Обращает внимание детей на слово “школа”)
- Друзья! А жить без школы на земле нельзя! Вы согласны? Там, где школа, там и радости, и огорчения; удачи и трудности. Вот об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.
Итак, начинаем наш урок.
Вот дом, который зовется школа.
А это – веселые детские лица,
Которые сами приходит учиться
В дом, который зовется школа.
А вот педагоги умны и строги,
Сюда привели их прямые дороги,
Чтоб видеть веселые детские лица,
Которые сами приходят учиться
В дом, который зовется школа!
(Включается фонограмма, звучит лирическая музыка)
- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
(Музыка продолжает звучать)
- Ребята, скажите, а кто из вас любит сказки? (Ответы детей)
- Сказки нравятся не только детям, но и нам, взрослым. Давайте позовем сказку. Представьте, что в руках у вас волшебная палочка. Взмахнем этой волшебной палочкой и тихонько скажем: “Раз, два, три, сказка – приходи!
(Зучание музыки усиливается, учитель садится и читает сказку)
В одном лесу жили лисы. Они жили большой и дружной семьей. Одно поколение сменяло другое, и не было им равных по силе и ловкости. Они славились как опытные и умные охотники. В этой семье рос маленький лисенок. На радость родителям он был веселым и подвижным. Однажды родители решили, что настало время готовить лисенка к взрослой жизни. Необходимо было пройти испытание. Такие испытания проходили в специальных лесных школах, где самые старшие и опытные лисы передавали свое мастерство молодому поколению.
Лисенок радостно бегал в школу. Он хотел научиться всему сразу: и бесшумно передвигаться по лесу, и развить тонкость слуха, и различать все лесные запахи, и тренировать остроту зрения. Но с каждым днем он становился все грустнее и задумчивее. Ему не удавалось повторить за лисом все упражнения, не получалось делать все так же легко и быстро, а некоторые домашние задания совсем не мог выполнить. Горько плакал лисенок
(Появляется лисенок и горько плачет)
Лисенок: - Почему у меня ничего не получается? Я плохой. Я ничего не умею! Наверное, только я один такой!
(Останавливается, разглядывает ребят)
- Ой! А куда это я попал?
(Дети отвечают: - В школу, в 1-й класс!)
- Ребята, а у вас в школе все получается?
Учитель: – Ребята, давайте расскажем лисенку, что у нас хорошо получается, а в чем возникают трудности. Соберем копилку трудностей первоклассника.
Лисенок: – А у меня как раз с собой и корзинка есть.
(Показывает корзинку, на которой надпись: “Копилка трудностей первоклассника”)
- Называйте все, что вызывает у вас трудности и огорчения в школе. Ну а раз вы писать еще не умеете, то нам помогут в этом гости. У меня и листочки специальные имеются.
(Раздает листочки и оставляет корзинку у воспитателей)
Трудности: (можно детям подсказать)
- Мне трудно тихо сидеть на уроке.
- Мне трудно не делать в тетради ошибки.
- Я стесняюсь отвечать у доски.
- Трудно рано вставать.
- Трудно писать буквы.
- Трудно запоминать правила.
- Не получается быстро и правильно произносить скороговорки…
Лисенок: – Да, я вижу, что и вам нелегко учиться! А домашние задания у вас бывают? (Дети отвечают). Тогда может вы мне поможете выполнить домашнюю работу?
Учитель: - Будем помогать лисенку? Тогда приготовились! Лисенок, наши первоклассники знают одно из главных правил школьника – это быть внимательным на уроке, стараться хорошо – хорошо слушать учителя.
Лисенок: - Ой, это я умею!
Учитель: - А вот мы и проверим. Поиграем в игру “Доскажи словечко”. Догадайтесь, о каком звере или птице идет речь:
- Сено хоботом берет толстокожий…. (лисенок путает) бегемот (слон)
- Кто любит по веткам носиться, конечно, рыжая лисица (белка)
- В чаще, голову задрав, воет с голоду жираф (волк)
- Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый волк (медведь)
- Под луною песни петь сел на веточку медведь (соловей)
- На заборе поутру кукарекает (петух)
Учитель: - Ну, лисенок, теперь понятно, почему у тебя что – то в работе не получается. Наверное, ты что-то при объяснении прослушал!
- Ребята, вы согласны с этим?
Лисенок: - Ребята, а как называется все то, что мы слышим? (Это звуки)
Учитель: - А какие звуки речи бывают? (Гласные и согласные)
Лисенок: - Говорите о звуках, а тут какие – то числа (показываю 6 и 10).
Учитель: - Чтобы это значило? (6 звуков, 10 букв)
- Что же помогло нам запомнить это? (Рифмовка о гласных звуках)
А – О – У, Э – Ы – И
Звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть,
Гласных звуков ровно – 6.
- Давайте назовем буквы гласные (называют: а, о, у, э, ы, я, е, ю, е, и).
Почему эти буквы в 2 ряда выстроились? (Буквы 1 ряда – показывают твердости, 2 – показатели мягкости)
Лисенок показывает карточки… и спрашивает:
- А это что за значки? (Дети отвечают)
Учитель: - Лисенок, вы в лесной школе буквы уже учите?
Лисенок: - Да, но мне их трудно запоминать!
Учитель: - А нам зарядка в этом помогает!
“ ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА” (карточки с буквами М, Я, У)
В итоге: - Какое слово получилось? (МЯУ)
- Так что нам помогает запоминать учебный материал? (Наша память)
- Ребята, давайте немного отдохнем. Проведем переменку. Я вам буду задавать вопросы. Вы отвечая, должны и мяукать и хрюкать, и мычать, и квакать и пищать, т.е. издавать смешные звуки. Внимание!
- Вам сейчас всем надо встать, только – чур – нельзя скучать!
А лисенок будет помогать.
- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто мороза не боится и с горы летит как птица?
- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Кто домашний свой урок выполняет ровно в срок?
- Кто из вас, хочу узнать, любит петь и танцевать?
Учитель: Вот как много умеют и знают наши первоклассники. Но это еще не все. Ребята, пока вы тут мяукали, вас услышали сказочные коты (показывает рис. 2 котов) Из какой они сказки? (Ш. Перро “Кот в сапогах”)
Задание: Рассмотрите 1-го кота, теперь 2-го. Чем они похожи? А чем отличаются? (Перечисляют различия: цвет сапог, Один повернут вправо, другой влево…)
- Что обозначает цифра 1? (1 – число розовых сапог; серых сапог, шляп и перьев у каждого)
Дорожка, по которой убегут коты обратно в свою сказку.
- Что собой представляет эта дорожка? (Кривая линия)
Показывает. А что это? Завтра что – то интересное и новенькое узнаем о луче.
- Ох, и хорошо мы поработали, что даже жарко стало! Давайте, наведем порядок в классе, проветрим классную комнату.
- Раз, два, Три пыль везде сотри. Фортку открывай, воздух освежай.
- Ребята, а теперь я хочу пригласить вас вместе с лисенком в одно замечательное царство, в котором живет прекрасная царица, а имя ее поможет узнать нам загадка:
Я – в царстве луж, в краю огней и вод.
Я – в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?
- Что же это за царица? (Осень)
- Как догадались? (Перечисляют дела осени)
А еще ребята знают интересное стихотворение, про осень. Послушаем. Пожалуйста, Анюта!
Осень одевается
Пестро-пестро,
Осень пахнет
Остро – остро.
Осень стелет мягко-мягко,
Осень кормит
Сладко – сладко.
Учитель: Какие дела осени можете назвать?…
- Ребята, у нас за окном зима, а мы вдруг опять повели разговор об осени. Почему, кто догадался? (По календарю ноябрь последний осенний месяц)
Задание 2…в учебнике. Выполните его вместе с родителями (читает задание).
Учитель продолжает разговор об осени по тексту с. 41 с использованием иллюстраций по его содержанию.
- Много забот у человека осенью. Горячей называют осеннюю пору люди. Созрели на полях пшеница, овес, кукуруза. В огородах собирают картофель, морковь, капусту. Поспели в садах яблоки, груши, виноград. Надо успеть посеять озимую рожь, посадить озимый чеснок. Посадить саженцы яблонь, груш, крыжовника, смородины. Сделать заготовки на зиму (текст иллюстрируется)
В итоге – Каким словом называют то, что вырастил человек? (На наборном полотне буквы УРОЖАЙ, перевернуты; после того, как дети назовут слово, буквы переворачиваются)
- За что – же мы спасибо говорим осени? (Перечисляем)
Лисенок коротко рассказывает, как лесные жители готовятся к зиме, после чего начинает искать корзину, приговаривая:
- Ой, а где же моя корзинка? Я же хотел своим одноклассникам лесной школы угощения принести (останавливается сначала на том месте, где сначала стояла корзина).
- Вот так чудеса! Корзинка исчезла, а вместо нее – ... Что это? (разворачивает рулон) (радостно) – Вот корзинка!
Учитель: - Да, такое только в сказках случается! Не переживай, не огорчайся, лисенок. Ребята, давайте поможем лисенку – сделаем подарок для его друзей – одноклассников. А как? (Ответы детей)
(Расстилаем рулон на столах среднего ряда. Дети рисуют овощи, фрукты, ягоды…Вкл. Фонограмма “лесная музыка”. Учителя и воспитатели тоже подключаются к ним. После завершения работы дети садятся на свои места, картина демонстрируется. Лисенок забирает плакат, благодарит всех участников за подарок.)
Лисенок: - Ну вот, мне и пора уходить. Меня ждут дома. Я многому научился здесь у вас. Вы мне помогали справиться с моими трудностями. Теперь мне будет намного легче учиться. А еще я узнал, что в вашем классе есть ребята, которые готовы помочь в трудную минуту. Спасибо за подарки и за помощь! До свидания! (Лисенок уходит. Учитель продолжает чтение сказки. Звучит музыка)
Учитель: - Шло время. Пришлось лисенку и дальше заниматься в лесной школе. Но теперь он не суетился, не бегал без дела. Старался ходить бесшумно, все вокруг замечать, старался исправлять все ошибки, не унывать при неудачах и промахах. Трудно было лисенку. Но вот наступил день проверки на силу и выносливость. Друзья лисенка стали крепкими и хитрыми. Ловкость и сноровка были в их движениях. На поляне собрались все лесные звери. Испытания были долгими и трудными. Каждый участник был лучше другого. Дошла очередь и до лисенка. Но где же он? Что – то его не видно! Он превратился в красивого лиса, ловкого и сильного, смелого и быстрого. Маленький лисенок поверил в себя и добился всего, чего хотел. (Музыка выключается)
- Вот и закончилась сказка, в которой мы побывали все. Вам она понравилась?
- Скажите, ребята,
- К чему готовили лисят в лесных школах? (К будущей взрослой жизни.)
- Почему лисенку было трудно в школе? (Хотел научиться всему без труда)
- Почему лисенок считал себя плохим? (У него ничего не получалось)
- Куда делся лисенок в конце сказки? Почему автор сказал: “Нет его больше”? (Он стал лисом)
- Были ли у вас в жизни похожие ситуации? (Называют)
- Ребята, оказывается, и у вас, и у других таких же первоклассников, и у маленького лисенка – школьника бывают в школе трудности, но нужно уметь преодолевать эти сложные ситуации, чтобы в будущем вы смогли закончить школу и стать образованными людьми. А за помощью вы всегда сможете обратиться к своим друзьям, родителям, учителю и психологу, к тем, кто всегда будет рад вам помочь. Не зря говорят: “Учитесь не тому, что легко, а тому, что трудно” (на доске плакат – опора).
Психолог: - А теперь подведем итог нашего занятия. Встали ребята в круг (у психолога в руках горящая свеча). Каждый, у кого в руках окажется свеча, скажет о том, что понравилось на занятии сегодня, или не понравилось, т. е. Выскажет свое мнение, поделится своими мыслями, впечатлениями.
Список используемой литературы:
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. – 280 с.