1. Историческая справка о школе.
Год ввода в эксплуатацию Карагайлинской средней школы – 1965 г. Проектная мощность – 500 обучающихся. Реальная наполняемость – 134 обучающихся. Скомплектовано 13 классов.
Учредители школы: администрация Прокопьевского района.
Здание школы – типовое, с двумя пристройками. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, мастерские, компьютерный класс, актовый зал. Техническое состояние школы – хорошее.
В муниципальном образовательном учреждении “Карагайлинская средняя общеобразовательная школа” функционируют мастерские, построенные в 1977 г., где расположены станки по дереву и станки по металлу. В школе с 1977 года оформлен кабинет трактороведения, обучающиеся получают свидетельство на право вождения трактора.
Школа имеет приусадебный участок в 30 соток, на котором выращиваются ежегодно овощи для питания детей. На участке расположены учебно-опытные отделы, где обучающиеся проводят опытно-исследовательскую деятельность.
Школа имеет 132 гектара земли, из которых 2 гектара ежегодно засаживаются картофелем для питания учащихся, под зерновыми занято 70 га, 60 га находятся под парами. Валовый сбор зерна в 2006 г. зерновых составил 136 т, урожайность 17 центнеров с гектара. Урожай картофеля составил 15 т: 5 т оставлено на питание учащимся , 7 т – на семена, 3 т реализовано Карагайлинскому Детскому саду и Кутоновской школе. В 1978 году была организована производственная бригада, которая занимается выращиванием картофеля и зерновых. Излишки картофеля и овощей реализуются, и полученные средства идут на развитие школы.
Здание муниципального образовательного учреждения “Карагайлинская средняя общеобразовательная школа” расположено в центре села, вблизи от центральной дороги. Рядом расположен сельский Дом культуры, поликлиника, торговый центр.
В сентябре 2002 года школа прошла лицензирование, в октябре 2003 – аттестацию и подтвердила свой статус общеобразовательной школы, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет.
В школе 1-й класс работает в режиме пятидневки, со 2–11-й классы в режиме шестидневки.
Продолжительность урока 45 минут.
Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков, секции, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.
2. Социальная среда школы.
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в сельской местности. Культурный центр – сельский Дом культуры, где функционирует библиотека, кинозал, организована работа кружков. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами ближайших городов не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.
3. SWOT – анализ МОУ “Карагайлинская средняя общеобразовательная школа” с приоритетным направлением “Школа информационной культуры” <Приложение 1>.
4. Древо проблем <Приложение 2>.
5. Древо целей <Приложение 3>.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“КАРАГАЙЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА”
1. Наше видение миссии школы.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – школа информационной культуры.
Иерархическая образовательная “лестница” восхождение человека ко все более высоким образовательным результатам включает в себя следующие “ступени”: грамотность – образованность – компетентность – культура –менталитет.
Информационная культура – это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Информационная культура в образовании– это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью, способного осознать и освоить информационную картину мира. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Чтобы правильно организовать образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.
Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на формирование и развитие у каждого школьника совокупности информационного мировоззрения и системы знаний и умений, силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
особенности семьи и её отношение к ребёнку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
социальная среда, в которой живёт и развивается человек.
Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
воспитательное учреждение, в котором получает образование человек.
От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нём, каково его влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования – мы выбираем для себя модель школы информационной культуры, которая воспитывает человека информационно-грамотного, здорового физически и психологически.
Система образования в школе должна состоять из следующих подсистем:
Система обучения информационной культуры |
|
1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, компьютерный эксперимент. | Психологическая служба |
2. Классно-урочные занятия, использование информационных технологий. | Программа образования |
3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, спецкурсы, профили, направленные на формирование информационной культуры. | |
4. Самообразование. Интернет. | |
5. Клубная (внеурочная) работа школы, использование презентаций, клуб одаренных детей, “Интернет-клуб” | Программа воспитания |
6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление | |
7. Трудовая деятельность учащихся | Социальная служба |
8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка, база данных. |
Воспитание здорового, информационно-грамотного человека в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностями, интересами и склонностями, умеющего найти и использовать нужную информацию из различных источников с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
2. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы информационной культуры.
Учащиеся в школе, осуществляющей развитие информационной культуры, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.
Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
- отработка модели новой перспективной школы информационной культуры как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
- существенное повышение качества образования;
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
- обеспечение социальной защищённости участников образовательного процесса.
Задачи:
- наполнение содержания БУП информационными и здоровьесберегающими формами;
- поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, с использованием компьютерного эксперимента, расширение этой работы до 5–8-х классов в рамках предметов по выбору;
- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);
- активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса “ученик – родитель – учитель”, используя электронный журнал;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем своё развитие и обогащение.
Перспективы и ожидаемые результаты
школы
информационной культуры в обучении
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, – перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
I ступень – начальная школа:
Традиционные программы обучения – переход на 4-летнее образование; курсы психологического становления личности( поддержки) “Жизненные навыки”, пропедевтические курсы, преподавание информатики.
II ступень – основная школа (5–9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части – спецкурсов, факультативов, направленных на воспитание информационной культуры и здорового образа жизни, групповых занятий с одарёнными детьми.
III ступень – средняя школа (10–11-е классы): от изучения предметов по выбору к созданию в школе информационной среды; довузовская подготовка учащихся.
Этапы освоения и внедрения
новой концепции развития школы
I этап (2005–2006 гг.) – составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
II этап (2006–2008 гг.) – практический – корректирование проектов, организация учебно-воспитательного процесса, использование информационных и здоровьесберегающих технологий во всех сферах образовательного процесса.
III этап (2008–2010 гг.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
3. Модельное представление школы.
Модель работы в школе. |
|||
Ступени образования | Начальная школа 6–9 лет |
Основная школа 10–14 лет |
Полная средняя школа 15–17 лет |
Содержание образования | Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учётом регионального компонента. | ||
Особенности организации работы школы | Традиционные уроки с элементами информационных и здоровье сберегающих технологий | ||
- “Школа 2100” - курсы психологического становления личности “Жизненные навыки” - информатика - групповые занятия по информатике “Лого миры” |
спецкурсы, факультативы, направленные на воспитание информационной культуры |
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:
- способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
- пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
- Способствует повышению уровня информатизации, степени его усвоения и качества использования человеком, умения владения средствами и методами информатики.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
А) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
Б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Перспективная модель работы школы к 2010
г.
(пояснительная записка к схеме – см. схему 2)
<Приложение 4>
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
- базисные учебные предметы;
- спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);
- дополнительное образование.
Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников с использованием информационных технологий, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей даётся возможность самореализации.
С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
Существенное повышение качества образования
I модуль:
- создание прочной базы знаний, умений и навыков, включая информационных, необходимых для перехода в основную школу;
- содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения;
- учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создаёт атмосферу эмоциональной включённости, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
- постепенное наращивание задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;
- развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
II модуль:
- учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
- усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии с использованием интерактивных средств;
- развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);
- расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов, электронных презентаций и т.д.;
- умение работать с литературой, Интернетом, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты, презентации, электронные учебники и т.д.;
- умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
- использовать информационные умения при изучении различных предметов;
- сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимися через коррекционные групповые занятия.
III модуль:
- конкретизация познавательных интересов учащихся;
- углубление знаний в различных предметных областях;
- групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
- урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачёты, коллоквиумы, блоки, научные конференции и т.д.
IV модуль:
- учитель – научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявить широкие аналогии;
- формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.
V модуль:
- формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
- качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школы;
- повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;
- внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;
- активное участие в ОЭР и научной работе;
- дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.