Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т.д.) педагоги дошкольных учреждений до конца ещё не осознали значение психического здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьёзные психические нагрузки.
В последние годы педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.
Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком.
Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влиянии на поведение человека.
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует недостаточное развитие эмоциональной сферы.
Для меня важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи или ошибки.
Уже в течение нескольких лет я работаю по программе “Детство”. В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена комплексной образовательной программе “Детство” социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющие все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе “Детство”.
Эмоционально-комфортное состояние каждого ребёнка в детском саду составляет условие реализации программы социально-эмоционального развития.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются более бурно и непосредственно, придавая его жизни особую выразительность. Дошкольники трёх, пяти лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние и эмоциональное состояние сверстника.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшей группы: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания и играют.
Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.
Воспитатель и родители должны “делать одно дело” - создавать для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он “пуп земли”, неженка, заваленный сладостями и игрушками.
С детских лет ребенок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть “ходячим университетом” и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Улыбка на лице как много это значит,
Когда смеются все, когда никто не плачет.
ТЕМА: “НАСТРОЕНИЕ” /средняя группа/
Задачи:
- Закрепить знания детей об эмоциях радости, грусти, страха, умение распознавать эмоциональные проявления.
- Развивать способности, делиться своими впечатлениями.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование:
- Царевна Несмеяна (кукла),
- 3 домика,
- гном,
- баба яга (кукла),
- атрибуты к игре “Ребята с нашего двора”,
- стульчики для поезда,
- кассета с записью музыки,
- незаконченный портрет бабы Яги.
Ход занятия
I. Приветствие: Дети стоят в кругу взявшись за руки, и говорят о том, что они рады видеть друг друга.
Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.
II. Основная часть.
Воспитатель предлагает отправиться с детьми в сказочную страну на поезде. Дети садятся на стульчики и под музыку отправляются в путешествие.
Вот мы и приехали. Три домика стоят. Кто же в них живёт? Давайте подойдем и постучимся в первый дом. Воспитатель читает стихотворение “Гном дома” Ю.Мориц.
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном – дома!
Он кормит белок шишками,
За стол садится с мишками,
С пушистыми зайчишками,
Да с мышками норушками!
Он делится игрушками.
С кукушками – болтушками,
С енотами и дятлами,
С совой обросшей патлами!
Он делится орешками
С косулями с олешками
С кротами кропотливыми,
С бобрятами смешливыми.
Последним зимним яблоком
Он поделился с маленьким,
Совсем озябшим зябликом!
Но сказками – побасками
Книжками – раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками – малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками.
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живет весёлый гном,
Гном – дома!
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый!
Из домика появляется игрушка гном. Он здоровается с детьми. Интересуется, какое у них настроение.
- А у меня настроение всегда весёлое, я люблю смеяться.
- А вы любите смеяться?
- Когда вам смешно бывает?
- Давайте, поиграем в игру “Смешные человечки” (Пальчиковая игра).
Цель игры: Эмоциональная разминка. Развитие коммуникативных способностей.
Ход игры
“Смешные человечки”
Дети делятся на пары – мальчик и девочка.
- Бежали мимо речки смешные человечки (“человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).
- Прыгали – скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга).
- Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга).
- Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
- И забили гвоздик (постучать кулачками).
- Потом бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
- Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).
Дети стучатся во второй дом, оттуда появляется Царевна Несмеяна со словами:
Ой, беда, ой беда:
В огороде лебеда.
Я Царевна Несмеяна,
Я реветь не перестану.
Ни за что не рассмеюсь,
только пуще разревусь.
Воспитатель и дети здороваются с царевной.
-Дети, как вы думаете, почему её зовут Несмеяна?
- Как же нам её развеселить?
- Давайте поиграем в игру “Скучно, скучно так сидеть”
Цель: Развитие раскованности.
Ход игры
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья, Возле одной по количеству игроков, возле другой стены на один стул меньше. Игроки садятся на стулья. Ведущий читает стихотворение:
Скучно, скучно так сидеть;
Друг на друга глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только ведущий заканчивает читать, все игроки бегут к противоположной стене, и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Во время игры Несмеяна начинает смеяться. Воспитатель обращает на это внимание.
- Как вы думаете, почему ей было грустно?
- А вам бывает грустно?
Дети подходят к третьему домику. В нём живет Баба Яга. Она пугает детей. Воспитатель спрашивает у детей, боятся ли они её?
- Давайте её подразним.
Дети дразнят:
Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.
Бабка-ёжка злится и пугает детей.
- Дети, какая Баба Яга.
- А вам бывает страшно?
- Кого вы боитесь?
- Я вас хочу научить, как перестать бояться.
- Это портрет бабы Яги. Мы ей нарисуем улыбку. Причёску украсим бантиками.
- Какая теперь баба Яга?
- А можно нарисовать свой страх, разорвать и сделать “салют”.
- Вот так, (воспитатель подкидывает клочки бумаги вверх).
- Посмотрите, у меня здесь лежат картинки. Из них нужно выбрать картинки с эмоцией грусти, радости, страха.
III. Рефлексия занятия.
- Вам понравилось в сказочной стране?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое у вас сейчас настроение?
IV. Ритуал прощания.
Дети дарят друг другу улыбку и говорят пожелания.