В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Пожалуй, главная задача школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей. И одним из таких видов учебной деятельности учащихся, используемых автором, является метод проектов.
Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:
- умение работать в команде;
- умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
- умение выполнять исследовательскую работу;
- гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
- развитые коммуникационные навыки.
В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, т. е для уроков информатики. Поэтому метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение школьника. Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров. Учитель при этом превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в эксперта-консультанта.
Метод проектов в своей работе автор статьи использует более 5 лет. Обычно класс делится на 3 группы (по 3-4 ученика), дети сами выбирают темы, они разнообразные: социальные, мультимедийные, издательские. Например, выпускники 2004-05 учебного года работали над темами: “Терроризм. Методы борьбы”, “Строительство и ремонт дома”, “Сферы здоровья”. На первом этапе дети собирают теоретический материал, затем практические советы, и, наконец, оформление работ. При оформлении проектов соблюдаются все требования к проектам. Самым торжественным и волнующим бывает защита, которая проходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к защите дипломных работ, диссертаций. Приглашаются учителя, родители.
Учащиеся 11 класса в этом учебном году защищали мультимедийные проекты на тему “Хочу стать рекламным агентом”. Выпускники проявили много творчества, фантазии и защита работ прошла на хорошем уровне. Данный урок был отснят на видеопленку.
Учащиеся 6 класса на уроках информатики занимались издательским проектом “Школьная газета”, удачно защитили его на районной научно-практической конференции “Старт в науку”.
Таким образом, работая над творческим проектом, дети открывают новые для них факты и понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышления и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным увлечением, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
В чем автор статьи видит перспективу работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. Некоторые работы учащихся 11 класса в прошедшем учебном году были так интересны, что были рекомендованы при некоторой доработке к защите реферата на итоговой государственной аттестации. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.
Разработанные и примененные автором статьи содержательно технологические подходы (организация учебного процесса на основе применения метода проектов) являются важным фактором развития у учащихся в процессе освоения информатики базовых знаний, умений, опыта и социально-личностных качеств, входящих в структуру информационно-функциональной компетентности как интегративного качества личности.