1. Заповедник “Хакасский” - жемчужина Хакасии
Существующая в России система государственных природных заповедников и национальных парков формировалось с 1916г. И сегодня включает 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га и 35 национальных парков площадью 7 млн. га
Республика Хакасия входит в состав Алтая – Саянской горной страны и расположена в ее центральной части. Здесь на малой территории сосредоточенны практически все природные пояса этого обширного экорегиона; степь, лесостепь, подтайга, горная тайга и высокогорье.
Природно-географические и культурно исторические условия Республики, в силу своего геополитического положения и особенностей исторического развития, располагают необходимыми условиями для успешного социально – экономического развития региона.
В августе 1991г. постановлением Советом Министров РФСР был утвержден первый в Хакасии государственный природный заповедник “Чазы”, а спустя два года горно-таежный – “Малый Абакан”.
Под охрану были взяты участки степи, включающие приозерные котловины и часть акваторий наиболее ценных озер, лесостепи и болота, а также девственные кедровые леса, горные редколесья, высокогорные тундры, альпийские луга, высокогорные степи и высокогорные пустыни (гольцы). В дальнейшем в состав заповедника “Чазы” было включено озеро Улух – Коль – ключевая орнитологическая территория международного значения.
В 1999г. на базе этих заповедников был создан заповедник “Хакасский”.
Заповедник “Хакасский” это один из сложных заповедников РФ. Его территория располагается на 9 кластерных участках расположенных в 5 административных районах РХ, разобщенных между собой на расстоянии до 500км. В 2001г. после включения в состав заповедника участка “Заимка Лыковых” заповедник увеличил свою площадь в два раза, присоединив к существующей (125,1 тыс. га) еще 142,4 тыс. га. В настоящее время площадь заповедника составляет 267,5 тыс. га. В состав заповедника на севере, в центре и юге Хакасии входят озера – Беле, Шира, Иткуль, Улух – Коль и др. На северо-западе – участок “Подзаплотские болота”. Заповедному делу Хакасии 11 лет.
Животный мир разнообразен. Особенно высокой численностью, по сравнению с другими районами, достигает соболь, кабарга, медведь, белка и норка. Из редких и исчезающих видов, в Красной книги России и Хакасии, встречаются северный олень (алтая – саянская популяция), сибирский козерог, снежный барс, выдра, скопа, беркут, черный аист, алтайский улар и др.
Охрана природных комплексов и объектов остается самой приоритетной и основополагающей задачей стоящей перед заповедником, так как только в природной среде возможно полноценное и долговременное сохранение видов. Уделяется особое внимание пресечению нелегальной эксплуатации природных ресурсов.
Организация научно – исследовательской заповедников определяется и проводится по трем составляющим:
- инвентаризацией,
- мониторинга
- проблемно – ориентированных исследований;
- планируется с учетом природной специфики;
- реальных потребностей и возможностей заповедника.
Эколого-просветительская деятельность заповедника направлена на формирования у различных слоев населения понимания современной роли ООПТ сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их место в социально – экономическом развитии региона. Жители и власти региона должны понимать, что заповедник является ресурсом – как федеральным, так и региональным
2. О воспитании экологической культуры на уроках и внеклассных мероприятиях по математике
Под экологической культурой понимается система знаний и умений, ценностных ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также как активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.
Экологическая культура является основной целью экологического воспитания, является важной частью общей культуры человека, повышение роли экологической компетенции, определяющей его духовную жизнь и поступки.
Экологическое воспитание есть непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленной на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих естественное отношение к окружающей социально- природной среде.
Математика - считается количественной наукой, поэтому полезно использовать математические знания, выводы для аргументированного обоснования различных экологических явлений, проблем, связанных с техногенным характером промышленности.
Через предмет математика, можно наглядно в графиках и диаграммах, схемах показать влияние жизнедеятельности человека на среду обитания. В 80-х годах теория и практика экологического образования обогатилась концепцией о его непрерывности, где под непрерывным образованием понимается социально - педагогическая категория, выражающая идею поступательного развития образовательных потребностей человека, как конкретного социально - педагогического процесса. Такая постановка вопроса подчеркнула всеобщность и необходимость экологического образования в отечественной школе.
Одним из методов воспитания экологической культуры является интегрированный подход к обучению.
Сущность интегрированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности школьников заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что возможно синхронное изучение смежных объектов различных областей знания. При этом необходимо заранее и точно представить место каждой темы в учебном предмете и синхронизировать по времени с изучением соответствующей темы в других учебных предметах.
Учебно-познавательная деятельность с усилением межпредметных связей, прежде всего естественнонаучного и математического образования.
Наиболее удачны для интеграции учебные предметы: Математика – Природоведение, Математика – Трудовое обучение, Математика – Изобразительное искусство. Интегрированные уроки позволяют учесть внешкольный, внеучебный субъектный опыт школьника, разнообразить методические технологии, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах.
Из естественнонаучных дисциплин в курсе обучения выделяется учебный предмет, Окружающий мир, Природоведение и др.
Интеграция учебных предметов Математика и Природоведения способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы и ее особенностей, расширению интеллектуального и математического кругозора, помогает осознать и понять связи учебного материала с окружающей средой.
Многие педагоги видят огромную методическую ценность в объединении разнопредметной информации. Так в общеобразовательных учреждениях создаются проблемные группы по разработке и проведению интегрированных уроков. Работа во временных творческих коллективах требует от учителей дополнительной подготовки, большой эрудиции и высокого уровня профессиональной компетенции. Для учителя, интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, приобщение его к новому типу мышления, простор для реализации новых технологий.
Переход от информационно-объяснительной технологии обучения математике к деятельностно-развивающей требует формирования широкого спектра методов. Важными методами становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Внедрение интегрированного подхода к обучению математике существенно меняет характер педагогической деятельности.
Для создания интегрированной системы общее структурирование каждой из дисциплин, входящих в нее, дополняется процедурой междисциплинарного структурирования. Оно должно подчиняться генеральной методической идее, которая связывает содержание всех дисциплин, входящих в интегрированную систему. Кроме того, необходимо определить не только набор дисциплин для структурирования, но и их роль в общей системе, их иерархию. При этом важно учесть:
- теоретическую и практическую направленность каждого предмета;
- соотношение между дисциплинами вида “общее – частное”;
- интегрированную емкость содержания каждой дисциплины.
Таким образом, обновление содержание образования предъявляет высокие требования к формированию учебно-методического содержания, реализующая идеи междисциплинарности.
Разработка заданий интегрированного характера способствует динамике процесса развития ключевых компетенций учащихся в условиях специально организованной среды – интегрированного учебного содержания.
Проблема формирования экологической культуры школьников в концепции И. Д. Зверева и А. Н. Захлебного намечают основные пути решения:
- интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;
- формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;
- непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.
Учителя математики недостаточно обеспечены методической литературой по вопросам осуществления экологического образования на межпредметной основе. Имеющиеся пособия и методические рекомендации в основном ориентируют учителя на проведение этой работы при изучении курса природоведения. В современных условиях ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме. Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.
Для решения задач экологического образования в 5-6-х классах на межпредметном уровне необходимо:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения и среде жизнедеятельности человека.
Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла помогает раскрыть экологические знания учащихся: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленный на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану.
Исследователями была разработана система экологических знаний, которые возможно формировать на междисциплинарной основе при изучении предметов естественно-математического цикла:
В систему знаний входят собственно природоохранительные:
- Знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространенных животных или растений родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных.
- Знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы (мотивы пользы), эстэтические мотивы (мотивы красоты), гуманистические мотивы (мотивы доброты), гражданские мотивы охраны природы (мотивы здоровья).
- Знания о мерах охраны природы. Эта группа включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета. Широкое применение в обучении школьников математике получили межпредметные текстовые задачи. Использование их способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе. С помощью таких заданий на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.
Образование в той или иной стране, у того или иного народа не может не нести на себе печать данной нации. Не может не отражать специфические ценности народа. Возрождение и развитие любой национальной культуры и языка имеет выраженную интегративную цель. В настоящее время в обществе возрос интерес к изучению народных традиций, культуры, природы своего края. Это обусловлено рядом причин:
- желанием познать мир, в котором живешь;
- новыми подходами к процессу обучения, в частности, гуманизацией образования.
Так, интеграция естественных наук с окружающим миром:
- обогащает кругозор;
- развивает наблюдательность;
- мышление детей;
- прививает бережное отношение и любовь к природе;
- закладывает основы экологического воспитания.
Ученик – активная мыслительная деятельность, если он выполняет задание, представляющее для него определенный интерес. В основе успешности обучения основного параметра, определяющего полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, на наш взгляд, лежит познавательная потребность.
Интерес эффективно развивается на основе развития познавательной потребности, использования занимательных заданий математико-природоведческого характера. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта, направленные на формирование и развитие основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
Традиционно проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении. Следует больше использовать так называемую “внутреннюю” занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность детей. Внутренняя занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже известными детям понятиями, возникновение новых “почему” там, где, казалось бы, все ясно и понятно.
Необходимо отметить, что учащиеся с удовольствием выполняют работу, если задания даются в необычайной форме. Задания, составленные на межпредметной основе, в выполнении которых лежит владение учеником вычислительным приемом, можно поставить на более высокую ступень.
Так, учителю математики нужно быть краеведом. Собирать материал о своем крае и использовать его на уроках. Тогда урок будет гораздо интереснее и у детей появится желание вести поисковую работу.
Для лучшего понимания математики, связей, существующих между объектами и явлениями природы, создания благоприятных условий для развития учащихся мною осуществляется региональный подход. При этом не только используется на уроках элементы краеведения, но привлекается педагогически обоснованный краеведческий материал, делая это в системе и целенаправленно. У школьников эффективно развиваются математические способности (вычислительные приемы) при работе с заданиями математико-природоведческого характера.
Основная цель – соединение программного материала (природоведческого и математического) с краеведческим с целью формирования у учащихся математических способностей, интеллекта, экологической грамотности.
Таким образом, систематическая работа по интеграции краеведческого материала на уроках математики расширяет экологический кругозор учащихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании национальную специфику Республики Хакасии, способствует развитию математических возможностей учащихся 5-6 классов.
Следует отметить особую роль познавательного интереса в воспитании экологической культуры. Сама природа интереса имеет объективно-субъективные основы. “ Но интерес, как и деятельность,- это человеческое образование. Человек отражает мир в своем сознании, изучает этот мир. С помощью интереса в изучение привносится личностное начало, открываются возможности школьника” (Г.И.Щукина).
Познавательный интерес - важнейший мотив учения, его формирование происходит через предметную и межпредметную деятельность в складывающиеся отношения между участниками учебно-воспитательного процесса. Этому способствуют широкое использование факторов новизны знаний, элементов проблемности в обучении, организации самостоятельных работ творческого характера, организация взаимоконтроля, занимательности. Когнитивный интерес создает благоприятные возможности для творческого развития учащихся и самостоятельности в экологическом образовании, развивает экологическое мышление, сознание, культуру, целеустремленность и деятельность по охране окружающей среды, а также создает базу адекватного определения жизненных перспектив
3. Задания экологического характера по математике для в 5-6-х классов.
Под заданиями экологического характера понимаются такие, которые направлены на формирование вычислительных умений, навыков и ознакомления с фауной Республики Хакасия. Они выражают интеграцию учебных курсов: математики, природоведения и окружающего мира.
Такие задания творчески работающий учитель математики может составить самостоятельно. Материал может быть взят из различных источников природоведения, справочников, а также получен самими учащимися при наблюдении объектов природы.
Рекомендуется следующая технология составления заданий:
- выбирается наименование (название) интересующего животного;
- определяется количество букв в слове;
- составляются вычислительные примеры, их количество совпадает с количеством букв;
- подбираются задания различного уровня вычислений, соответствующие умениям и навыкам учащихся;
- осуществляется кодирование букв слова (узнавание выражений соотносящихся с буквами);
- подбирается информация о животном.
Рекомендуются следующие принципы составления заданий:
- Соответствие государственному стандарту основного (общего) образования, возрастным особенностям обучаемых.
- Регионализация. Осуществление данного принципа предполагает использование материала, информации о животных Республики Хакасия. Данный принцип коррелирует с понятием “регионализация” образования вообще, являющийся постоянным процессом совершенствования, развития образования, смысловых установок, содержания, технологий.
- Психологическая комфортность. Выполнение вычислений обеспечивает психологически комфортный режим умственной деятельности, дает возможность ребенку верить в свои силы, что способствует саморазвитию и самореализации личности.
- Интеграция математики с окружающим миром. Информация о конкретном животном, обитающем на территории Республики Хакасия, представлена не в готовом виде, а требует выполнения предварительного математического упражнения;
- Экологическая толерантность. Выполнение заданий способствует развитию толерантного мышления, эмоциональной отзывчивости, воспитанию интереса и любви к своей малой родине – Хакасии, ответственности за ее судьбу.
Наглядность. Осуществление данного принципа предполагает опору на особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мышления младших школьников. Использование специальных условно-предметных моделей, иллюстраций способствует сохранению и поддержанию интереса обучаемого на протяжении длительного периода времени и обеспечивает успешность выполнения задания;
Рекомендуется соблюдать следующий порядок выполнения заданий:
- сначала читаете вопрос и даете свой вариант ответа на него;
- проверяете правильность высказанного вами предложения, т. е. выполняете математическое задание;
- используя соответствие “число-буква”, читаете слово, являющееся ответом на вопрос;
- читаете данную информацию о животном и отгадываете его название на хакасском языке.
Задание с региональным содержанием направленно на расширение кругозора учащихся о растительном животном мире родного края.
Задание по своему составу разнообразны, их можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении при изучении тем: “Решение задач составлением уравнений”, “Проценты”, “Действия с дробями”, задачи на движения, на вычисление площади, построение диаграмм и графиков, сравнение чисел. Задание развивает познавательный интерес к предмету математика и биология, математика и экология (раздел географии).
Задания могут быть использованы для устного счета, для самостоятельных работ, включены в контрольные работы дополнительным заданием с правом выбора его из всех, в дидактических играх, на внеклассных мероприятиях, например: конференция “Знаешь ли, свой край?”, используя как наглядный материал в различных диаграммах и графиках при проведении молодежных акций направленных на защиту природы. Задания ориентируют учащихся на выбор будущей профессии, для этого могут быть использованы элективные курсы “Математика и экология”.
Заповедник “Хакасский”
Территория заповедника "Хакасский" включает 9 кластерных участков общей площадью 274,6 тыс. га и объединяет их в две экологические группы – степную и горно-таежную. Степная группа включает семь кластерных участков, расположенных в пределах степного и лесостепного поясов растительности в левобережной части Минусинской котловины. Общая площадь кластерных участков степной группы составляет 27,7 тыс. га:
Кластерный участок | Площадь (тыс. га) |
Суходольные луга | 18,7 |
Древестно – пустырниковая растительность | 3,4 |
Болота | 1,9 |
Водоемы | 3,7 |