Цель: помочь детям как можно глубже прочувствовать художественный образ леса.
Задачи:
- формировать представление о прекрасном в жизни и искусстве;
- способствовать развитию умения понимать содержание литературных произведений;
- формировать способности творчески воспринимать образ леса в разное время года;
- помочь перевоплотиться в образ леса, используя пластику, мимику, музыку;
- прочувствовать образный язык стихотворения через сравнения, эпитеты, устаревшие слова;
- помочь понять темпоритм напевного стиха через перенос ударения ("У тебя ль было.."), повторение разных слов, но близких по смыслу (ветром – холодом, тучей – бурею);
- стимулировать эмоциональные переживания детей;
- развивать творческую личность каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- рассматривание картины Васнецова "Три богатыря", иллюстраций на темы: "Осенний лес", "Летний лес";
- знакомство с народными приметами октября;
- чтение стихов, отгадывание загадок об осени, лесе;
- беседа на тему "Образы богатырей в народном эпосе и живописи";
- знакомство с биографией и творчеством русского поэта А.В. Кольцова;
- работа со словарём устаревших слов;
- работа с энциклопедическим словарём (значение слова "бова").
Последующая работа: в ходе занятия по произведению А.В. Кольцова "Лес" дошкольники учатся понимать многозначный поэтический образ леса, расшифровывать его, соотнося с музыкальным произведением, с картинами художников, глубоко прочувствовать и самостоятельно выразить через пластику своего тела, словесные высказывания, в последующей самостоятельной творческой деятельности. (Рисунки - Приложение 1)
Материал: выставка иллюстраций о богатырях, об осеннем и летнем лесе; аудиозапись романса из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель", портрет поэта А.В. Кольцова и композитора Г. Свиридова.
Словарная работа: сведения энциклопедического словаря: бова королевич – герой русской волшебной богатырской повести. Преодолевая различные препятствия, Б. К. добивается прекрасной царевны Дружевны, совершает подвиги, проявляет храбрость.
Ход занятия
- Коренной месяц осени октябрь на Руси чаще называли листобоем. Почему? (Деревья сбрасывают свою листву.)
- Полыхающий пёстрыми красками сентября лес в октябре стряхивает последние листы с нагих своих ветвей. Вот дуют астафьевские ветры листобой (по народному календарю – 3 октября), плачет холодными слезами Фёкла – зарёвница (7 октября), а "с Ерофея холода сильнее" (17 октября).
- В октябре природа постепенно мрачнеет, увядает, засыпает. Многие русские поэты отобразили эти картины осени в своём творчестве. Один из них – Алексей Васильевич Кольцов, стихи которого зазвучали более ста лет назад. А.В. Кольцов много ездил по деревням и сёлам России. Встречаясь с людьми, прислушивался к народной речи, записывал пословицы и поговорки, запоминал народные песни, былины и это было для него настоящей жизненной школой. Здесь он учился как надо писать и слагать удивительные стихи о красоте русской природы.
- Ребята, вы хотите очутиться в волшебном мире русской поэзии?
- Я приглашаю вас туда и познакомлю со стихотворением А.В. Кольцова "Лес".
- Я вам уже говорила, что это стихотворение написано давно и в нём много устаревших слов. Помогите мне их расшифровать.
- Что значит "призадумался"? (Приставка –при- усиливает значение этого слова, т.е. глубоко задумался, серьёзно.)
- А как можно это слово изобразить, показать?
- Бова – силач, богатырь, герой лубочных сказок, русских волшебных богатырских повестей.
- Ратовать (от слова "рать") – сражаться.
- Молвить – сказать.
- Мочь – сила, мощь.
- Непогодь – перестановка ударения.
- Вслушиваясь в содержание стихотворения, постарайтесь прочувствовать образ леса, понять его чувства, переживания.
- А поможет вам в этом удивительная музыка Г. Свиридова (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель": "Романс"). Перед вами портрет выдающегося композитора.
- Итак, приготовьтесь, закройте на минутку глаза. А теперь откройте их и слушайте.
Слушание стихотворения.
- Понравилось? О чём говорится в стихотворении? Что почувствовали? Чем взволновало вас это стихотворение? Какие слова запомнились сами и их хочется повторить?
- Сейчас, ребята, послушайте 1-ую часть и попробуйте определить настроение леса в этой части стихотворения.
- В какое время года изображён лес? (Осенью.)
- Какой осенью? (Глубокой.) Как вы думаете, в каком осеннем месяце? (В октябре.)
- Почему вы так думаете? (Потому что октябрь – листобой, и в стихотворении деревья сбрасывают свою листву.)
- Какой лес в октябре? Какими словами поэт описывает его? (дремучий, тёмный, задумчивый, грустный, поникший, мрачный.).
- Как ещё можно сказать? (Тоскливый, жалостливый.)
- С кем сравнивает автор образ леса? (С богатырём Бовой, силачом. Его заколдовали, сняли шлем с головы.)
- Так же и лес что теряет глубокой осенью? (Листья.)
- Как описывает Кольцов явление листопада? С чем сравнивает? (Плащ упал к ногам и рассыпался, зелёный шлем буйный вихрь сорвал и развеял.)
- Какое настроение у леса в этой части стихотворения? А у вас?
- Попробуем передать это настроение с помощью музыки, мимики, выразительных жестов и движений.
- Какая мимика: грусть, печаль, переживания, страдание – покажем глазами.
Пластический этюд. (рис.1)
Рисунок 1
- Ребята, какая была музыка? (спокойная, плавная, грустная, печальная, мелодичная, сердечная, душевная, т.е. характер музыки соответствовал настроению героя стихотворения – лесу.)
- А вашему?
- Послушайте теперь 2-ую часть стихотворения и попробуйте определить какое настроение у леса в этой части стихотворения?
- В какое время года лес изображён в этой части стихотворения? (летом.)
- Почему летом? Подтвердите мне свои ответы строчками из стихотворения. (Слышны соловьиные песни, дни – роскошество, в тени деревьев отдыхают и друзья, и недруги.)
- Что же произошло поздним вечером? (налетела буря, распахнула тучу чёрную, дохнула ветром – холодом.)
Пластический этюд. (рис.2)
Рисунок 2
- Как повёл себя лес? (Разбушевался, как богатырь, зашатался, засвистел, зашумел, дрогнула грудь его.)
Пластический этюд. (рис.3)
Рисунок 3
- Что молвил он буре? Каким голосом? ("Вороти назад! Держи около!"; грозно, сердито, шумно)
- А что буря? (Всплакнула, взвыла, как ведьма, как леший и унесла свои тучи за море.)
- Итак, какой лес мы видим здесь? (Гордый, красивый, статный, могучий, непобедимый, как богатырь.)
Пластический этюд. (рис.4)
Рисунок 4
- Мы передали настроение леса словами, чувствами, а как это выразить движениями, жестами.
- Как можно изобразить тучу чёрную? (Раскинув широко руки, она обнимает лес ветром – холодом, она кружит над ним и уносится прочь.)
Пластический этюд. (рис.5)
Рисунок 5
- А лес? (Стоит, как могучий богатырь, гордо держит голову, спина прямая, все мышцы тела напряжены, ноги как будто вросли в землю. Только чуть-чуть шатается.)
- Скажите, а какая музыка звучала в этом отрывке? (Тревожная, быстрая, буйная, шумная, мощная.)
- А что вы чувствовали? (Радость, гордость, восхищение богатырским лесом.)
Пластический этюд. (рис.6)
Рисунок 6
- Послушайте заключительную часть стихотворения.
- Какой лес здесь? (Почернел, затуманился, одичал, замолк.)
Пластический этюд. (рис.7)
Рисунок 7
- Кто виноват? (Не осилили тебя сильные туча, буря, так дорезала осень чёрная.)
- Как вы понимаете конец стихотворения:
С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…!
- Какое настроение у леса? (Тоска, боль, тревога, отчаяние.)
Пластический этюд. (рис.8)
Рисунок 8
- Удивительный стих этого поэтического произведения! Таким стихом писали былины: неторопливый, спокойный, напевный, мелодичный; сам, как песня. И читать его нужно душой и сердцем. Здесь почти нет рифмы, а звучит складно. Для сохранения чувства рифмы автор использует особые приёмы, например: переносит ударение – у тебя ль было; непогодь; повторяет разные, но близкие по смыслу слова – тучей-бурею, ветром-холодом; и другие приёмы, чтобы сохранить плавность.
- Взволновало вас это стихотворение? Кто из вас хочет обратиться к лесу, что-нибудь сказать ему? (Дети подходят к картинам и высказывают свои чувства.)
- Не грусти, лес, ведь засыпаешь ты ненадолго. Снова придет весна, оденет тебя в густолиственный зелёный плащ, и ты опять летом будешь гордо сражаться с грозовыми тучами.
- Лес смотрит на вас с картин художников и благодарит за ваши тёплые слова.
- Понравилось вам путешествие в мир поэзии?
- Кто сопровождал нас всё это время? (Музыка, картины, пластика.)
Лес
Посвящено памяти А.С. Пушкина
Что, дремучий лес,
Призадумался, -
Грустью тёмною
Затуманился?Что Бова – силач
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в боюТы стоишь – поник,
И не ратуешь
С мимолётною
Тучей – бурею?
Густолиственный
Твой зелёный шлем
Буйный вихрь сорвал –
И развеял в прах.Плащ упал к ногам
И рассыпался…
Ты стоишь – поник,
И не ратуешь.Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?
У тебя ль, было,
В ночь безмолвную
Заливная песнь
Соловьиная…У тебя ль, было,
Дни – роскошество, -
Друг и недруг твой
Прохлаждаются…У тебя ль, было,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдёт;
Распахнёт она
Тучу чёрную,
Обоймёт тебя
Ветром – холодом.И ты молвишь ей
Шумным голосом:
"Вороти назад!
Держи около!"Закружит она,
Разыграется…
Дрогнет грудь твоя,
Зашатается;Встрепенувшися,
Разбушуешься:
Только свист кругом,
Голоса и гул…Буря всплачется
Лешим, ведьмою
И несёт свои
Тучи за море.Где ж теперь твоя
Мочь зелёная?
Почернел ты весь,
Затуманился…Одичал, замолк…
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.Так-то, тёмный лес,
Богатырь Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень чёрная.Знать во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…